Oct 17, 2019 07:41
Да, я прошёл курс Випассаны по С.Н. Гоенке. Он проходил в период с 05 октября по 16 октября 2019 года.
Подробнее о самих курсах сможете прочесть в первой ссылке.
Далее - много букв.
Первые два дня было как в тумане, но тут я сказал себе, что дойду до конца, чего бы мне это не стоило! Подъём в 04:00, а в 04:30 первая двух часовая медитация.
Я ни разу в жизни не проводил время в медитации и понятия не имел как и что надо делать. И поэтому просто сидел и выполнял первое «простое» задание - следил за своим дыханием и за своими ощущениями. Тут сразу хочу отметить, что слово «ощущения» - было одним из главных во время всей практики. Простое слово - ощущения. Да и вообще, все слова, на которых основывается эта техника - очень простые. Но они простые до тех пор, пока я не начинал их применять в своей практике, читай - в жизни, в своём опыте. Опыт ощущений - основа происходящего.
После первых двух сидений у меня онемело и болело всё, что только можно. Это потом я прочухал, что во время некоторых часов можно «халтурить» и немного отдыхать. Ряд часов были обязательными, а часть можно было медитировать или в общем зале или у себя.
У себя. Проживание было похожим на проживание в хостесе. Но ещё проще. Моя койка была в комнате, где было 6 кроватей, отгороженных друг от друга фанерными щитами и занавесками. Определяя условные границы. Мужской корпус - двухэтажный. Все примерно 40 мужчин проживали в одном корпусе. Всё очень плотно, компактно, но со всем необходимым: туалеты, душевые, умывальники, некий холл с кулером, сушилки для обуви. Мои соседи были храпливы. Один был особенно выдающийся. Наверное, в третью ночь, я не мог понять откуда раздаётся низкочастотный глубокий гул. Когда понял, что это не самолёт, а храп - проникся уважением. Даже моя бывшая Д. не могла такого выдать.
Все побудки, как и любые «команды», на медитацию, завтрак, обед, ужин, отбой - подавались гонгом. По виду он был похож на плоский бронзовый плоский якорь, о который служащий бил дубиной и тот издавал звук, очень похожий на колокол. Низкий - в мужской части и чуть повыше тоном - в женской части.
Да, весь состав был поделён на женскую и мужскую. Примерно 40 мужчин и 40 женщин. И встречались они только в зале медитации. Мужчины сидели в левой части зала, а женщины - в правой. По условиям договора ни те, ни другие не могли смотреть в сторону друг друга. Я честно выполнял это условие первые дней пять. Для пущей верности натягивал на голову капюшон кофты. Потом стал себе позволять бросать взгляд на женскую сторону. Не зря было такое условие. Во время медитации нужно быть очень сконцентрированным. И в лагере были созданы все условия для того, что б студенты были максимально включены в процесс.
Да, девять дней соблюдалась так называемая Благородная тишина. Никто ни с кем не мог говорить. Можно было только задавать вопросы учителю или помощникам.
Примерно 10 часов медитаций каждый день. В течении 10-ти дней. Это тяжело и непривычно. Время от времени, как и все студенты новички, я использовал различные приспособления и подушки для более удобного сидения. Но потом понял, что это бессмысленно, потому что боли появлялись всё равно. И именно с болевыми ощущениями надо было работать. Хотя это не совсем так. Работать - неправильное слово. Надо было ощущать. Может поэтому так называемые старые студенты, которые уже проходили подобный курс и которых в этот раз было человек 10-15, просто приходили и садились. И сидели.
Каждый день давалось одно задание. Очень простое, если описать его словами. Но очень трудное для исполнения. Для проживания. Именно для проживания. Проживать ощущения в моменте. Просто наблюдая. Просто. Наблюдая. Это чертовски сложно. Но очень захватывающе, каждый раз поражающее меня своей простотой, но от этого - неожиданностью, как ни странно. Не знаю как ещё объяснить и передать. Очень просто, но очень сложно. Для достижения реального результата - очень сложно. Каждый вечер, перед сном, помощник учителя отвечал на вопросы студентов. По технике Випассаны. Только по технике. Как правило на все вопросы он отвечал: дышите, следуйте инструкции. И всё. Не смотря на то, какие вопросы задавали студенты. А вопросы были разными. Из которых я понял, что у меня всё идёт по плану. Ничего сверх особенного со мной не происходит, я просто выполняю инструкцию. Как, собственно, я и решил поступать с самого начала.
