Володин Алексей
В административном центре Ямало-Ненецкого автономного округа - в 47-тысячном Салехарде - работает очередной (третий по счёту) Международный арктический форум. Его название «Арктика - территория диалога». Форум проводится под эгидой Русского географического общества (РГО), и является весьма представительным. На сей раз в Салехард прибыли более полутысячи участников из различных российских регионов, а также из зарубежных государств. Среди зарубежных гостей - лидеры сразу нескольких государств и международных организаций: Оулавюр Рагнар Гримссон - глава Исландии, Саули Нийнистё - президент Финляндии, высокопоставленные чиновники из Арктического совета, среди которых Патрик Борби.
©
В заседании форума приняли участие президент России Владимир Путин и глава Минобороны (по совместительству - президент РГО) Сергей Шойгу.
В основной круг обсуждаемых тем на форуме вошли: вопросы экологической безопасности в арктическом регионе, проведение геологоразведки, активизация работ по изучению изменений климата. Особое внимание было уделено необходимо поиска баланса между интересами в освоении колоссальных запасов полезных ископаемых в Арктике и сохранением флоры и фауны региона.
III Международный арктический форум проходит далеко не на безоблачном фоне. Определённый диссонанс в его проведение вносят сразу два, скажем так, мероприятия:
первое - попытка активистов «Greenpeace» высадиться на буровой платформе «Приразломная», второе - затяжные военные учения воздушных флотов и наземных обслуживающих подразделений США, Великобритании, Норвегии, Финляндии и Швеции. Примечательно, что в качестве главной базы проведения учений выбрана финская Лапландия - в непосредственной близости от границ с Россией.
Если фактическая одновременность проведения всех перечисленных мероприятий есть совпадение, то совпадение это просто уникально. Кстати, Владимира Путина в ходе проведения заседания форума «Арктика - территория диалога» попросили прокомментировать события, связанные с задержанием российскими пограничниками экипажа ледокола «Arctic Sunrise», члены которого, используя специальное оборудование, пытались всерьёз и надолго обосноваться на российской буровой платформе с целью остановить добычу углеводородов.
Путин ответил, что в деталях произошедшее ему неизвестно, но он не готов называть активистов Гринпис пиратами. По мнению Путина, российские пограничники всё же действовали в рамках закона, и, задерживая экипаж «зелёного ледокола», нарушающего международные нормы, цитата:
не знали, кто пытается захватить платформу под видом организации Greenpeace. Особенно на фоне кровавых событий, которые происходили в Кении, всякое ведь могло быть.
Российский президент отметил, что если активисты Гринпис действительно хотели обозначить наличие экологических проблем на «Приразломной», то им никто не мешал обозначить эти самые проблемы в ходе проходящего в Салехарде Международного форума:
Мы, хочу ещё раз подчеркнуть, настроены на то, чтобы работать со всеми нашими партнёрами, со всеми экологическими организациями. Но исходим из того, что эта работа будет построена цивилизованным способом.
Напомним, что задержание и отправка активистов Гринпис в Мурманск (с последующим «размещением» в местных СИЗО) состоялась после того, как с ледокола «Arctic Sunrise» были спущены моторные лодки, пытавшиеся доставить к буровой платформе некую капсулу долговременного автономного пребывания. В этой капсуле активисты должны были разместиться на буровой и помешать добыче нефти на шельфе Российской Федерации. Сотрудники платформы, число которых, по последним данным, составляет до 200 человек, попытались остановить взбирающихся наверх «зелёных» с помощью водной атаки из брандспойтов. Двух гринписовцев смыло в воду, откуда их подняли на борт российские пограничники. Дальше - «солнечный» Мурманск, обвинение в пиратстве и нарушении международных норм судоходства, СИЗО…
Примечательно, что Гринпис уже не впервые пытается атаковать российскую буровую платформу. Первая атака состоялась примерно год назад. Тогда были те же попытки забраться на «Приразломную», те же брандспойты, но в итоге всё обошлось без СИЗО. На сей раз Гринпису решили не давать очередного шанса, и всё сделали в рамках международного права - нарушителей взяли за «мягкое место», чтобы впредь, что называется, неповадно было. Насколько будет «неповадно» - время покажет.
А чем же Гринпис так привлекла «Приразломная»? Оказывается, «зелёные» счетоводы посчитали, что добыча нефти в этих широтах нерентабельна, и что бурение нужно превращать. Какая, однако, пекущаяся о рентабельности российских проектоворганизация. Сначала - считает чужие деньги и только потом вдруг вспоминает, что нужно держать марку - и заявляет о возможной экологической угрозе. Интересный ход мыслей и событий.
В этой связи возникает вопрос: а почему же Greenpeace решил привлечь внимание мировой общественности исключительно к российской буровой платформе, но совершенно не отреагировал, к примеру, на американо-британо-норвежско-прочие военные учения в Арктике, которые затянулись больше чем на целую декаду? Разве учения «Арктический вызов» с использованием восьми десятков самолётов стран НАТО и так называемых «нейтральных» государств Северной Европы (Швеции, например), не наносят Арктике ущерба? Разве не распугивают британские Typhoon’ы или американские летающие танкеры песцов или белых медведей?..
Да и в отношении кого вообще «союзники» решили объявить свой «Арктический вызов», проводя учебно-боевые операции в непосредственной близости от исключительной экономической зоны России? Вопрос риторический. При этом те же шведы, которые позиционируют себя адептами нейтралитета, заявляют, что учения никоим образом не связаны с демонстрацией военной мощи в отношении России: мол, мы тут по-соседски решили восемь десятков военных самолётов в воздух поднять, чтобы на птичьи базары сверху посмотреть или леммингов с JAS-39 пофотографировать.
Если касаться цели учений «Арктический вызов», то официально они выглядят следующим образом:
продвижение военного сотрудничества Финляндии и стран Скандинавии в рамках NORDEFCO (оборонное сотрудничество северных стран);
подготовка воинских подразделений к проведению операций, направленных на стабилизацию в регионе и на, внимание! - принуждение к миру.
Ну, военное сотрудничество - это их дело, пусть сотрудничают, с кем душа просит. Но вот «стабилизация» и «принуждение к миру» - это уже интересно. С каких это пор в Арктике нарушилась стабильность, и кого тут нужно умиротворять? Ну, не гринписовские же ледоколы и шлюпки… Кстати, а почему не предположить, что тот самый «Arctic Sunrise» тоже являлся участником учений - в порядке не идущих далеко идей… Скажем так, прощупывал ситуацию, и это прощупывание для «Arctic Sunrise» оказалось болезненным.
Получается, что пока в Салехарде готовились проводить «Арктику - территорию диалога», где-то «на диком, диком Западе» обмозговывали «Арктический вызов» - одни из самых масштабных учений под эгидой США в этом году. Одни - стараются вести международный арктический диалог, другие же больше привыкли к монологам и вызовам. По одним только названиям мероприятий уже можно сделать определённый вывод о геополитической стратегии различных государств.