Русское Закарпатье и Святой архимандрит Алексий Кабалюк.

Oct 19, 2013 13:39



Если сейчас у сербов заходит речь о русских Карпатах (Закарпатье),  вспоминается прежде всего, что там успешно миссионерствовали сербский архиепископ Иоанн Максимович и архиманндрит Иустин Попович, знаменитый богослов. А вообще-то выявляется незнание истории этой исконно русской земли,  отсутствие   представлений о трагической судьбе и реальном положении карпаторусов - русинов ([1]).

Сейчас Прикарпатская Русь «отсечена» от православного мира двумя униатскими областями - Ивано-Франковской и Львовской, а с других сторон ее окружают Венгрия, Словакия и Польша - страны, по преимуществу римо-католические, дружественности к Православию не проявляющие.

Конфессиональный состав нынешнего населения Закарпатья таков, что  отражает глубокие разделения:   40%  составляют православные, верные исконному Православию и Московскому Патриархату; 23%  принадлежит к раскольнической т.наз. «Украинской православной церкви  Киевского патриархата», под идейным руководством униатов созданную украинскими сепаратистами и шовинистами, украинизированными карпаторусами и малороссами, идеология которых - ненависть к русским и обустройство Украины по рекомендациям США ([2]); 28% карпаторусов принадлежит к другой раскольнической «православной церкви» - Украинской автокефальной; 6%  составляют сторонники Греко-католической (униатской) церкви ([3]).

Как  видим из этих данных, хотя население оказалось разделенным по вероисповедному признаку, все-таки значительная часть осталась верна православной традиции, что в нынешних условиях является отнюдь не легким делом.
Русская идея и Православие для карпаторусов

Проблемы Закарпатской Руси начинаются с ослабления Русского государства  и отсутствия политической воли  сохранить эти исконно русские земли в своих границах. Уже в XII веке эти области занимают угры, и впоследствии наступает самая большая трагедия жителей Закарпатской Руси, связанная с вытеснением Православия. А именно: в 1596 году, после многовековых усилий, Римской церкви  удалось заключить с четырьмя православными епископами Брестскую унию ([4]). С тех пор основной характеристикой вероисповедных процессов в Польше, прибалтийских землях, Белоруссии, Малороссии (Украины) и Карпатской Руси является  униатизация и денационализация русского православного населения, а точнее -  сопротивление этому. Закарпатская Русь (Закарпатье) часто меняла властителей - от угров до поляков и чехо-словаков. Несколько раз римские священнослужители  интенсифицировали униатизацию и католизацию руссов, а соответственно и полонизацию их. Упрочившийся здесь после Брестской унии  римокатолицизм при помощи Польско-Литовского государства осуществил  нападение на Малороссию,  и в 1651 году Киев  был разорен  римокатолическим польско-литовским войском. В 1711 году польская шляхта и римокатолическое священство открыто повели кампанию по вытеснению православных. С 1717 года в Речи Пасполитой, которая была  государством, объединившим  Польскую Корону и Великое Княжество Литовское, кампания  против православных «руссов» возобновляется и еще усиливается. В 1768 году православные восстали, начали поднимать меньшие или большие локальные бунты, которые вместе с действиями Российского государства по освобождению соплеменников привели в 1790 году к разделу Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией.  Закарпатье отошло к Австро-Венгерской империи. С этого времени, а точнее - пять лет спустя, под властью России начался процесс возвращения униатизированных русских к Православию, что распространилось - правда, постепенно и очень медленно - также на не освобожденные еще русские земли, в том числе Закарпатскую  Русь.

