Отрывок из интервью Сашура Калашяна - архитектора, одного из авторов Мемориального комплекса Геноцида армян в Ереване.
...Чтобы понять, как нам выполнить Мемориал, надо было, прежде всего, ознакомиться с историей событий полувековой давности. В поисках литературы я набрел в отцовской библиотеке на русскоязычный однотомник историка Нерсесяна, озаглавленный "Геноцид армян в Османской Империи". Мы с волнением стали зачитываться и с каждой новой страницей книги впадали в оцепенение от ужаса. Содеянное никак не укладывалось в наше воображении. Стало ясно, что никакими повествовательно-изобразительными средствами искусства, будь то живопись или скульптура, отобразить весь ужас содеянного практически невозможно в силу фрагментарности этих средств. От эскиза к эскизу мы прониклись уверенностью, что решение проблемы кроется в абстрагированном отображении Трагедии, путем создания некоей "скорбной" архитектурной атмосферы, с таким же скорбным музыкальным наполнением и с минимальным использованием средств изобразительного искусства.
Вот эскизный вариант, который в итоге мы представили на ознакомление правительству:
В этом варианте мы предлагали трактовку Мемориала в виде обширной прямоугольной мощеной площадки, в которой вырублена глубокая траншея в форме григорианского креста. Процедура посещения Мемориала предусматривала лестничный спуск в траншею на глубину порядка шести метров, возложение цветов в алтарном конце креста и выход наружу через боковые крылья креста. Идея заключалась в создании некоего замкнутого пространства с имитацией искусственного пути в потусторонний мир, в желании, как бы, соотнестись с истерзанными душами невинных жертв. Для сгущения красок, поверхности боковых стен траншеи должны были быть покрыты тематическими барельефными изображениями массовых истязаний, сопровождаемые тревожным набатным звоном колокольни, установленной над центром креста.
Была также идея установки скульптурной композиции конника, - эпической фигуры воина, взывающего к мести.
Такова была общая концепция первоначального варианта. Жути в ней было много, много было и отчаяния. Как стало ясно чуть позже, жуть и отчаяние проявились и в других проектных предложениях приглашенных творческих групп. Обсуждение представленных проектных предложений состоялось в последних числах декабря 1964-го года у тогдашнего председателя Совета министров Армении Антона Кочиняна, в присутствии корифеев науки и культуры, видных партийных и общественных деятелей Республики, а также всех задействованных авторских групп. В результате оживленного обсуждения работ, руководство пришло к единодушному мнению, что наряду с Трагедией, Мемориал должен отобразить непоколебимую волю к Жизни, к Возрождению. Именно с такой формулировкой и было дано архитектурное задания в январе 1965 года, и был объявлен официальный, открытый республиканский конкурс, на лучшее проектное предложение по созданию Мемориала, на который я, в содружестве с архитектором А.Тарханяном, разработали и представили иной вариант архитектурного решения.
Стена в том варианте, в котором она представлена в Вашем изначальном проекте, напоминает мне стену плача в Иерусалиме. Это только у меня такие ассоциации или у вас тоже были?
Параллелей и ассоциаций мы не искали, хотя и назвали ее стеной скорби и печали. Выиграв конкурс и получив право на реализацию идеи, мы приступили к более детальной доработке проекта. Изначально стена была значительно короче, чем сейчас. Мы ее вытянули, потому что выявилась функциональная необходимость в сокрытии ущербной панорамы застройки противоположного склона ущелья, отвлекающей внимание посетителей Мемориала. Изначально мы думали покрыть стену барельефом. С этой целью мы привлекли к работе скульптора В. Хачатуряна, чтобы он разработал эскизы к композиции. Но, детально обсудив представленные им материалы, окончательно пришли к выводу о том, что они абсолютно излишни. Такой "суровой" и получилась стена - напоминающая "дорогу к Голгофе" обреченного поколения, начавшуюся от Константинополя и растянувшуюся до пустынных аравийских степей. И на стене этой высечены названия основных топонимов того пути.
О символизме составляющих частей Мемориала. Гайк Демоян, директор Музея-института геноцида армян, в своем интервью нашему порталу развеял миф о том, что плиты мавзолея представляют собой число армянских вилайетов на территории исторической Армении.
Да, это так. Есть числовые величины, в которых несведущий ищет некую магию. Число 12 одно из них. В нашем случае оно продиктовано всего лишь законом симметрии и пропорционального построения объема в целом. Как известно, круг имеет две оси симметрии, следовательно, число его составляющих должно быть кратным четырем. Мы пробовали сложить объем из 4, 8, 12, 16 и даже из 24 частей, но выбрали 12, потому как эта цифра оказалась наиболее приемлемой с архитектурной точки зрения. Других причин выбора 12-ти у нас не было. Рядом с коническим объемом "мавзолея" мы установили шпиль, который часто толкуют как отображение двуглавой вершины библейского Арарата, или раскола нации на аборигенов и диаспору. А на самом деле, это всего лишь символ Возрождения в его растительной трактовке. Шпиль - это стебель ростка, прорвавший каменную твердь и торжественно вознесшийся ввысь!
Что же такое "мавзолей"? Это базовая композиция, представленная в виде огромного символического надгробия в память канувших в безвестие миллионов жертв. И коль Трагедия еще живо трепещет и раны ее, взывая к возмездию, все кровоточат, то надгробие, как бы, вздымилось в центре, распоролась по кругу, обнаружив под собой глубокую бездну, полную стенаний, скорби и вечного зова страждущих душ. Именно здесь, в разодранном сердце надгробия, сконцентрирована вся сила и энергия эмоционального воздействия искусственной атмосферы. И чтобы помочь паломнику сконцентрироваться, осознать весь ужас тех деяний, кромку "бездны" расположили ниже уровня надгробия, с целью сокрытия манящего взор живого горизонта. Изолированность от будничного окружения, аскетичность, храмная замкнутость интерьера, наполненного звоном набата, задушевным хороводом песнопений, должны были, на наш взгляд, помочь посетителю собраться, способствовать концентрации мысли, осознанию и духовному сопереживанию той страшной Беды...
фото из личного архива Сашура Калашяна, беседовала Наталия Мошенская - специально для HayLife
Интервью полностью: о других проектах, о работе в Гюмри, о Ереване и Москве, о проекте памятника жертвам землятресения 1988 года:
Ещё по теме:
Интервью с директором Музея-института Геноцида армян Гайком Демояном Замечания Сашура Калашяна по эксплуатации Мемориального комплекса “Цицернакаберд" Сашур Калашян: Мемориальный комплекс не таит в себе никакой скрытой нумерологической символики