Вело Алтай 2012. Часть 1. Хабаровка, Иня-Тюнгур, Улаган, Кату-Ярык.

Aug 30, 2012 12:50



Давненько что-то я не появлялся в уютном бложике, но произошло знатное мероприятие, с которым не могу не поделиться. В августе (2012 года) мы с друзьями-товарищами-подругами съездили на Алтай. Взяли с собой велики и (предварительно договорившись с Барнаульскими ребятами) славно покатались по дорогам, дорожкам, тропинкам и просто направлениям этой чудесной республики. Сразу скажу, что поездка была не самостоятельная (в Барнауле нас забрали и через некоторое время привезли обратно), нас кормили, перевозили от одного места к другому, развлекали как могли байками. Всё что от нас требовалось - это есть, пить, спать и иногда крутить педали. Девчонки на картинке передают привет и приглашают всех желающих пройти дальше и прочитать про наши покатушки. (Помимо девчонок, в количестве 5 штук, еще было 2 мальчика, в числе которых был и я)



Привет с Омска

План мероприятия следующий: из Перми на поезде доехать до Барнаула (с пересадкой в Новосибирске), день провести в Барнауле и на следующее утро выехать до села Хабаровка, оттуда начинается первый велоучасток: село Хабаровка - село Купчегень - река Большой Ильгумень - село Иня - село Инегень - урочище Сок-Ярык - река Катунь - радиальный выезд до Тюнгура по тропе Иня-Тюнруг. Далее автозаброска на Улаганский перевал, на котором начинается второй велоучасток: Улаганский перевал - село Улаган - село Балыктуюль - перевал Кату-Ярык - долина реки Чулышман - кафе Учар - радиальный выезд до Телецкого озера через села Коо и Балыкча с возвращением обратно к кафе Учар - радиальный выход (пешком) до водопада Учар и каменных грибов Аккурум. Затем автозаброска через село Ортолык в долину реки Елангаш, где начинается третий велоучасток: долина реки Елангаш - урочище Елангаш - радиальный выезд в сторону перевала Ажу - село Бельтир - село Ортолык. Далее автозаброска под перевал Каспа через села Шебалино и Верх-Апшуяхта. С подъема на перевал Каспа начинается четвертый и заключительный велоучасток: перевал Каспа - село Каспа - долина реки Каспа - река Катунь - Ороктойский мост - село Еланда. За селом Еланда велосипедная часть заканчивается. Возращаемся на авто в Барнаул и садимся на поезд до Перми (пересадка так же в Новосибирске).

Все использованные фотографии сделаны мною.
Треки, выложенные на сайте endomondo записаны так же мной, с помощью одноименной программы для iPhone (Endomondo Sports Tracker PRO)
Треки, выложенные на сайте GPSies, записаны Сашей на навигатор Гармин.

01.08.2012. Пермь, поезд.
Пермь. Посадка в поезд Москва-Абакан от Перми до Новосибирска. Поздравляем Любу с ДР, пьем шампусик, кушаем её пирожки.
Загрузились в паравоз, попрощались с провожающими и поехали. Поздно, темно, немного посидели, поели и спать.

02.08.2012. Поезд.
Поезд. Едем, едим, едем, едим, спим, едим, едем. Кто-то играет в карты (все, кроме меня).



Выбирают дурачка

03.08.2012. Новосибирск, Барнаул.
Новосибирск. Приехали рано утром. Купили билеты до Барнаула, перекантовались пару часов на вокзале. Попили кофе, то да сё.



Сторожат нехитрый скарб

Загрузились в поезд до Барнаула, пришлось побегать от одной платформы до другой изрядно. Вагон - старый купейный, без вторых полок, велики загрузили не без труда, но всё вошло. Нам досталось в итоге три купе, в первых двух были посторонние, в третьем одна Оля, у неё и тусили. Поспали немного. Постоянно едим, пьём чаи и цикории. Смеемся.



Все велики не вошли, часть осталась в коридоре



Очень увлекательная книжка, в сон не тянет



Не очень увлекательная книжка, в сон тянет



Вот такое модное купе у нас было

Днем приехали в Барнаул, сразу же нашли микроавтобус на вокзале, который бы нас довез до квартиры. Все за раз не влезли, сделали два рейса (500р за оба).