Конечно, для возвращения к Православию недостаточно было освобождения исконно русских земель и вхождения в состав Государства Российского. Значение имели и другие факторы. Самый важный из них - то, что под духовным влиянием Московского Патриархата осуществилась консолидация русских национальных сил в Москве (1654), затем - объединение юга и севера России  (1654???), присоединение Белой Руси (1795). Между тем, для Руси Закарпатской особое значение имеет 1848-й год, когда в Венгрии вспыхнула револуция, а русские войска  пошли на помощь  императорской семье   Габсбургов и прошли  Закарпатьем. Таким образом для народа Карпат  возникла возможность убедиться, что он говорит на одном языке с  «москалями» ([5]). Это событие вызвало к жизни галицийско-русское национальное движение, а то в свою очередь  вывело на культурно-политическую сцену ряд значительных историков и просветителей, обновителей русского сознания и русских ценностных ориентаций, в том числе и Православия   ([6]).  В Закарпатской Руси   национальное возрождение происходило благодаря таким выдающимся личностям, как Александр Духнович (1803 - 1865), Иван Силвай (1834 - 1904), Иван Раковский (1815 - 1885), Юрий  Венелин (1802 - 1837) и Адольф Добрянский - Сачуров (1817 - 1901). Деятельность  этих карпаторусских просветителей в значительной степени способствовала также возвращению жителей Закарпатья в лоно Православия. Позднее это движение в Закарпатье (как и в других неосвобожденных русских землях) поощрялось и поддерживалось  выдающимся церковным и государственным деятелем России митрополитом Антонием (Храповицким), до того -  архиепископом Волынским,  епархия которого граничила со Львовской.


Массовое возвращение населения Закарпатья  к Православию началось в 1903 году в селе Иза, где  служил Иван Раковский ([7]). Он сам,  будучи униатом, перешел в Православие, и примеру его последовали  десятки  тысяч жителей Закарпатья. Государственные власти и Римско-католическая церковь предприняли ряд мер, включая и геноцидные, чтобы воспрепятствовать возращению к православной вере. Духовным вождем закарпатских  русин в это время был  иеромонах Алексий Кабалюк ([8]).

Подвиг иеромонаха Алексия Кабалюка осуществлялся  в условиях, когда    православное сознание закарпатцев крепло, однако на это весьма жестко реагировали  государственные власти Австро-Венгрии и Римско-католической церкви. Так, властями при  поддержке Рима был организован известный Мармарош-Сигетский судебный процесс 1913-1914 гг.,  когда   за возвращение в Православие осудили 94 закарпатских крестьян во главе с их духовным вождем, иеромонахом Кабалюком([9]).

Но этот суд  стал  предысторией намного более страшных событий, включая геноцид над карпаторусами со стороны Австро-Венгерской империи. Начались политические судебные процессы  над «русофилами», которых помещали в специально для этого созданные концентрационные лагеря. Геноциду  способствовала «Украинско-австрийская партия», возглавляемая униатами и в основном из униатов состоявшая ([10]).

С началом Первой мировой войны получил размах  и массовый антирусский террор. Тогда было создано несколько концентрационных лагерей, из которых самый известный  -- Талергоф, возле Граца  в Австрии. Уже в начальный период было уничтожено более 60 000 человек, 100 000 бежало в Россию, а затем, после первого отступления  Русской Армии, уничтожено еще около 80 000. Были убиты также  300 униатских священников, симпатизировавших Православию и России. Этот геноцид исследовал  и сведения о нем обнародовал депутат Венского парламента поляк А.Дашинский, после того как  все закарпатские и галицийские депутаты-русские были убиты ([11]). Исполнителями большинства  убийств и истязаний карпаторусов стали  украинизированные русины, принадлежавшие к Греко-католической церкви.

Новая волна насилия над закарпатскими русинами   пришла с революцией в России. Когда  «революция» достигла  Закарпатья, ее осуществители принялись за аресты  и устранение всех тогдашних карпаторусских лидеров,   в том числе архимандрита Феофана Сабова, а сотни тысяч карпаторусов  подверглинасильственной украинизации.  Это их потомки сейчас  принадлежат к раскольническим структурам УПЦ  КП и УАПЦ ([12]).

