Jul 01, 2014 15:40
Правообладатели смогут блокировать пиратский, по их мнению, контент без суда. А если социальные сети и провайдеры не захотят им в этом помочь, то будут наказаны рублем - штраф составит до 1 млн руб. Таков финальный вариант поправок в антипиратское законодательство, которые Госдума рассмотрит во втором, решающем чтении в эту среду.
Второе чтение поправок в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс, усовершенствующих так называемое антипиратское законодательство, намечено на 2 июля, говорится в материалах профильного думского комитета по информационной политике. Речь идет о законопроекте, который в феврале в Госдуму внес вице-спикер Сергей Железняк и первое чтение которого состоялось в марте. К тому времени свою версию обновленного антипиратского законодательства подготовило и Минкультуры. Ко второму чтению готовился компромиссный вариант, к обсуждению которого были привлечены интернет-компании и отраслевые ассоциации.
Как это работает
Антипиратское законодательство заработало в России с августа прошлого года. У владельцев прав на кино- и телеконтент появилась возможность обратиться в Мосгорсуд с заявлением о блокировке спорного материала на 15 дней в качестве обеспечительной меры. Если суд выносит такое определение, то Роскомнадзор уведомляет об этом хостинг-провайдера, у которого есть один рабочий день, чтобы потребовать от владельца сайта удалить контент. Если этого не происходит, через три дня провайдер обязан сам ограничить доступ к ресурсу. В случае бездействия провайдера подключается уже оператор связи. В течение 15 дней, пока действует обеспечительная блокировка, правообладатель должен подать иск в Мосгорсуд с требованием прекратить дальнейшее распространение незаконного видео. В отсутствие такого иска блокировка прекращается.
С августа 2013 по июнь 2014г. Мосгорсуд, как следует из информации на его сайте, вынес всего 162 определения о блокировке сайтов. Исков было подано значительно меньше - всего 88. Причем ответчиками по ним выступал ограниченный круг одних и тех же хостинг-провайдеров: PRQ Inet KB, Voxility S.r.l., Altushost Inc. и др.
Как это будет работать
Законопроект распространяет антипиратское законодательство на другие объекты интеллектуальных прав - литературные произведения, софт, прямые телетрансляции, музыкальные фонограммы. Предполагается, что обновленный закон заработает спустя 90 дней с момента его официальной публикации. Исключение будет сделано лишь для фонограмм, которыми сейчас переполнены социальные сети. Защищать свои права в интернете музыкальные мейджоры смогут с января 2016г. Гендиректор российского офиса Universal Music Дмитрий Коннов называет такую отсрочку "дискриминацией одного вида контента". Музыкальная индустрия, сетует Коннов, и так больше всех страдает от пиратства, поскольку именно фонограммы наиболее востребованы у пользователей и наиболее просты в распространении в интернете.
Механизм судебной блокировки спорного контента принципиально не меняется. Лишь в первые два года хостинг-провайдер должен будет уведомить владельца сайта о принятых судом обеспечительных мерах не за 24, а за 36 часов. Такое же время будет отводиться и владельцу ресурса на удаление спорного контента.
Новшеством станет возможность признать интернет-ресурс, который неоднократно или грубо нарушает исключительные авторские права, запрещенным на территории РФ. С таким иском в Мосгорсуд сможет обратиться некоммерческая организация, представляющая права правообладателей. Если суд удовлетворит такой иск, Роскомнадзор потребует от операторов связи заблокировать доступ к ресурсу по всей стране.
Как заблокируют без суда
Но судебная блокировка спорного контента отныне станет уже вторым этапом выяснения отношений между правообладателями и интернет-площадками. Думский комитет по информационной политике поддержал идею Минкультуры о внесудебной блокировке информации - это и есть первый этап.
Как следует из финальной версии законопроекта, все владельцы сайтов обязаны будут указывать на своих ресурсах почтовый и электронный адрес, на который правообладатель сможет направить претензию. В законопроекте оговаривается обязательный перечень сведений, которые должен указать заявитель. Далее механизм схож с тем, что действует при судебном разрешении споров. Получив такое уведомление, хостинг-провайдер должен в течение суток (в первые два года действия закона - за 36 часов) уведомить об этом владельца сайта, а тот обязан в такой же срок спорный контент удалить.
Далее владелец сайта должен в течение 48 часов уведомить об удалении спорного контента уже лицо, его разместившее. Иными словами, администратор социальной сети извещает об этом пользователя. У того есть десять дней, чтобы подготовить возражение правообладателю. Опять же оговаривается набор данных, который необходимо в этом случае указать. Получив такое возражение от пользователя, социальная сеть сможет через 14 дней восстановить удаленный контент. Но только если правообладатель не обратится в суд. При подаче заявления в суд блокировка продолжается до тех пор, пока не будет вынесено определение об обеспечительных мерах.
"ВКонтакте" уже использует подобную модель, уверяет пресс-секретарь соцсети Георгий Лобушкин. По его словам, когда сеть получает запрос от правообладателей на удаление контента, она всегда предлагает загрузившему его пользователю оспорить удаление - ему приходит соответствующее служебное сообщение. Насколько затратна и трудоемка эта процедура, Лобушкин не уточнил.
Как накажут
За нарушение механизма внесудебной блокировки сайтов, равно как и за предоставление заведомо ложной информации как правообладателем, так и пользователем, предусмотрен штраф. Соответствующая поправка вносится в Кодекс об административных правонарушениях: физические лица могут быть оштрафованы на 150-300 тыс. руб., юридические - на 0,5-1 млн руб.
Административная ответственность за неисполнение внесудебной блокировки сайтов - главный недостаток законопроекта, указывает эксперт Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова. По ее мнению, внесудебное разрешение споров должно быть исключительно добровольным процессом, но под угрозой штрафов владельцы сайтов уже не будут разбираться, легальный контент разместил пользователь или нет. "Обсуждали, обсуждали поправки, а в итоге потратили время впустую", - сетует Левова. Источник, близкий к комитету по информационной политике, предупреждает, что в уже опубликованный текст законопроекта могут быть внесены очередные правки.