Ждем пока решится вопрос с квартирой

С квартирой тоже не сразу срослось, в ней были вещи тех, кто жил до нас, а они сами где-то шатались, пришлось подождать. Да к тому же хозяева прифигели от количества вещей и народу (почему-то ждали 6 чел, хотя говорили им про 7). Сутки стоят 2к. Наташи сходили в магаз, купили опять кучу еды, и местный деликатес - маринованный папоротник - съели махом, очень понравилось, все просили добавки (на самом деле нет). Начали таскать вещи наверх и готовить обед. Предыдущие постояльцы забрали вещи. Сходили в душ, поели, потупили, посмотрели олимпиаду.



Девчонки хлопочут на кухне



Долгожданный обед

Приехал Тема показать нам город. Пошли с ним гулять. Зашли в туриковый магаз, за недостающим барахлишком.



Ленинский проспект



Церквушка



Наследие Советского Союза



Памятник велосипедисту



Сидят девчонки, сидят в сторонке

Прошлись по ленинскому проспекту до реки Обь, пофотались, обратно поехали на тролике.



Мост через реку Обь



Барнаул

Зашли в пив бар «Сибирская корона», или типа того, заказали кто пиво, кто чай. Несли всё очень долго (как потом выяснится - это у них так везде и всегда), заказавшие пиво получили всё быстрее всех. Вернулись обратно, посмотрели олимпиаду и завалились спать.

04.08.2012. Барнаул, Бийск, село Хабаровка, село Купчегень, река Большой Ильгумень.
Проснулись рано, перекусили, Оля и Гена собрали свои велики. Выгрузились на улицу, подъехал Роман Петрович на KIA Besta, багажник на крыше есть, но велокреплений нет, грузим велики почти вповалку. Наташа возмущается "Что же это за организация такая!?".



Заканчиваем погрузку



Компактно и аккуратно

Погрузили, двинули в путь. По плану надо заехать в магаз купить алкоголь и пообедать в столовке в Бийске.



Едем, места в хвосте



И места на носу

Первым делом в столовку (М-52 называется), Оля взяла невкусную окрошку, есть не стала, вместо этого полезла на машину, посмотреть как там поживают велики, а когда спускалась обратно порезала палец (мизинец) об крепеж багажника. Порез сильный, глубокий, надо шить. Быстро собираемся и едем в травмпункт, почти сразу же нашли. Всей кучей пошли в больничку. Оказывается врач без регистратуры не принимает, потопали туда, подождали одного человека и стала тетенька Олю регистрировать, сделала копии всех документов (паспорт, полис, страховое) расспросила кто такая, откуда приехала, что тут забыла, где работает и тд и только после этого отпустили к врачу. Палец зашили, сказали через 8 дней можно будет шов снять. Зашли в аптеку в больнице, купили всяких бинтов и прочего, для перевязок. Чтобы купить что-то в аптеке надо сделать ТУКТУК. Что и было сделано.



Тук-тук



Результат работы доктора. И сразу звонок куда-то на родину :)

Поехали дальше, заехали в супермаркет Мария-РА (они тут повсюду), купили коньяка и много пироженок, для Оли, чтобы ей не было грустно с зашитым пальцем. Программа мероприятий в Бийске выполнена на все 100, можно продолжить путь.



Наш автомобиль ждет коньяк

Едем едем едем, едим едим едим. Заточили пироженки.



За такое количество сладостей и палец не жалко порезать

Доехали до села Хабаровка, после выезда из села выгрузились и стали собирать велики. MMC Delica приехала раньше и ребята уже готовы. Помогают нашим девчонкам. По-быстрому собрали, прослушали инструктаж от Ивана и в путь. Поднимаемся на перевал Чике-Таман, сначала по асфальту (совсем чуть-чуть), затем сворачиваем на старую (на самом деле новую) грунтово-гравийную дорогу и едем по ней. В подъем с непривычки едется тяжело, кто-то идет пешком, кому то кажется что вел не едет вообще (сложно оценить уклон, кажется что он небольшой, а на самом деле большой). Темп не спешный. Поднимаемся на перевал, фотаемся и на спуск.