Апостол Карпатской Руси архимадрит Алексий Кабалюк


Будущий святой рожден  12 сентября 1877 года в  семье карпаторусского крестьянина-дровосека Ивана Кабалюка, жителя села Ясенье. Семья эта была в русском духе воспитанной, поэтому ребенка назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского. С ранних лет Александр стал  послушником греко-католического монастыря Киш-Баранья, но в унии разочаровался ([13]), перешел в Православие и бежал на Святую Гору Афон,  в русский монастырь св. Пантелеимона. Оттуда его направили в Россию, где  он стал послушником монастыря на Холмщине, а впоследствии был рукоположен во священника. Отец Алексий посещал  все населенные пункты, жители которых возвращались в Православие. Так, в селе Иза он за один день крестил 200 детей и причастил более тысячи  верующих, а в следующие два дня крестил 400  жителей  соседних  сел. За это время, как писала венгерская газета  «Вечер», в Мармарошском крае перешло   в Православие более 14 000 человек. Цифра эта, конечно же, свидетельствует о размахе православно-русского движения в Угорской Руси. Но оно натолкнулось на жестокое противодействие. Жандармы брали в осаду церкви, устраивали обыски в жилых домах, отнимали книги, в том числе и  молитвенники. Крестьян  подвергли новому налогообложению, во всех селах установили жандармские околотки, проводившие закрытие  православных храмов. Всех людей,  перешедших в Православие,  стали преследовать и лишать свободы. Между тем,  ответ на эти меры - новые переходы в лоно Православной Церкви. Венгерские власти выдвинули серьезные обвинения против  отца Алексия,  и он  вынужден был  уехать в Америку, где существовало большое и сильное карпаторусское землячество ([14]).  О. Алексий Кабалюк из Америки продолжил свою миссионерскую деятельность и добился того, что  сотни тысяч карпаторусов вернулись в Православие. Он наладил переписку со своей паствой в отечестве, но австро-венгерские власти вскоре начали изымать все письма с американскими почтовыми знаками ([15]). Осознав, что посредством  почты миссионерствовать в Закарпатье  возможностей нет,  о. Алексий  добровольно вернулся из США к своим пасомым. Но этим воспользовался  королевский прокуратор Венгрии Андор Иллеш,  передавший  Мармарош-Сигетскому  суду акт за № 5919/1913, в котором  говорилось: Александр Кабалюк (в монашестве - Алексий), 36 лет от роду, униатского вероисповедания, из крестьян-дровосеков, русский монах, родился и проживает в Ясине.  Названный Кабалюк,  добровольно вернувшийся из США, совместно еще с 94 лицами, в числе которых также православные священники Григорий Грицак и Николай Сабов, а остальные - крестьяне,  жители села Иза, находятся в контакте с графом Владимиром Бобринским, российским подданым, председателем Русского национального союза, депутатом Думы и членом Синода... Названные лица  имели целью  обратить униатское население государства, жителей Мармароша, Угочи и Переи, в православную русскую веру... Все  это - в целях присоединения  указанных территорий к Российскому государству.

Отца Алексия Кабалюка осудили  на четыре с половиной  года лишения свободы и, кроме того, обязали  в   шестимесячный срок  уплатить 100 крон штрафа. Отец Николай Сабов был приговорен к  трем годам заключения,  остальные -  от двух с половиной лет  до шести месяцев.

После этого суда император Нилолай II демонстративно  даровал отцу Алексию (Кабалюку) золотой наперсный крест за  подвижничество, а в православных храмах России были отслужены молебны во славу его подвига.

Вернувшись  из заключения, отец Алексий Кабалюк остался в селе Иза, в Свято-Никольском монастыре, который он там основал. И, конечно же, он продолжил  свою миссионерскую деятельность. Уже к 1920 году все  население Мармарошского округа -  а именно: сел Иза, Быстро, Горинчево, Уйбарево, Липча, Селище, Теребля, Кошелево -  перешло в Православие. 19 августа  1921 года о. Алексий открыл собор Карпатскорусской Православной церкви. На Сабор прибыло более 400 делегатов из всех православных краев. Делегаты приняли Устав и официальное название: «Карпаторусская Восточная Православная Церковь». Православное население края находилась под юрисдикцией Сербской Православной Церкви еще со времен Австро-Венгрии, и это  было причиной того,  что сербские монахи пребывали в Закарпатье с миссионерскими целями, а также   для поддержания церковных структур. Поскольку на это время  пришлись гонения православных в Советском Союзе, отец Алексий не позволил  ставить вопрос о переходе под юрисдикцию Русской Церкви, а решил остаться под омофором  Сербского Патриарха ([16]).

Активное развитие Православия  в Закарпатской Руси мешало  римокатоликам,  и они через власти Чехословакии организовали раскол ([17]). В роли исполнителя раскола выступил Константинопольский Патриархат, который  неканононически объявил Закарпатье своей канонической территорией и назначил епископа.

Отец Алексий (Кабалюк) вновь оказался на страже церковных канонов. Карпаторусская Церковь отстояла свое право быть  вне зоны притязаний Константинополя, так что  проблема эта была снята в  1946 году, когда  о. Кабалюк инициировал движение за присоединение к Русской Православной Церкви, что и завершилось  успехом.

