Флоренция в мае весьма многолюдна, потому в этот раз я старалась провести в ней минимум времени, а больше поездить по более или менее туристическим городам Тосканы. Начала с Пизы, как с самого многообещающего из городов, где я ранее не бывала. Как легко догадаться, место это тоже очень раскрученное, но почти вся туристическая толпа странным образом сконцентрирована на Кампо деи Мираколи - водит хороводы вокруг падающей башни. Так что первую половину дня, до прихода на Кампо, я провела в тишине и покое.
Надо сказать, что расцвет Пизанской морской республики пришелся на XI-XII вв, т.е. времена господства романской готики, чем и обусловлено обилие в городе шедевров именно этого стиля, что для Тосканы, в принципе, не характерно.
Начала осмотр Пизы с упомянутой во всех путеводителях восхитительной маленькой церкви Санта-Мария-дела-Спина, что стоит на берегу Арно рядом с мостом Сольферино. Это настоящее буйство готики - такого количества скульптурного декора не найти и на более крупных объектах. Церковь 1323г постройки ранее стояла гораздо ближе к воде, но в 1870г ее разобрали и перенесли на нынешнее место, дабы защитить от просачивавшейся из почвы влаги.
Следующей была церковь Сан-Мартино (1332г), где есть интересный каменный рельеф, изображающий св. Мартина и бедняка, фрески XIVв, а также отличное "Распятие" местного живописца XIIIв.
Еще один шедевр романской архитектуры - лаконичная многоугольная церковь Сан-Сеполькро (Св. Гроба Господня), выстроенная в XIIв как вместилище реликвий, принесенных рыцарями из первого Крестового похода - к сожалению, оказалась закрыта.
А в расположенной неподалеку Новой крепости (1440-1512гг) сейчас находится городской парк - отличное сочетание в меру живописных руин и богатой южной растительности.
Церковь Санта-Мария-делла-Спина
И ее детали:
Палаццо Гамбакорти (1370-1380гг) на набережной Арно.
Церковь Сан-Сеполькро (XIIв).
Ренессансный фасад церкви Сан-Мартино не слишком интересен, а вот ее апсида и кампанила выглядят довольно внушительно.
Какой-то герб с могильной плиты в Сан-Мартино.
Фреска "Благовещение" оттуда же.
"Распятие" XIIIв из Сан-Мартино.
Святой Мартин и бедняк - рельеф работы Андреа да Понтедера.
Новая крепость и городской сад Скотто.
Набережные Арно в Пизе чем-то напоминают Флоренцию, но здесь гораздо спокойней.
Перейдя через мост, попала в бывший монастырь Сан-Маттео, где нынче располагается главный художественный музей города. Музей, надо сказать, отличный - лучший из всех, что мне довелось повидать в этой поездке (не считая флорентийского Барджелло, наверное). Набор для Северной Италии вполне традиционный - целый зал с "Распятиями" XI-XIV вв, деревянная и мраморная скульптура (по преимуществу, готическая - и отменного качества), большая коллекция живописи, каменные рельефы и капители, не считая всякой мелкой пластики и предметов обихода - но качество экспонатов высочайшее (похоже, в свое время Пиза, на самом деле, была не последним городом Тосканы). Одним словом, развлечение минимум на пару часов.
После музея еще немного прошлась по церквям, которые, впрочем, к тому моменту уже закрылись на сиесту, так что пофотографировала лишь их более или менее типичные фасады в пизанско-луккансом стиле. Исключением стала только замечательная романская церковь Сан-Дзено, что стоит немного на отшибе у одноименных ворот - архитектура ее оказалась столь замечательна, что я не пожалела о проделанном пути.
Для посещения открыта была только базилика св. Екатерины, где помимо хоршей живописи и витражей можно увидеть очередную замечательно выполненную готическую гробницу работы Нино Пизано (из династии местных скульпторов, известной далеко за пределами Италии).
Дивная Мадонна дель Латте (Млекопитательница) работы Андреа и Нино Пизано - из музея Сан-Маттео.
А эта Мадонна с ангелами украшала фасад одной из пизанских церквей.
Портал XVIв с изображение музыкальных инструментов.
"Рождество Христово" тоже из музея.
"Распятие" нач. XIIIв работы пизанского мастера.
Ну и восхитительная резьба по камню XIII-XIV вв:
Эта с изображениями монахов - работа Джованни ди Бальдуччо (1325-1330гг).
Похоже, св. Христофор.
"Святое собеседование" (1542г) прекрасного сиенского художника-маньериста (ученика Рафаэля и большого оригинала в жизни) Джованни-Антонио Бацци по прозвищу Содома.
Аннунциата (Благовещенная Дева Мария) -деревянная скульптура Томмазо Пизано.
Фрагмент картины Беноццо Гоццоли (здесь изображен донатор - заказчик картины).
В кои-то веки удалось более-менее сносно сфотографировать витраж - в церкви св. Екатерины.
Фасад церкви Санта-Катарина (XIII-XIV вв).
Прекрасное надгробие архиепископа Сальтарелии (1342г, Нино Пизано)
И его детали:
Еще одно надгробие - тоже и Санта-Катарины.
Церковь Сан-Фредиано (XI-XII вв).
Фотогеничная площадь Сан-Франческо.
Дивная романская церковь Сан-Дзено построена в Хв - ее портик поддерживают античные колонны.
На этом с церквями пришлось закончить, поскольку без Кампо-деи-Мираколи обойтись было бы странно, а путеводитель обещал там массу интересного. Но об этом в следующий раз.