На следующий день программой у нас была запланирована поездка на Кий-остров, но ввиду нехватки транспорта она не состоялась. Я, впрочем, не слишком по этому поводу расстроилась, поскольку никаких архитектурных или художественных чудес на острове нет (он славится больше своей необычной природой). Тем более, что у организаторов была приготовлена вполне адекватная замена на случай отмены поездки.
Утром, переправившись на примерно таком же драндулете, что бороздит просторы Кенозера, на другой берег Онеги-реки, наша группа расселась по двум "буханкам" и отправилась в деревню Ворзогоры. Дорога туда - удовольствие, прямо скажем, ниже среднего: ухабы страшнейшие, водитель гнал как подорванный - так что тем, кто сидел в заднем отсеке, ехать все эти 30 км пришлось в позе орла: согнувшись вперед, чтоб не стукнуться ненароком головой о крышу, и держась за поручень, расположенный за сидением :) Мы с ОВ это выдержали без потерь для здоровья, но нашему примеру, к сожалению, последовали не все.
Собственно, все мучения были ради еще одного «тройника» - второго и последнего на всем нашем маршруте. Здесь нас встретил отец Алексей, который много лет назад вместе со своей супругой художницей Татьяной Юшмановой создал волонтерскую организацию «Общее дело», занимающуюся поиском, описанием, реставрацией (по возможности) или консервацией памятников русского северного деревянного зодчества. Собственно, и началась история "Общего дела" именно здесь, когда Татьяна Юшманова увидела, как один из местных жителей своими силами реставрирует колокольню. Сначала они с мужем помогли ему деньгами и стройматериалами, потом совместными усилиями подлатали два стоящих рядом храма, потом появилась идея заняться другими объектами, и т.д.
Кроме того, Ворзогоры оказались непохожи на все те деревни, что мы видели на Севере до сих пор - это довольно большое поморское село, раскинувшееся на берегу Белого моря. Виды с колокольни открываются совершенно потрясающие, в хорошую погоду (а день как раз выдался ясный) отсюда даже виден Кий-остров.
На другом конце села в деревне Яковлевская стоит деревянная часовня Зосимы и Савватия (1850г), у которой мы также сделали остановку. Здесь также находится прелюбопытнейшая стела с родословными местных жителей, где можно проследить, как передавались фамилии в этих краях.
Ворзогорский тройник. Слева направо: Введенская церковь (1793г), колокольня (XVIIIв), древняя Никольская церковь (1636г).
Еще один вид тройника с другого ракурса. У Никольской церкви три главы с барабанами на переднем плане и бочка над алтарем восстановлены уже в наше время (покрасили их что ли? - новое дерево почти незаметно). Обезглавленная Введенская церковь долгое время была сельским клубом, сейчас восстанавливается.
Введенская церковь (1793г), вид с колокольни.
Никольская церковь (1636г) - вид с колокольни.
Колокольня горела - видно обугленные бревна под обшивкой.
Интерьер Введенской церкви потихоньку восстанавливается. Вот эта обивка вроде бы старая - с XIXв призвана была имитировать каменное зодчество, как будто стены здесь оштукатурены.
Как и такие колонны,
раскрашенные "под мрамор".
Попыталась снять панораму деревни Кондратьевской на фоне Белого моря. В левом нижнем углу стоят наши "буханки" - темная и светлая.
А на этом фото вдалеке можно рассмотреть Кий-остров с остатками монастыря, основанного будущим патриархом Никоном, - громада Крестовоздвиженского собора (1656-1660 гг) видна даже с такого расстояния.
Избы в Ворзогорах ниже обычных онежских - видимо, из-за сильных морских ветров.
Ворзогоры (деревня Яковлевская), церковь Зосимы и Савватия (1850г).
И ее классицистический иконостас.
Стелла у церкви с родословными нескольких местных семейств: видно, что от Ильи Дорофеева родились Агафья, Параскева и Пелагея Ильины,
А от Севастьяна Иванова - Таисья и Павла Севастьиановы.
Дальше последовало несколько часов туризма, который принято называть экологическим. Ничего удивительного - в этих краях находятся медицинские учреждения и санатории, созданные на базе местных лечебных грязей. Здесь довольно обширный пляж, который, правда, когда мы приехали, был почти пуст, так как лето это выдалось нежарким, и вода в Белом море не слишком прогрелась даже на здешнем мелководье. Тем не менее, некоторым из нас +18 градусов показалось вполне приемлемой температурой, чтобы в море искупаться. Я тоже полезла, но, честно говоря, сугубо символически (так как это, действительно круто - искупаться в Белом море) и, проплыв три метра, пулей выскочила берег греться :) А вот ОВ пришлось из воды чуть ли не выгонять - она хорошо переносит и даже любит холодную воду.
В лесах вокруг пляжа обнаружились заросли брусники и голубики, не говоря уже о грибах. Здесь я впервые увидела, как растут некоторые северные ягоды (которых нет ни в Москве, ни, тем более, на моей южной родине): морошка и княженика (полярная малина). Первой удалось найти одну веточку (ее сезон уже закончился), второй обнаружилась небольшая полянка. Княженику, кстати, очень сложно собирать - она маленькая и довольно редко растущая (но, говорят, удивительно, вкусная), потому все настойки и экстракты из нее стоят в разы дороже, чем аналогичные напитки из других ягод.
