Фильмы про войну

Apr 25, 2010 15:42

 За последний год мне довелось посмотреть два фильма по войну. Один - новый, 2006 года выпуска, а второй - из советской нерастиражированной классики, 1976 года.



"Франц и Полина" по сценарию А. Адамовича. Белорусская деревня во время оккупации. Про любовь, которой не может быть, про смерть, которая неизбежна, и про то, что останется после -  справедливая и бессмысленная ненависть.



"Восхождение" режиссера Л. Шепитько, по повести В. Быкова "Сотников". Фильм был под запретом, режиссер получила главную советскую награду посмертно, фильм удостоен нескольких международных призов.
Сейчас не снимают большие батальные сцены времен Великой Отечественной - это трудно, дорого, почти не осталось  свидетелей, которые могли бы проконсультировать, достоверно воссоздать события. Вспомните, в каком году были сняты "Они сражались за Родину", "Живые и мертвые", "Освобождение" и что было ( и было ли) снято за последние 10-12 лет! Удел военного кино сейчас, видимо, небольшие эпизоды, судьба одного человека, невидимый подвиг разведчика, партизана, пленного, подростка. Там, где не надо гнать в кадр целую армию, где несколько безоружных в заснеженном лесу  проходят через весь ужас перерождения от человека к мрази, и наоборот.
Вероятно поэтому первый фильм так пронзителен и успешен.
И по той же причине, я думаю, второй был запрещен: это не война в окопах под минометным обстрелом, а личное противостояние своей слабости и страху, в котором пытки и казнь перенести легче, чем голос совести. Это просто люди, вдали от канонады и топота пехоты, на своей собственной войне, которая заканчивается не криком "Всех не перевешаете!", а тихой исповедью в ночь перед казнью.  В фильме есть неожиданный момент. Следователь-предатель, ведущий допрос,  мгновенно схватывает причины отказа Сотникова говорить, и насмехается над его Богом, не называя Его имени. И оставляет солдата идти до конца, совершить свое собственное восхождение.

Между этими фильмами тридцать лет, но их объединяет не только сюжет об оккупации и партизанской войне. Мне даже кажется, что у режиссеров есть что-то личное в той страшной войне, своя боль и память.

Иногда я спрашиваю себя, какую память об этой войне важнее передать - какой страшный фашизм хотел уничтожить русских или каким стойким оказался русский дух? Абсолютно уверена, что ни английские, ни американские войска не пришли бы нас освобождать. Поделить, ограбить - да, но представить памятник итальянскому или французскому воину-освободителю где-нибудь в Крыму или Смоленске невозможно..

Победа, память, кино

Previous post Next post
Up