Как все нормальные люди я время от времени наблюдал за некоторыми людьми, которые попадали в поле моего зрения. Наблюдать - основа моей мирной профессии, никуда мне от этого не деться. Некоторым я давал прозвища. Про себя, конечно. Разговаривать друг с другом было запрещено. Говорить - запрещено. Никаких мобильных телефонов. Никаких книг. Никаких записей. Никаких песен. Непривычно. Очень непривычно. Только на девятый день поздно вечером я заметил кошку, которая охотилась, вероятно, на мышей. Я хотел было её погладить, но она отошла от меня с внутренним монологом - не мешай, не видишь, я тут делом занята! Пришлось отстать.
Рыжий, Кузнечик, Вон тот, Железный Дровосек и прочие прозвища. Это были просто наблюдения. Но о Железном Дровосеке хочу рассказать особо. Этот персонаж сидел во время медитации позади меня и его кровать в спальной находилась через перегородку от моей. Поэтому он чаще всего попадался мне на глаза. Это был мужик примерно 40 лет. Худой, не очень высокий, скорее жилистый. Тёмные волосы уже были обильно тронуты сединой. Восточные крови у него венах точно текли. Ходил он как Железный Дровосек, тяжёлая бескомпромиссная поступь. Отчего и был мной одарён такой кличкой. И ещё у меня было ощущение, что я слышу, как звенят его стальные яйца, когда он куда-либо шёл. При этом это была походка хищника. Несколько раз я заставал его в позе застывшего выжидающего волка. Знаете, когда зверь замирает и нюхает воздух со стороны жертвы. Хоть лагерь и был поделён на мужскую и женскую сторону и мы крайне редко могли видеть друг друга из далека, но его это, казалось бы только раззадоривало. Шерсть у него начинала вставать на загривке, такое было ощущение. Он вёл себя действительно так, как будто никого другого рядом не было. Это была его внутренняя позиция - насрать на всех. Было совершенно непонятно, что такой человек тут делал. Ответы на какие вопросы искал? Не понятно. И самое странное, но в тоже время и закономерное было то, что он ушёл с курса раньше времени. На седьмой день. В тот день я явно чувствовал за своей спиной его непонимающее сопение за моей спиной во время вечерней медитации. После этого все пришли в общежитие и я скорее почувствовал, чем услышал, как он рьяно стал собирать вещи в свою спортивную сумку. За 5 минут он был готов. Готов решительно и бесповоротно. Потом он ещё долго маялся и ждал. Вероятно, его пытались образумить. Пытались уговорить. Потом, наверное, долго принималось решение «на самом верху». В самом конце дня было понятно, что он уехал. Железный Дровосек не прошёл Випассану до конца.
По правилам курса во всё время нельзя употреблять спиртное, наркотические средства и нельзя курить. Разумеется. Последнюю сигарету я выкурил перед тем, как зашёл на территорию. И потом у меня просто не было времени думать о курении. Я предполагал, что у меня будет ломка. Но нет. Я спокойно не хотел курить все 10 дней. Учитывая, что я курю уже примерно 40 лет. Но когда мы, после окончания всего, шли на станцию электричек - я стрельнул у какого-то местного, мимо проходящего мужика, сигарету и с удовольствием покурил. Нет, я пока не бросил курить. Но я знаю, что могу и это.
Про еду. Она была вегетарианской. Никакого мяса и рыбы. Во время обеда можно было отдельно добавлять сметану. Но остальное было именно вегетарианским. Разнообразие каждый день. На каждый завтрак какая-нибудь каша, овощной салат (капуста, огурец, морковь, свёкла и проч.), йогурт, хлопья, фрукты (яблоки, апельсины, бананы). Куча специй. Масло растительное рафинированное и нерафинированное, соевый соус. Разные чаи. Три вида варенья. Выбор, на мой взгляд, вполне хороший. На обед разные супы. Все очень вкусные. На второе некое рагу или каша. И опять салаты и различные добавки. Овощные салаты. Фрукты. На ужин новым студентам можно было пить молоко и есть фрукты. Старым студентам можно было только лимонную воду. Питание было разнообразным и качественным. Система раздачи - шведский стол. Я брал миску и ложку и попользовавшись ею - мыл в специальном тазу с мыльной водой и складывал на отдельный поднос. В первые дни я наедался. А потом понял, что энергию девать некуда и уменьшил свои порции раза в два.