Вид со старой дороги на новую



А может лучше Настя?



Некоторые идут пешком



И снова пешком



Ну а некоторые едут



Почти все в сборе



Вид с перевала



Перевал Чике-Таман

Спуск классный, есть где разогнаться, но не сильно - не асфальт, да к тому же еще выясняется что плохо затянул руль при сборке, лучше не спешть. После грунтового спуска снова выезжаем на асфальт и едем мимо села Купчегень до места ночевки на берегу реки Большой Ильгумень.
Первая ночевка, получаем казенные палатки/спальники/пенки, ставимся уже в сумерках, ужинаем в темноте. Посиделки (на самом деле стояли) у костра, знакомство с участниками, каждый рассказывает по истории, кто то по две, а кто то ни одной. И скорее спать.

Дневной пробег примерно 23км. (endomondo 20,52км (включил не сразу), комп не включал, GPSies 22,60км)

05.08.2012. река Большой Ильгумень, река Большой Яломан, село Малый Яломан, село Иня, село Инегень, урочище Сок-Ярык, река Катунь.
Проснулись, позавтракали, собрали нехитрый скарб, сделали утреннюю зарядку, прослушали инструктаж и покатили.



Утренние сборы



река Большой Ильгумень

Едем по тропинке, слева от Чуйского тракта, вдоль реки Б. Ильгумень, тропа живописная, интересная, почти полностью проезжается не сходя с вела, но местами приходится идти пешком.



Приходится идти пешком



Тропа



Иногда и велики тащить приходится



И прыгать через заборы

Минуем базу "Кур-Кечу" и подъезжаем к Катуни к порогу Ильгуменский (в устье реки Б. Ильгумень), смотрим, фоткаемся, отдыхаем и едем дальше.



Пермская команда в полном составе



порог Ильгуменский

Выезжаем на Чуйский тракт и катим по асфальту в сторону села Иня. Местами дорога вырублена в скалах. В одном месте (после моста через реку Б. Яломан) съезжаем с асфальта и едем (по большей части идем) по старому тракту, участок небольшой, снова выезжаем на асфальт.



В горку без ног, а вам слабо?



река Катунь



Перекур на остановке



Перекус



Подьем по старой дороге



Ехать нереально, идем пешком



Спуск



И тоже пешком :)



Ехать можно, но пешком надежнее

Проезжаем деревню Малый Яломан. В деревне Иня встречаемся с машинами, ждем всех, есть магазин.



Ждем остальным, развлекаемся



Въезд в село Иня

Сразу за деревней в поле стоят скифские каменные изваяния, подъехали посмотреть, Иван про них что-то рассказывал (очень древние, хренова туча лет).



Древние камни и современные люди



Лекция Ивана о происхождении (видов)

Поехали дальше, с тракта повернули направо, в сторону села Инегень. Спустились к Катуни и устроили обед перед подвесным мостом.



Спуск к Катуни

После обеда переехали мост и поехали по живописной дороге, вырубленной в скалах, вдоль Катуни. Проехали слияние Чуи и Катуни (в памяти не отложилось).



Первый подъем



После него дорога выполаживается



Передай фотик неглядя



Катунь, где-то рядом устье Чуи



Дорога в скале



Кажется что дорога прямая, но это только кажется...



Горизонт НЕ завален :)



И тут тоже

Затем дорога пошла в гору, ехать стало труднее, поднялись на холмик, отдохнули, потом спуск к селу Инегень.



Спуск к селу Инегень



На горизонте Инегень

Не доезжая села пополнили запасы воды, отдохнули и поехали дальше, первый прокол - у Оли, камеру меняли всей толпой.



Пополняем запасы воды

Затем дорога боле менее на одном уровне, а потом снова набор высоты.



Набор высоты дается тяжело



Облака :)



село Инегень



Просьба: не кантовать



Где-то в урочище Сок-Ярык

И резкий, местами крутой, спуск к Катуни.