Отец Алексий - монах-аскет, но в то же время и политик, и общественный деятель, не только духовный, но и  национально-политический предводитель карпаторусского народа. Он был решительным сторонником  идеи национального единства карпаторусов с русским народом и воссоединения Карпатской Руси с Россией ([18]).


В 1944 году он стал инициатором созыва  Православного сабора, который и состоялся 18 новембра этого года в Мукачеве.  Православное население  выступило с требованием, чтобы  Карпатская Русь была присоединена к Советскому Союзу как  Карпаторусская Советская Республика с границами от Ясиня до Попрала и от Ужка до Добричина ([19]). Одновременно Собор  просил Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Сербской Православной Церковью и каноническим путем обеспечить переход Мукачевско-Пряшевской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата.

Желания карпаторусов  не  были до конца исполнены. Сербская Церковь  позволила  осуществить переход Мукачевско-Пряшевской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата, а вот из Карпаторусской Советской Републики ничего не получилось. Закарпатскую Русь присоединили к Украине, без какого бы то ни было  особого статуса, а ее население оказалось подверженным новой беде,  измышленной  униатами и римокатоликами - насильственной украинизации ([20]). Напрасно  карпаторусы писали: «Мы против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть ни чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими (русинами), а свою страну хотим видеть  автономией в рамках Советской России». Ответа не последовало.

Когда начались гонения на Православие и в Закарпатье, это стало трагическим моментом и для отца Алексия Кабалюка. 2 декабря 1947 года его сердце не выдержало, и он, в 70-летнем году возрасте, умер, явно подкошенный   бесчестностью новой безбожной власти,  переименованием карпатских русинов в украинцев и гонениями на Православную церковь. Сначала  осужден был Феофан Сабов, убежденный русофил и главный кандидат во епископа Карпатской Руси. Затем подверглись арестам  русофильски настроенные местные деятели,  а население подверглось насильственной украинизации. Более 500 русских школ  преобразовано в украинские. Несмотря на это около 40%  карпаторусов  и далее считает себя русскими.

* * *


«Независимая» Украина продолжила  украинизаторскую политику и поддерживает раскольнические религиозные группы по всей своей территории. Несмотря на это в Закарпатье имеется более 500 православных приходов и 20 монастырей  Московского Патриархата. В сентябре 1991 года в Подкарпатской Руси был проведен местный референдум о придании этому краю статуса автономии в рамках Украины. Киевские власти не обратили внимания на этот референдум.

В 1999 году начат  процесс канонизации отца Алексия Кабалюка. Открыт  гроб, в котором  почивают его полностью сохранившиеся тело и мантия.

Канонизация отца Алексия должна бы  стать процессом прославления всех святых Подкарпатской Руси и  снять завесу молчания с карпаторусской проблема, а монастырь св. Николая в Изе должен стать русинской Лаврой.

Карпаторусы, при всем вышеупомянутом, ждут решения и в правовом аспекте. Геноцид, который осущестляла над ними Австро-Венгрия, не теряет срока давности. В этом смысле следует учиться у армян, которые добились со стороны  ООН  признания, что над  ними осуществляло геноцид  турецкое государство. Подобным же образом и карпаторусы хотели бы  закончить свою борьбу за истину о Закарпатье  русских Закарпатья.

Следующий вопрос - бесправность карпаторусов в суверенной Украине,  не менее очевидная, хотя и покрытая молчанием. Репрессии, которым  Украинская ССР подвергла  карпаторусов, тоже являются предметом изучения и правовой оценки. От результов этого изучения будут зависеть последующие шаги представителей карпаторусов. И это особенно необходимо из-за того, что нынешняя Украина не отказывается от проторенного пути, а  использует и далее насилие, ведет денационализацию,  антиправославную и антирусскую деятельность. Тем не менее известно одно: преступления не теряют срока давности в принципе. Почему же  должны терять его, если дело касается   русских - без разницы,   велико-, мало-,  бело-  или карпаторусов?

[1] «Русин» - обычное именование  русских с Карпат. «Русин», «руснак» или «руский» ( в женском роде -«руска»), означает человека,  говорящего по-русски // См.: Аристов Ф.Ф. Карпато-русские писатели. - М., 1916. С. 181.

Автор: Зоран Милошевич

Русские, Русины

Previous post Next post
Up