Эрьзя.

Nov 20, 2009 00:36

Уже второй четверг подряд отклоняюсь от привычного маршрута дом - работа - (магазин) - дом в сторону музея. Слова Богу, некоторые наши местные музеи стали потихоньку отказываться от работы по графику до 18.00 (для пенсионеров, школьников и лиц свободных профессий) - так что иногда можно и после работы куда-то успеть.
На прошлой неделе, например, посмотрела выставку искусства Бидермейера в Пушкинском (был целый такой период в Австро-Венгерском искусстве). А сегодня усиленно спешила в галерею Церетели на выставку работ скульптора Степана Нефедова (Эрьзи), пришла через 5 минут после закрытия кассы (закрывается на час раньше самого музея), но была пропущена охранником даже без билета. В итоге вечер удался, ибо выставка хоть и небольшая, но на редкость интересная.
Стилистику Эрьзи (кстати, эрьзя - самоназвание одного из этносов, которых мы скопом именуем мордвой) нельзя назвать новаторской - ИМХО, ближе всего к Врубелю (один из любимых моих художников). Но Эрьзя, долго прожив в Аргентине, виртуозно овладел техникой работы с несколькими экзотическими породами дерева, из которых и сделаны его главные произведения. И работы эти, действительно, впечатляют - и уровнем мастерства скульптора, и умением раскрыть фактуру материала, и вложенными в них экспрессией и смыслами.
Впрочем, столь долгое пребывание вдали от европейского мейнстрима сыграло в итоге с Эрьзей странную шутку - всю долгую свою жизнь вплоть до 50-х годов он так и проработал в импрессионистском стиле, ставшем к тому времени уже глубоким раритетом. Что, конечно же, не отменяет ни большого таланта и виртуозного мастерства автора, ни страстной искренности и где-то даже философской глубины его работ - настоящее искусство, одним словом.

Так что сходите по возможности - удовольствие получите гарантированно. Работает выставка до 29 ноября.

А я теперь ожидаемо хочу в Саранск, где в музее его имени хранится самая большая коллекция работ Степана Эрьзи.
Previous post Next post
Up