Спуск к Катуни



Старший инструктор Артем на спуске



Иван на спуске

Проехали немного вдоль Катуни в сторону Тюнгура и встали на стоянку. Искупались/помылись в Катуни (не все), вода холодная. Сломали (не будем показывать пальцем) Олин фотик.



Лагерь

Дневной пробег примерно 60км. (endomondo 57,62км, комп 58,4км, GPSies 59,76км)

06.08.2012. Тропа Иня-Тюнгур.
Справка: Дорога Тюнгур-Иня, известная так же как "Катуньская тропа" прорублена на десятки километров в скале над бушующей Катунью. Тропа использовалась в советское время в качестве скотогонного пути из Монголии. В некоторых местах сохранились укрепленные обрывы, выложенные из камней перила, заржавевшие таблички "Скотоимпорт".
После второй мировой, пленные немцы рубили в 30-60-градусном склоне, так называемую "копанную дорогу" на высоте примерно 300 метров над уровнем реки, чтобы соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район автомобильным сообщением (протяженность тропы Тюнгур-Иня - 60 км, из них считается непроходимым для автомобилей ~ 20 км. На машине в объезд - более 400 км.) Однако госкомиссия приняла решение расстрелять инженера руководившего стройкой, поскольку "копанная дорога" даже сразу после постройки была слишком экстремальна для движения автомобилей. (Возможно легенда)
С тех пор прошло 60 лет. Рубленные полки над бурлящими порогами Катуни местами обвалились, а "копанная дорога" осыпалась так, что сейчас пригодна лишь для коней. Были проекты сделать из тропы автодорогу и ее даже успели нанести на автомобильные атласы. Но эти планы не сбылись. Многие заезжие автомобилисты зарились на "короткий" путь от Чуйского тракта до Тюнгура, но тщетно. Однако в 2006 году Новосибирские джиперы проехали эту тропу Сибирский Марафон 2006. Алтай. Тюнгурский прорыв.

Подъем, неспешные сборы, лагерь остается на месте, планируем радиальный выезд в сторону Тюнгура. Завтрак, зарядка, инструктаж. Участники делятся на две группы: старшая и младшая, в старшую Иван назвал совсем немного людей. По итогу всё переиграется. Берем с собой перекус, сникерсы и в путь. Дорога очень интересная, техничная, сначала едем по берегу Катуни, затем в прорубленных скалах вдоль Катуни, постепенно набирая высоту.



Начало скального участка



Катунь



Тропа



Проехать получается не везде



Брод



Скалы



Пологое плато, можно отдохнуть

Слева (по ходу движения) впадение реки Аргут. Аргут мутная, Катунь бирюзовая, зрелище красивое. Перед перевалом (Казнахта?) небольшой серпантин.



Подъем по серпантину дается не легко



Вид с перевала

Окончательно формируются группы, в младшей группе Оля, Наташи и Старший инструктор Артем (Валерьевич), остальные в старшей. Я до перевала ехал с младшей, на перевале (чуть ниже) немного пофоткался с ними и поехал догонять остальных. После перевала классный спуск по серпантиу. Выкатился к реке Казнахта, старшая группа заканчивает переходить её (кто вброд, кто по бревнышкам). Я сразу бревнышек не увидел и чтобы не терять время перешел в обуви (погода солнечная, высохнут быстро). Догнал группу, все собрались и начался очередной подъем, по лесу, удаляемся от Катуни. Потихоньку поднялись, возвращаемся ближе к Катуни, тропа идет по склону холма.



На тропе



Километровый столбик (на самом деле нет)

Привал у ручья в районе порога "Аккемский прорыв" (порог на Катуни, река течет в каньоне длиной около 5км). У Андрея прокол колеса, сам поменять не смог, дошел до ручья пешком. Поначалу его подкалывали, но Иван с трудом разбортовал покрышку. Отдохнули и поехали дальше. Начинается крутой и быстрый спуск.



