На двух стульях. Почему Белоруссия и Казахстан не хотят ссориться с Киевом
Елена Трегубова Чтобы отменить таможенные преференции для Киева, Москве нужно было заручиться поддержкой со стороны партнёров по Таможенному союзу - Белоруссии и Казахстана. Однако на заседании совета Евразийской экономической комиссии
Минск и Астана отказались поддерживать предложенную Россией резолюцию о новом режиме для товаров, поступающих с территории Украины, пишет
газета «Ведомости».
Политический подтекст
На прошлой неделе президент Украины Пётр Порошенко
подписал экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Документ предусматривает создание зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. Проще говоря, Киеву придётся открыть свой рынок для европейских товаров, которые могут попасть в Россию в обход действующих таможенных правил, установленных между РФ и Евросоюзом.
Представитель белорусского правительства подтвердил «Ведомостям», что Минск не поддержал резолюцию России. Как заявил вице-премьер Белоруссии Сергей Румас, угрозу для экономики Таможенного союза пока оценить нельзя, соответственно, принимать экстренные меры ещё рано.
Это определенное политическое действие, демонстрация того, что Белоруссия и Казахстан не имеют претензий к режиму Порошенко.
Михаил Делягин Причины, по которым партнёры России по Таможенному союзу не захотели повышать пошлины на товары из Украины, эксперты называют сугубо политическими. «Это определенное политическое действие, демонстрация того, что Белоруссия и Казахстан не имеют претензий к режиму Порошенко. Для белорусской и казахстанской экономик свободная зона торговли Украины с ЕС угрозы не представляет. Казахстану безразлично, потому что у него больших объёмов в торговле с Украиной нет. В Белоруссии практически нет производителей, которые могли бы быть смыты европейским субсидированным импортом. Они не хотят ссориться с Западом, они хотят, чтобы Россия, защищая их интересы, разбиралась с Западом сама. Лукашенко введёт эти пошлины, когда субсидированный импорт из ЕС через Украину создаст проблемы для него, но не раньше», - убеждён директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Нежелание Минска и Астаны поддерживать резолюцию Москвы заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин связывает с амбициями Белоруссии и Казахстана внутри Таможенного союза. «Они хотят показать, что они не просто дополнение к России в этом союзе, что они являются самостоятельными игроками», - полагает политолог.
Они хотят показать, что они не просто являются дополнением к России в этом союзе, что они являются самостоятельными игроками.
Алексей Макаркин Во-вторых, Белоруссия и Казахстан преследуют свои конкретные интересы. Минск является одним из деловых партнёров Киева, и он заинтересован в украинском рынке. Что касается Казахстана, он собирается вступить во Всемирную торговую организацию. «РФ уже вступила, у нас эта проблема отсутствует, а так как Казахстан только вступает, Украина в случае начала экономической войны может заблокировать вступление. Соответственно, есть рамочные причины и конкретные интересы у обеих сторон», - констатирует Макаркин.
В одностороннем порядке
Задолго до подписания Порошенко соглашения об ассоциации с ЕС российская сторона не раз предупреждала, что для защиты внутреннего рынка от беспошлинного потока через Украину европейских товаров РФ может ввести ограничения на поставки продукции, поступающей с территории Незалежной.
«Мы вынуждены будем перейти не к каким-то санкциям, хочу это подчеркнуть, а перейти на обыкновенные международные практики использования режима страны наибольшего благоприятствования в торговле», - говорил ранее президент РФ Владимир Путин.
В случае негативного влияния подписанных Грузией, Молдавией и Украиной соглашений на российской рынок Москва примет меры, заявил в пятницу пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
«Президентом уже объявлялось неоднократно, что всё будет зависеть от вступления в силу документов, их ратификации и реализации. Дело не в документах, а в возможности влияния на наши рынки, и в случае влияния негативного будут приняты меры», - подчеркнул Песков.
Поскольку Белоруссия и Казахстан не одобрили повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из Украины, Россия может действовать в одностороннем порядке, пояснил источник «Ведомостей». Москва планирует использовать приложение 6 к договору о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Документ разрешает отмену преференций при условии, если объёмы импорта из одного государства-члена ЗСТ возрастут до такого уровня, что будут представлять угрозу для другого государства-члена ЗСТ. В таком случае нулевая пошлина меняется на единый таможенный тариф в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом, ввозные пошлины для украинских товаров в РФ могут увеличиться с 0 % до 7,1 %.
По мнению Михаила Делягина, российские власти обязаны ввести ограничения на ввоз украинских товаров. «Последствия этого соглашения мы почувствуем сразу. Другое дело - есть ли у нас ресурсы? Дело в том, что для введения ограничений нужно иметь таможенные посты, реальный таможенный контроль, которого у нас толком не было», - рассказал Делягин АиФ.ru.
В свою очередь, Алексей Макаркин полагает, что эффект от односторонней отмены таможенных преференций для украинских товаров может быть минимальным. «Украинские и западные товары будут поступать в Россию через Белоруссию, с которой у нас таможенные границы открыты. Россия могла бы это сделать, но тогда возникает вопрос об эффективности Таможенного союза и о том, что будет идти через наших союзников. <…> Белоруссия считает, что это не очень опасно на сегодняшний момент. Может быть, когда они проанализируют ситуацию, они придут к другим заключениям», - рассуждает Макаркин.