Эрмитаж вновь всуе поминается в СМИ: на сей раз раскрыта афера с ремонтом дополнительных помещений Генерального Штаба. При этом сам музей не является ни заказчиком, ни исполнителем, ни даже ревизором. Но такова сегодняшняя пресса - иначе читателю было бы неинтересно.
Довольно скучно читать про то, как Фонд инвестиционных строительных проектов грода Санкт-Петербург заключил договор с ЗАО «Интарсия», те заключили договор с субподрядчиками… В итоге это все привело к разрастанию ремонтной сметы с 5 млрд руб. до 15 млрд руб., а качество работ, как утверждают специалисты, свидетельствует, что украдено очень много.
Издание «Коммерсантъ» со ссылкой на следствие пишет о нескольких миллиардах. Пока же дело возбуждено о хищении 50 млн. руб.
То, что хищение раскрыто, и ведется следствие, прекрасно. Но в контексте дела «Оборонсервиса» хочется узнать, насколько реально доведение дела до суда, и привлечение выгодополучателей от этой мошеннической схемы в качестве обвиняемых?
Громкие дела последнего времени заканчиваются по мере продвижения к суду. Сквозь дыры в законе у мошенников и воров есть возможность вывести деньги, а с помощью коррупционных чиновников достаточно долго оставаться незамеченными.
И все же: как получилось, что такой объект, практически федерального уровня, никем не контролировался? Неужели ФИСП не направлял своих специалистов для осмотра состояния, для контроля хода работ, для составления актов приемки, в конце концов? Или они в доле? Обыски у руководства этого учреждения уже прошли, по крайней мере. Как решить вопрос с контролем? Должна ли прокуратура или Счетная палата осуществлять надзор за такими сделками? Но ведь подобных реконструкций всего подряд по стране проводят довольно много, кто будет бороться с преступностью, если всех посадить на позиции инспекторов? Да и где гарантии, что через некоторое время сами контролеры не возглавят мошеннические схемы, как это было в Подмосковье, где прокуроры содержали подпольные казино и бордели?
Необходим анализ этих схем, поиск нюансов, откуда, как уводят деньги, где слабое звено. Ужесточение наказаний, неотвратимость наказаний - это тоже очень важно и нужно, но в первую очередь нужны внятные законы, в том числе о защите свидетелей.
Необходима работа с обществом, чтобы такой вид дохода, как мошенничество и воровство стали личным позором, чтобы отворачивались друзья и знакомые, если человек живет не по доходам. Пока что этого нет: при официальном порицании на деле изворотливостью, умению придумать «схемку» люди хвастаются, выставляют напоказ. Достаточно вспомнить чудовищные вирши Евгении Васильевой, любимой женщины экс-министра Сердюкова, в которых она пишет про «чарующую квартиру».
И ведь действительно есть люди, которые такими квартирами очаровываются! Вот с этим нужно что-то делать.
Пока у нас в обществе существует культура вседозволенности в части собственности: госсобственность как бы ничейная, а мое - это мое. При этом у людей, которые заработали, или иным образом приобрели значительное имущество, есть основания подозревать общество в скрытой зависти и классовой ненависти.
Во многом корни растут из хаотической приватизации 90-х, когда непонятные люди мгновенно становились владельцами огромных богатств. Потом эти люди уехали сами, увезли своих детей, жен, любовниц и собачек, потому что они в глубине души не вполне уверены в том, что их собственность на самом деле, «по чеснаку», принадлежит им. Поэтому надо шустро хапнуть кусок пожирнее и быстренько сбежать, пока не догнали и не вытянули палкой вдоль хребта.
Проблема коррупции не в том, что при поступлении в чиновники у человека отрезают совесть. Проблема в том, что совестливый чиновник вызывает в обществе недоумение: как, на госслужбе, и не воруешь? И это недоумение давит похуже бетонной плиты. Ходят посетители, коллеги, которые так или иначе заинтересованы в вовлечении в круговую поруку, а потом на особо стойких падает подозрение: а что это он? А уж не доносчик ли? И начинают потихоньку травить…
Что можно сделать, чтобы прервать этот порочный круг? Для начала прекратить делать вид, что у нас работает правосудие по таким делам, как дело «Оборонсервиса», когда совершенно очевидно, что оно не работает.
Прекратить выгораживать странных личностей вроде Чубайса и прочих участников реформ, начать разбирать реальные следствия их деятельности, и по итогу разбирательств вносить изменения в закон, тем более что наша Дума не раз демонстрировала умение реагировать в оперативном режиме. И когда правосудие будет не по букве, а по духу, вот тогда и воровать будут меньше, и смеяться в лицо следователям перестанут. А личности вроде Навального, которые занимаются спекуляциями на теме коррупции и накручиванием своего рейтинга не смогут собирать своих поклонников, чтобы те привели их к власти, тем или иным путем. А там, глядишь, и демократия настанет.
Мария Соловьева