Ниже публикую несколько потерявший свою актуальность отчет о поездке на концерт Metallica в Москву. Возможно, это меня подвигнет на подвиг к написанию отчета о втором дне, ну а пока - день первый. Итак, 24 апреля 2010. Москва.
Все было как-то странно еще с самого начала. С половины второго дня [по московскому времени] мы стали в очередь на проход. Настроение было подмочено нечестными тётями и дядями в обменниках и плохой погодой. Больше жаловаться нам было не на что: отличная компания из 6 человек из Минска + присоединенный к нам товарищ из [острова] Крым по имени Михайло. Сам не знаю почему, но почти сразу ему было присвоено почетное имя "Хохол", на которое он даже пытался обидеться, однако мы ему объяснили, что мы совсем не хотим его этим обидеть [тем более, что он оказался - по его словам - "москалем"], после чего все мы [белорусы] вдруг стали "Бульбашами".
Время от времени мы заводили беседы с другими людьми, что волею судьбы оказались рядом с нами. А там были действительно разные люди. Без сомнения, большинство россиян: москвичи, питерцы, ростовцы... Однако были и "инакоговорящие": датчане, французы, немцы и даже поляки - это только те, которые были в непосредственной к нам близости.
Пока мы стояли в ожидании, один из наших [да, из "Бульбашей"] поведал мне очень забавную вещь. Оказалось, что россияне не знают слово "шуфлядка". Не знаю, почему, но меня этот момент очень даже повеселил. Добротно отсмеявшись, я все-таки решил узнать, так ли это. В очереди с нами был парень родом откуда-то из Сибири, однако вот уже несколько лет пребывающий в Москве. Вопрос мой его очень удивил - он действительно не знал такого слова. Теперь мы уже хохотали всем коллективом. Кажется, мы еще кого-то спрашивали, никто не знал. В том числе и наш "Хохол".
Немного удивила мягкость [если это слово вообще может подойти в качестве характеристики] ОМОНа. Они подходили к нам, приветливо улыбались, спокойно [абсолютно без тупорылых понтов - как в одной другой стране, не скажу в какой] отвечали на любые вопросы. Так, незадолго до того, как нас все-таки пустили, по громкоговорителю обратился старшина с тем, чтобы объяснить нам порядок следования [а он, к слову, оказался не таким уж и простым], и под конец своего напутствия обратился со стандартным вопросом в духе военкомата: "Вопросы есть?" Кто-то из толпы выкрикнул: "Когда зарплату дадут?" Старшина просто искренне рассмеялся и ушел.
Наконец поступила команда "Пропускать", и народ ломанулся. Со всех ног люди ломанулись... но не к дверям "Олимпийского", а к шатрам, которые находились в каких-то местах абсолютно рандомно и даже не по фэн-шую. А полетели люди к шатрам, чтобы получить яркие браслетики с надписями Metallica и еще какой-то лабудой про Нокиа. Следовательно, от этих шатров народ точно так же летел к дверям спорткомплекса, проходя целые тучи охраны и людей из милиционерской [которые, к слову, не проверяли вообще наличие\отсутствие фото\видео аппаратуры, металлической атрибутики, различных жидкостей и других вредных предметов], то и дело путаясь в бесконечных коридорах и искусственно созданных лабиринтах "Олимпийского". Наконец, сцена была найдена, хорошие места на фан-зоне заняты, и все вроде здорово... но еще только начало шестого, а концерт начнется только в семь. Тешишь себя мыслями, что дело того стоит, и разговариваешь с приятелями - время проходит бесконечно быстро. Если бы не эффект волнения. А волнение было - мы были не просто на концерте. Это был концерт Металлики. Великая металлическая четверка должна была нам показать, что такое тяжесть, что такое музыка, что такое Death Magnetic.
Первыми на сцену вырулили французы под названием Gojira. Объективности ради отмечу, что звук был просто ужасен. Басист пропустил половину песни, поскольку попросто не звучал; когда же все-таки врубили, его оказалось настолько много, что буквально можно было расслышать бас и барабаны. Однако басист отжигал. Совсем небольшой по габаритам, в том числе и в высоту, он носился по сцене просто как юла, прыгал, кувыркался [словно его Куклачев тренировал], чем по сути и заводил публику. А вот вокал и без того был плохо слышен. Одним словом, я не понял, что они играли.