Про энергию. Физухи не было никакой. Вообще. Была только огромная работа мысли и тела, но на другом уровне. И день на третий я стал накручивать пешком круги по той части, где это можно было. Заодно прокачивал лёгкие воздухом. Потому что во время медитации я следил только за спокойным дыханием. И мне его катастрофически не хватало. На несколько ночей меня хватило. Я всё же уставал физически и спал. Но в остальные ночи меня штырило и колбасило. В одну из ночей я написал в голове стендап, посвящённый моему институтскому курсу, на юбилей которого я не смог до этого поехать. В другую ночь я написал программу своего речевого курса. Ещё в одну из ночей я вёл разборки со своим личным вопросом. Это была прям война-война. С тактическими и стратегическими уловками с обеих сторон. С побеждёнными и победителями. Жестокая и неумолимая война. Тут ещё и полнолуние подоспело. В общем ночи были «весёлыми».
Каждый вечер студенты прослушивали лекцию. Она была озвучена довольно приятным женским голосом. Это был русскоязычный перевод. И в некотором смысле это было для меня испытанием. Неправильные ударения, свистящие и шипящие звуки - сплошное страдание. Да, и сам перевод оставлял желать лучшего. Но для подавляющего большинства это было приемлемо. И мне не оставалось ничего, как смириться и тут. Воодушевление я получал от инструкций. И, кажется, на третий день, я выловил для себя удивительную фразу. Мы же понимаем, что каждый слышит то, что хочет слышать? Поэтому лекция с одним заданием читалась примерно час и пятнадцать минут. Максимально разжёвывая смысл и цель. Так вот я услышал: встав на этот путь - будет веселее умирать. Я чуть не заржал прямо там в зале. Конечно, имелось ввиду нечто совсем иное. Но я услышал и принял именно так. И меня это дико вдохновило, как ни странно.
Не ожидал, что первые мои произнесённые слова будут именно такими. Это произошло не запланировано. На территории лагеря было отдельное строение с туалетами и душевыми, которые были недалеко от зала медитации. Им пользовались во время коротких пятиминутных перерывов. Как-то после обеда я решил сходить подумать именно туда. Что б не мешать никому. И мне что б никто не мешал. Иду себе спокойно из общежития и на пол пути понимаю, что вот оно, подступает! И что я прямо тут сейчас опозорюсь. И так это глупо было. Вот так, посреди лагеря взять и обосраться! И произнёс вслух: Да, ладно!!! И так испугался, что я это сказал вслух, что чуть не забыл, что я вот-вот обосрусь. Всё обошлось, конечно. Но вот такие были мои незапланированные слова во время Благородной тишины.
Отбой каждый день в 21:30. Вообще вся информация доступна на сайте. Всё максимально открыто и доступно.
На курс я пошел благодаря моему другу, который прошёл этот путь, будучи в Америке. Особой значимости я этому курсу не придавал. Но так повернулись обстоятельства, что я решил пройти и этот путь. Хотел ещё летом попасть туда, но оказалось, что это не так просто. Там довольно большая очередь. И надо исхитриться, что б попасть на регистрацию. Очередь за два-три месяца, кажется. Это я к тому, что если вы планируете, то должны планировать очень настойчиво. Очень. Если будут конкретные вопросы, то постараюсь ответить.
Это однозначно возможность изменить не только будущую жизнь, но и жизнь нынешнюю. Но для этого не достаточно просто пройти эти десятидневные курсы. Не достаточно. Это не есть таблетка, которая решает ваш вопрос. Нужно работать над собой. Каждый день. Каждый. День. Но это и так все знают, правда?
Нашёл ли я ответы на свои вопросы? И да и нет. Были и ожидаемые так называемые инсайты, но были и незапланированные. Разумеется. А некоторые вопросы так и остались нерешёнными. Мне предстоит ещё многое ощутить. Стал ли я лучше? Не знаю. Любовь и сострадание - это то, чему мне надо учиться. Нам всем надо этому учиться. В добрый путь. И пусть у вас получится! У вас обязательно получится!