Выставка "Авторская керамика первой половины ХХв в Средней Азии" в Музее Востока

Jul 01, 2018 21:25




В конце мая в Музее Востока прошла небольшая выставка, которую я не могла пропустить - посвященная авторской керамике Средней Азии очень интересного и знакового для нее периода.
  Давайте я в самом начале побухчу, а потом не буду. Я уже писала об этом года полтора назад после выставки "Сокровища культурного наследия Узбекистана". Вот скажите мне, отчего волшебной красоты ляганы размещают вот на таком, оливково-поносном мерзком фоне?? Он убивает все - охристые оттенки гиджуванской школы сливаются в невыразительную муть, синева риштанской становится зеленовато-тусклой... Люди, если нужно, я приду к вам с ведром побелки и валиком и покрашу эти гребаные ширмы! Все, выдохнула. Теперь об экспонатах : ))



Первые десятилетия прошлого века были удивительным временем для мастеров декоративно-прикладного жанра. Впервые по всем союзным республикам создавались артели, комбинаты, училища. Если раньше человек учился у одного-двух мастеров в пределах своего поселка или города, то теперь стали доступны образцы со всего мира. Экспериментировали с формой, мотивами, на ляганах начали изображать людей и животных. Вот на этом блюде, созденном на туркменской керамической фабрике, мотивы обода явно взяты из ковроткачества, а в центре - полноценная живописная композиция.



А.Жуков (автор эскиза). Блюдо. Туркмения, Ашхабад, 1932г.

А вот на этом блюде видны мотивы архитектурной керамики - изразцами с такими узорами облицовывали стены мечетей.



Еще одно блюдо со сложными орнаментами, которыми обычно украшали юрты и ковры. С изображением людей пока еще не очень, но если учесть, что еще пару десятилетий назад о таком и помыслить было нельзя...



Н.Бешим (автор росписи). Блюдо. Туркмения, Ашхабад, 1932г.

О, вот такие мотивы до сих пор очень популярны в массовом производстве керамики! Подражание вышивкам на тканях, думаю, в то время идея была новаторской и интересной.



Слева направо:  Х.Мукумов. Игрушка-свистулька. Таджикистан, Ура-Тюбе, 1970-е гг.
У.Джуракулов. Игрушка-свистулька "Аджархо". Узбекистан, Самарканд, 1958г.
Г.Халилов. Игрушка-свистулька "Обезьяна". Таджикистан, Ура-Тюбе, 1970-е гг.

О, мои обожаемые свистульки!!! Рассматривать их можно бесконечно, я уже показывала такие в постах здесь и вот здесь. На стенде представлена одна из самых известных школ - ура-тюбинская, а также работа великого мастера - Усто Умара Джуракулова. Смотрите, какой лукавый и обаятельных дракон у него получился! : ))



А.В.Кедрин. Декоративное блюдо "Самарканд". Узбекистан, 1972г.

"Александр Кедрин (1940г.р.). Родился в Ташкенте. Отец Александра, Вениамин Кедрин - художник-график, потомственный петербургский дворянин, переехал с семьей в Ташкент, где принимал участие в создании Союза художников Узбекистана. Маленький Саша имел возможность общаться с такими живописцами, как Александр Волков, Михаил Курзин, Надежда Кашина.
   После окончания школы Александр Кедрин поступил в Ташкентское художественное училище им.П.Л. Бенькова. В 1959г., будучи студентом 5-го курса, он организовал выставку своих единомышленников, которые решили отойти от академических канонов и работать в более свободной манере. Выставку разогнали, а Кедрина исключили. Благодаря авторитету отца, Александру удалось поступить в Ташкентский театрально-художественный институт им.А.Н. Островского. Но и оттуда его вскоре исключили. Чтобы снять обвинение в тунеядстве, Кедрин устроился на керамический завод, где оказался в своей стихии. Его абстрактные объекты, стилизованные под "узбекские национальные мотивы", быстро завоевали признание. Кедрин с отличием окончил отделение керамики Ташкентского художественного института, его приняли в Союз художников, а затем и в Союз архитекторов. В качестве керамиста он регулярно принимал участие в московских выставках. Его керамические панно украшают многие архитектурные объекты в разных городах на территории бывшего СССР.
   В 1995 году Александр с семьей переехал в США и поселился в Нью-Йорке, где активно включился в художественную жизнь. Его работы приобретали музеи, галереи и коллекционеры. А в 2014 году в Государственном музее Востока состоялась персональная выставка Александра Кедрина." (из материалов выставки)



А.У. Аминов, М.К. Рахимов. Блюдо "Михроби ислими". Узбекистан, Ташкент, 1957г.