Начало спуска



Группа на спуске



Спуск



Вид с тропы



Бирюзовая Катунь



Тропа

Преодолеваем его и едем дальше, снова прокол, на сей раз у Лизы, даю ей свою камеру, меняем с Пашей и едем догонять остальных. Тропа плавно переходит в дорогу, едется легко. Нагнали у впадения реки Аккем, сфоткались и дальше. Доехали до большого брода через реку Тургунда. Тут будет обед. Желающие могут продолжить путь до Тюнгура, но в нем интереса нет, "тупой набор километража" как сказал Иван. Утром я взял перекус (булка хлеба и батон колбасы) для младшей группы, и чтобы не оставить их без обеда решаю ехать обратно, догнать их и вместе поесть (как оказалось потом - зря). Группа перешла реку вброд, а я поехал обратно, той же дорогой. Крутой спуск (который неожиданно стал подъемом) преодолеваю пешком. Не доезжая до ручейка где был отдых (в районе Аккемского прорыва) встречаю парочку пермских велосипедистов (Ксения и Юра Сухановы), поговорил с ними о том о сем и поехал дальше. Они видели младшую группу, но давно и далеко, решаю что не догоню и не спешу. Реку решил перейти по бревнышкам, успешно. Подъем в перевал, начинается дождик, но быстро проходит.

Догоняю младших (немного не доезжая деревянного мостика), они доехали до ручейка в районе Аккемского прорыва и повернули обратно. Едут неспеша, фотографируются, старший инструктор Тема очень доволен. Еда на обед у них оказывается была. Фоткаемся, едем и возвращаемся в лагерь.



Тот самый мостик



Тема кидает камешки, в ожидании остальных



Бурная Катунь



Остальные неспеша поднимаются

Нас уже ждут, но еду не готовят. Сидим болтаем, я наконец-то пообедал. Подъезжает уазик с алтайцами (трое, два мужика и парень), самый старший подходит к нам и говорит, что мол, земля это его и мы на ней, якобы, находимся. На вопрос что нужно отвечает уклончиво. Наташа прибегает с фотиком и садится напротив него с явным намерением сделать злое дело. Состоялся забавный диалог:
Алтаец - Ты зачем меня фотографировать собираешься?
Наташа - Вы очень красвый!
Алтаец - Не надо (улыбается в оба ряда железных зубов), вдруг еще в Плейбой мою фотку отправишь, что обо мне деревенские подумают!
В общем, сразу подорвался, сели все вместе в уазик и уехали.
Остальных ждали долго, первыми приехали Оля с Геной, ругаются что я с едой уехал (а кто знал то), потом потихоньку подтянулись остальные. Готовим ужин. Под вечер приехала четверка (людей), пытавшаяся доехать до Тюнгура (попытка не удалась - погранцы догнали, оштрафовали и отправили обратно).

Дневной пробег примерно 50км. (телефон сел, комп 48,8км, GPSies 61,41км - трек в сторону Тюнгура, обратно неполный трек)

07.08.2012. Улаганский перевал, село Улаган, село Балыктуюль, перевал Кату-Ярык, долина реки Чулышман.
Проснулись рано, позавтракали, собрали лагерь, загрузили велики и в путь. Перед первым подъемом выгружаемся из авто, Иван помогает Роману проехать, не задев камни. На сам подъем Дэлика берет на буксир бесту (на всякий случай) и бодренько поднимаются.



Ювелирная работа



Роман Петрович уезжает, ребята грустно глядят ему вслед



Дэлика проезжает без проблем



Девчонки весело топают в горку



Мальчишки весело сидят в Дэлике. Роман Петрович въехал сам, тянуть не пришлось



Пока грузились обратно, Делика умчалась

Грузимся обратно и едем по знакомой дороге. Минуем Инегень. Местами дорога узкая, по правую руку обрыв к Катуни, по левую руку скальные прижимы. Девчонки боятся.



На авто ехать страшнее, чем на велике. Двум машинам не разъехаться



Можно спокойно наслаждаться видами



Уклона практически нет, рубили скалы ровно



Местами скалы нависают над дорогой



Спуск к Катуни



Навесной автомобильный мост через Катунь

Проезжаем навесной мост и выезжаем на Чуйский тракт. Едем по тракту до села Акташ, в селе съезжаем в сторону Усть-Улагана и поднимаемся на Улаганский перевал (2080м, самый высокий асфальтированный перевал на Алтае). Снимаем и собираем велики, слушаем инструктаж и на спуск!