В перерыве дяденьки в майках SECURITY разносили воду в стаканчиках. Пить хотелось невыносимо. Тяжело объяснить, что чувствуешь, когда видишь полностью заполненный "Олимпийский". Да, было где-то тысяч 25 людей. Просто сумасшествие.
Следующими вышли Fear Factory. У них со звуком все было в порядке. Тут вопросов нет. И музыка была достаточно классной... Однако, когда их здоровеннейший гитарист по имени Дино подходил к нам, я почему-то зевал. Мне стыдно, но я зазевался, и мне что-то не кажется, что он был чертовски этому рад. Вокалист был шикарен, однако чистым голосом владел не ахти, то и дело промахиваясь мимо нот. Однако да, они были круты - с этим спорить нельзя.
Fear Factory освободили сцену минут в тридцать пять девятого, и Металлика должна была появиться к девяти. На танцпартере было невыносимо жарко [мягко говоря], и уже к этому времени много кто был вынужден покинуть первые ряды фан-зоны в бессознательном или полубессознательном состоянии. В процессе ожидания Металлики я несколько раз хотел сбежать оттуда, потому как попросту боялся оказаться в числе таких вот счастливчиков; более того, я действительно чувствовал себя не очень хорошо. Однако надеялся, что хуже уже не будет - две группы мы-то уже пережили [правда, не все].
Предвещала выход Металлики песня группы Saxon "Heavy Metal Thunder". Слушали затаив дыхание: во-первых, песня сама по себе очень классная [а в тот момент мы и вовсе не знали, что это за песня и кто ее папа]; а во-вторых, сразу после нее должна была зазвучать "The Extasy Of Gold" - творение Эннио Морриконе, получившие второе бессмертие за счет постоянного использования Металликой в качестве вступления к своим концертам. "Саксоны" резко прекратили играть, и так же резко обрубился свет. "Олимпийский" взорвался. Люди стали петь эту мелодию. Пели плохо, но это было абсолютно безразлично [как, в общем-то, и сейчас]. Девушка справа от меня заплакала.
Вступление стихло. Зелененькие лазерные лучи осветили сцену, мы услышали сердцебиение. Начиналась заглавная песня Death Magnetic - "That Was Just Your Life". Они вылетели на сцену незаметно, резко... Доля секунды - и они понеслись. Невероятно быстро, энергично, громко. Сразу я смог увидеть только Ларса - остальные были на другой стороне сцены. [Здесь сразу нужно сказать, что сцена была в форме прямоугольника, и со всех сторон могли находиться зрители, что они, к своему счастью, и делали преактивнейшим образом.] Откуда ни возьмись появились силы - публика просто потеряла крышу. Второй куплет мы пели с Хэтфилдом, потому что теперь он был совсем рядом с нами. Правда, пели в основном мы [Minsk Magnetic], поскольку далеко не все и даже далеко немногие хорошо знают их новые песни. Папа Хэт стоял в темноте, залитой зелеными палочками из лазеров, а где-то снизу его подсвечивал белый яркий фонарь. Смотрелось очень впечатляюще.
Песня закончилась; Олимпийский взревел, приветствуя отцов [именно так московские фанаты называют Металлику]. Началась "The End Of The Line" - вторая песня из нового альбома. Звучала она просто безупречно - хоть поначалу не особо четко прослушивалось соло Кирка Хэммета. Народ в нашей части фан-зоны был просто сумасшедшим. Качались вправо и влево, вперед и назад - в таких условиях необходимо было держаться за поручни, чтобы не потерять свое место. Однако на второй песне я не придавал этому большого значения - я все еще боролся с собственным неверием в происходящее. Тем более что именно эту песню я и ждал после "That Was..."
В кромешном полумраке с необычным освещением взревел бас, примоченый так, словно он сейчас проглотит всех. Да, начиналась "For Whom The Bell Tolls". Был ли смысл петь Хэтфилду или нет, я не знаю, но зал ее ревел от строчки до строчки. И я ее тоже ревел, выходя из толпы. Выходил я ровно до конца песни. В тот момент мне показалось, что я не доживу до конца концерта. И если раньше мне было пофиг и уходить не хотелось [Metallica на расстоянии вытянутой руки], то сейчас я подумал, что было бы неплохо посмотреть на происходящее с иного ракурса, да и звук у самой сцены все же не был таким четким, чего я, конечно же, знать не мог наверняка, но предполагал. Сейчас я понимаю, что поступил правильно. И тогда я знал, что самое интересное у меня впереди.