Берег Белого моря.
Пляж на Белом море, где, говорят, есть выходы лечебных грязей.
Красноватый цвет песку придает минерал - разновидность граната.
Брусникой в Подмосковье никого не удивишь.
А вот морошкой можно. Здесь еще и голубика.
Это пушица.
Заросли княженики (полярной малины).
Так выглядят ее ягоды - обычно, одна маленькая ягодка, гораздо реже встречаются вот такие гроздья.
Вернувшись в Онегу, пообедали и отправились в Подпорожье - по моему субъективному мнению, самое прекрасное и интересное место на Онеге. На другом берегу реки, куда нас переправили на нескольких моторках, стоит замечательная Владимирская церковь (1757г). Ее архитектура не совсем обычна - боковые бочки венчают шатры, а центральный купол - главки, что создает удивительный ритм из разнообразных завершений и совершенно непохожие друг на друга виды храма с различных ракурсов.
Церковь нам открыл один из местных жителей, следящий за состояние церкви (а оно, насколько я поняла, вызывает тревогу - фундамент дал усадку и геометрии основного объема нарушена). Внутри Владимирской церкви сохранилось «небо» кон.XVIIIв, лучше которого до этих пор мне лично видеть не приходилось. На его гранях изображены традиционные архангелы, но все блондины - изображения такого типа в русской иконографии именуются «златые власы». Но лучше всего, написано, пожалуй, Распятие с предстоящими, особенно фигуры и лики Иоанна Богослова и сотника Лонгина.
Владимирская церковь (1757г).
Переправлялись в Подпорожье из деревни Камениха. Солнышко оттуда.
А вот солнышко по-советски.
Оттуда же ворота с рыбой - люди живут рядом с достопримечательностью, хотят как-то соответствовать :)
Ну или хотя бы так :)
Этот вид я уже постила, но он настолько хорош, что можно и повторить.
И этот вид на реку от церкви - тоже.
Здесь видно, как шатровые завершения боковых бочек уперлись в четверик храма, только он не дает им упасть.
Та же картина поближе.
Интерьер Владимирской церкви.
Троица новозаветная в центре "неба".
И архангелы:
Архангел Селафиил.
Архангел Рафаил с Товием.
Архангел Иегудиил.
Архангел Уриил,
держащий в руке пламя - "свет Божий".
Архангел Гавриил.
Архангел Варахиил (в подоле у него цветы, если не ошибаюсь).
И его лик.
Для сомневающихся (мол, что это за корова с нимбом?) специально подписано: "Знаменуетъ Луку Евангелiста". Других угловых фрагментов с остальными евангелистами, к сожалению, не сохранилось.
Лики Святых жен.
Иоанн Богослов и сотник Лонгин - тоже оба "златые власы".
И вообще, Распятие с предстоящими здесь написано, по-моему, совершенно замечательно.
И под этим "небом" лежать можно долго-долго.
Вернувшись в Онегу еще засветло, мы с одной из участниц экспедиции успели до ужина немного пробежаться по самому городу, который, как уже стало ясно к тому моменту, не вписался в нашу программу. В принципе, интересного здесь не так много: 40 минут нам хватило на беглый осмотр основных достопримечательностей: пары деревянных особняков на улице Октябрьский проспект, нескольких каменных зданий XIXв в стиле провинциального классицизма и эклектики на улице Гоголя, интересного деревянного дома, где сейчас расположен музей местного уроженца Кучина, - тоже морехода-полярника, принимавшего участие в экспедиции к Южному полюсу под руководством Рауля Амундсена. Южный полюс тогда покорен так и не был, но Кучин стал первым русским, высадившимся на берег Антарктиды. В 1913 году (предположительно) пропал вместе с исчезнувшей полярной экспедицией Русанова в Карское море. Вроде бы в 2000г удалось обнаружить ее остатки где-то у побережья Таймыра.
К сожалению, как добраться в городок Онега (о существовании которого я, например, знать не знала до этой поездки) общественным транспортом, не знает даже вездесущий сервис Яндекс-Расписания. Так что самостоятельным путешественникам приходится рассчитывать на свои силы - из Каргополя сюда ведет обычная для этих мест грунтовка. Из Архангельска, говорят, есть электрички, но это нужно проверять: с электричками сейчас в стране напряженка.
Основное производство здесь - лесопильное, потому щепу и опилки используют для насыпания пляжей, дорог и т.д.
А вообще, берега реки здесь каменистые.
Городской парк с другого берега Онеги-реки. Троицкий собор (1796-1800гг).
До Троицкого собора мы дошли уже вечером.
Вот такие здесь тротуары. В сумерках снимать плохо, так что за качество фотографий дальше не обессудьте.
И мостки.
Красивый жилой дом нач.ХХв.
С кронштейнами и тройным окном мезонина.
Казначейство IIпол. XIXв.
Каменные дома кон.XIX-нач.ХХ вв на улице Гоголя.
Один украшен красивым угловым балконом.
А это очень интересное здание, возможно 20-30 годов ХХв. Архитектурный стиль определить затрудняюсь. Сейчас здесь музей полярника А.С.Кучина.
На доме есть вот такая табличка, объясняющая, в том числе, почему в Онеге осталось так мало старых зданий.