Улаганский перевал

Спуск 18 км (местами асфальт пропадает, начинается гравийка, временами дорога идет в гору). Заезжаем к реке Кубадра, набираем воды, проезжаем село Чибиля и въезжаем в Улаган. Таримся в магазе всякими приколюхами, часть людей грузит велики по машинам и до перевала Кату-Ярык поедут на авто. Мы же стартуем на великах (Я, Оля, Гена, Саша и Иван). Едем по гравийке в сторону села Балыктуюль, постепенно дорога ухудшается, нас обгоняют машины сопровождения. Начинается серия длинных, пологих подъемов, Оля немного отстает. Неспеша доезжаем до Балыктуюля, легкий отдых и дальше, направо, в сторону Кату-Ярык. Сразу же начинается резкий подъем на перевал Пазарыкский, после которого отдыхаем.



Отдыъ на Пазарыкском перевале, деревья традиционно в ленточках

Иван говорит что он поедет с Олей, остальные могут не ждать. Решаю ехать сразу до перевала Кату-Ярык, ибо там намечается обед. Сразу же с Сашей уезжаем далеко вперед, остальных даже не видно. Монотонный набор высоты и постоянные качели выматывает. Поднимаюсь какому-то перевалу, чуть ниже виднеется озеро Учколь. Заправляю воду в гидратор, фоткаю, точу конфетки.



Вид с перевала в сторону предстоящего спуска



Саша догоняет



Озеро Учколь

Саша догоняет. Вместе начинаем спускаться. Спуск не простой, дорога неровная. Как всегда - качели. Саша где-то отстает, спускаюсь к ручью, там нас ждут машины, короткий разговор с Романом и дядей Толей и снова спуск (на самом деле после ручья - подъем). Спустился к перевалу Кату-Ярык, народ расслабляется, ждет нас (не особо то и ждет). Обеда, на который я рассчитывал, тут нет. Через некоторое время подъезжает Роман Петрович, Саша погрузил к нему велик и ехал в авто (он думал что будет еще набор высоты, и решил не мучиться). Артем выдал по шоколадке (вместо обеда), и все двинули спускаться с Кату-Ярыка (перевал представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен в склоне горы, крутизна склона ~70% (63°). Высота от подножия - 800 м, длина - 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон - 18% (10°), покрытие - грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости, при должном мастерстве можно проехать и на легковушке. Высота у подножия - 670 м над уровнем моря, смотровой площадки - 1200 м. Это единственный автомобильный спуск в долину Чулышмана. Дорога построена за два года, запущена в эксплуатацию в 1989 году).



Кату-Ярык, вид сбоку



Спускаемся



Кату-Ярык, вид со спуска



Роман Петрович нагоняет



Улыбаясь проходит сложные повороты

Небольшая остановка у подножья, рядом с базой Кату-Ярык и едем дальше, до кафе Учар. Дорога (как и обычно в последнее время) неприятная, много камней, гребенки, качели.



река Чулышман



Навесной пешеходный мост через Чулышман



Отстающие велосипедисты

Под вечер приезжаем в кемпинг, разбиваем лагерь, готовим еду, ждем остальных. Стемнело, но доехали не все, дядя Толя на Дэлике поехал их встречать, и достаточно быстро все приехали. Ужин и спать. Все устали очень.

Дневной пробег примерно 110км. (endomondo 104,79км, комп 108,8км, GPSies 104,76км - часть дороги проехал в авто)

Многовато набралось слов и фотокарточек, продолжение оформлю следующим постом.

Вело Алтай 2012
Часть 1. Хабаровка, Иня-Тюнгур, Улаган, Кату-Ярык.
Часть 2. Телецкое озеро, Учар, Аккурум, Ортолык, Елангаш, Каспа.

velo, myphoto, altay

Previous post Next post
Up