После длительных соло-запилов, что вытворял Кирк в конце "Bells", Хэтфилд "заречетативил", и понеслась "Fuel" - понеслась стремительно и раскатисто. Взмыли ввысь огни, зал был просто в бешенстве. Взрывная песня взорвала зал.
"Fuel" заканчивался необычно, раскатистыми риффами Кирка, которые в такт погружаещемуся во тьму "Олимпийскому" превращались в громыхающие звуки, пока совсем не стихли, а свет совсем не погас.
Подойдя к акустической гитаре, Хэтфилд завел красивейший перебор, который предзнаменовал начало прекрасной баллады. Начинался "Fade To Black". Печальные гитарные соло, красивейший гитарный перебор, динамика настроения песни... Впервые мне пришла в голову мысль, что ЭТО должен видеть и слышать каждый. Еще в самом начале песни я окинул взглядом публику... ни один огневой залп на сцене не будоражил воображение так, как полностью укомплектованный зал в полумраке держит зажигалки, мобильники. Романтика в стиле "хэви-металл". Энергия Ларса, казалось, выплескивалась через края - так задушевно он отстукивал свои партии.
После исполнения баллады Джеймс поблагодарил выступающие перед ними группы и объявил, что следующую песню Металлика посвящает именно им, а также всей "Metallica Family from Moscow", добавив: "'Cause what don't kill ya makes ya more strong!" Рваный рифф из вступления к песне "Broken, Beat & Scarred" поднял и без того боевой дух фанатов - начиналась самая позитивообещающая песня Металлика из всего сета за 24 апреля.
После завершения песни все дружно сменили гитары, что само по себе наталкивало на мысль - сейчас будет что-то в нестандартном строе. Сомнительной казалась мысль, что сейчас вваяется что-то из "Штангера", так что самым правдоподобным вариантом мы посчитали появление "Sad But True". Ну а когда Хэтфилд состроил гримасу а-ля Джим Керри и [риторически] спросил "Do you want heavy?.." - все сразу стало ясно. "... 'cause 'tallica gives you heavy, Moscow" - прорычал Джеймс, и Хэви случилось. Мощно, грозно, тяжело. Так могут только они. Так может звучать только "Sad".
Снова зал погрузился во тьму. Тут же зазвучала фанерная подкладка со вступлением к песне "Wherever I May Roam". Заиграло разноцветными огнями неяркое освещение, зашевелились гробы, которые в количестве четырех штук находились прямо над сценой [вообще всего было восемь гробов, однако остальные четыре были зафиксированы подальше от сцены, поэтому, собственно, не шевелились]. По всей видимости, это было второе оживление этих нестандартных для сцены девайсов в тот вечер, однако на третьей песне я пытался выскочить из пекла настоящего Ада - мне было не до гробов. Песня разжигала во мне ностальгию по тем временам, когда, будучи школьником, мы сидели с другом на улице и ваяли эту песню [и несколько других с "Черного альбома"] на акустических гитарах.
Следующую песню начинали одинокие хэтфилдовские флажолеты. Да, это был "Welcome Home (Sanitarium)". На этой песне я не выдержал и рванул за водой.
По моему возвращению начиналась новая фанерная вкладка из песни "All Nightmare Long". Вот это нужно было слышать. Снова агрессия, снова скорость... Отличный ход для проверки зрителей.
И вот зал в очередной оказался в темноте, музыканты ушли со сцены. Послышались выстрелы, взрывы. Загрохотали вертолетные винты. Трагические ноты всколыхнули зрителей, Папа Хэт заиграл ставшую традиционной для концертов "One". Легкое печальное соло Хэммэта развернуло песню. Мы поплыли в печальный мир грез и страданий человека, в неторопящемся ритме, что задавал мистер Ларс Ульрих. Настоящую боль выражал перегруженный по звуку жесткий припев песни. Хэтфилд в то время и был тем искалеченным солдатом, каждое слово он наполнял невероятной болью и тревогой. "Fed through the tube that STICKS IN ME" - на последних трех словах он перешел на крик, обращая внимание на эмоциональную нестабильность лирического героя. Динамический переход и зубодробильная часть сопровождалась устойчивыми столпами пламени, в такт меняющими цвета. Песня закончилась под невовремя сыгранный Металликой жирный аккорд, и косяк этот заставил их засиять улыбками.
Следующим треком суждено было стать "Master Of Puppets". Апокалиптическая симфония двух гитар во вступительном риффе была попросту заглушена бешеным ревом публики. Это та песня, которую больше поют зрители, чем группа. Всем залом напевали мелодию лирического соло в середине песни. Кричали "Master" так, словно от этого зависит наше спасение.
Финальные аккорды... и Хэтфилд смеется демоническим смехом. Под этот смех свет потух в который раз. Но так должно было случиться, потому что именно в этот момент зазвучала очередная музыкальная подкладка.
Акустический перебор, прекрасный и обманчивый, сменился зубодробильным трэшевым риффом. Я все еще не верил своим ушам. Это был "Fight Fire With Fire"! Песня, которую я меньше всего ожидал. И песня, которую я был чертовски рад услышать. Ларс, вопреки всему, демонически отдробил свою партию. Хэтфилд с Хэмметом зажгли двугитарное соло. А зал отжигал, в такт выкрикивая "FIGHT!"
Затем Кирк взял другую гитару, ему включили чистый непримоченный звук, а Джеймс представил его публике [зачем?]. Кирк заиграл какую-то мелодию - я бы назвал ее импровизационной, но он постоянно ее играет накануне...
"Nothing Else Matters". С первых же нот зал [уберите от экрана несовершеннолетних] оргазмировал. Еще одна классическая песня, улышать вживую которую было по меньшей мере обалденно.
Следом случилась классика и обязательный номер любого выступления Metallica - "Enter Sandman". Конечно же, это было необходимо услышать. На подсознательном уровне мы все шли услышать ее, наверное. Это было потрясающе.
Музыканты помахали ручками и ушли. Кто-то с трибун собрался и пошел в гардероб. Как опрометчиво!
Прошло не более двух минут, и Metallica снова вылетела на сцену, а Хэтфилд - как всегда - спросил, почему это мы все еще никуда не ушли. Долго уговаривать не пришлось. Традиционно в этом туре в этом месте исполнялся какой-нибудь кавер. На этот раз прозвучала "Die, Die My Darling". Веселая, задорная, эксцентричная песня.
Следом за ней прозвучала самая первая песня группы - "Hit The Lights". Она звучала даже быстрее оригинала. Ошеломляющее соло, быстрый барабанный ритм, неподражаемый вокал - все то, зачем мы сюда и пришли. Феноменально.
После этой песни Хэтфилд поднял выкинутый на сцену российский флаг и нацепил его на установку Ларса. Ларс [какой мстительный!] в долгу не остался - откуда-то нашел шапку-ушанку с кокардой и нацепил на Хэтфилда, пока тот втирал публике, мол "давайте орать последнюю песню вместе, шоб завтра вы не смогли говорить". "Three simple words", - успокаивал Джеймс. "SEEK! AND! DESTROOOOOOOY!" - и понеслась. С потолка посыпались большие черные шары с логотипом Metallica. Хэтфилд продолжал играть и петь в этой ушанке, однако в какой-то момент [ближе к соло] он ее выкинул [куда - я не видел, не знаю]. В процессе лабства "бродячие" музыканты пинали шары, шобы они летели в публику. Народ игрался с этими шарами, бросая их в хаотическом порядке в разные стороны. Да, происходил именно вольный волейбол под музыку Metallica. Пели, как и обещали, до последнего признака голоса.
Закончился "Seek" [или сам концерт] риффом из песни "Wasting My Hate". В фан-зоне началась дележка трофеев - медиаторы, палочки, шары. До откровенных драк вроде не доходило, но нецензурщины там можно было отведать самой отменной.
Я торопился в гостиницу. Ноги болели жутко. Необходимо было переобуться в более удобную обувь. Или вообще идти отдыхать - я знал, что следующий день будет еще более фантастичным.