Очень точное название узору подобрано. "Мехроб" - это мотив, напоминающий стрельчатую арку. "Ислими" - вариации растительных побегов. Эффектно смотрятся и узор, и цветовая гамма.



А.У. Аминов, М.К. Рахимов. Блюдо "Михроби гуль". Узбекистан, Ташкент, 1957г.

"Михроби гуль" - "цветочная арка". И снова сочетание архитектурных силуэтов и растительных мотивов. Чувствуется влияние чуть ли не модерна с его прихотливыми цветочными узорами.



Т.Миралиев. Блюдо. Узбекистан, ХХ в.

О, знакомый "глазастик". Ташкентская школа, видимо, ближе к началу века.



Блюдо-ляган. Узбекистан, Ташкент. Нач. ХХ в.

Тоже Ташкент, узнаваемая манера сплошного заполнения мелкими узорами всего пространства лягана.



Блюдо. Казахстан, Алма-Ата. 1936г.

Тарелка исключительно для украшения, это скорее медальон на стену. Казахские узоры и портрет. Мастер явно потратил много сил, перерисовывая его с фотографии. Ну, каждый должен экспериментировать, пусть не все эксперименты заканчиваются успехом : )) А кайма у блюда и правда красивая.



Приближаясь к ценртальному стенду, я чувствовала, как замирает сердце - столько узнаваемых элементов и форм оказалось перед глазами...



М.К.Рахимов. Блюдо катта-ляган. Узбекистан, Ташкент. 1975г.
"Мухитдин Рахимов (1903-1985). Принадлежит к династии керамистов. М.Рахимов был не только потомственным мастером, но и являлся одним из первых исследователей традиционного керамического производства, автором книг "Художественная керамика Узбекистана" и "Архитектурная керамика Узбекистана". В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата наук. Преподавал в Республиканском художественном училище им П.П.Бенькова (сейчас - Республиканский художественный колледж им П.П.Бенькова), совмещая преподавательскую деятельность с творческой рабтой.
В начале 1960-х годов М.Рахимов принимал участие в реставрации кушанской античной керамики (I-II вв. н.э.) и поливной керамики Афрасиаба (IX-XI вв.). Археологическая керамика вдохновила его на создание собственных авторских произведений, экспонировавшихся на выставках. Это направление авторской керамики получило дальнейшее развитие в творчестве его сына Акбара и внука Алишера Рахимовых, а также в работах бухарского мастера Абдулвахида Каримова.
Имя М.Рахимова в 1984 году присвоено Ташкентскому экспериментально-творческому комбинату прикладного искусства." (из материалов выставки)

Узнаваемо ведь, правда? : ))



Ваза. Казахстан, Алма-Ата. 1936г.

Очень изяшная форма и сложный узор.



Ваза. Узбекистан, Ташкент. 1945г.

Классическая ваза-гулдон, несколько таких находятся в постоянной экспозиции Музея Востока.



К сожалению, табличка упала в шокосу, стоявшую ниже, и я не смогда прочитать, где и когда создана эта красивая ваза. По узорам напоминает произведения казахских керамистов.



М.К. Рахимов. Чаша-коса. Узбекистан, Ташкент, 1990-е гг.

Ну а тут великий мастер явно вдохновляется старинной керамикой Афрасиаба.



М.К. Рахимов. Блюдце. Узбекистан, Ташкент, 1970-е гг.

Птица и вихревые розетки. Мавераннахр, причем настолько точная стилизация, что я на минуту решила, что этому блюдцу девять-десять веков : ))



У.Джуракулов. Сосуд декоративный "Абтоба кучкар". Узбекистан, Самарканд. 1958г.
"Усто Умар Джуракулов (1894-1973). Народный художник Узбекистана, член Союза Художников, основатель Самаркандской школы современной керамики. Родился в Самарканде в квартале Гул-Эмир, издавна известном как квартал гончаров. Обучался ремеслу у своего отца Усто Джуракула. В 1920-х годах начинает работать самостоятельно. В 1930-е осваивает роспись посуды, становится мастером высшей катерогии - накошем. Работает в керамическом отделении кустарно-промышленного техникума, где выполняет серию изделий для выставки, посвященной пятилетию Узбекистана, отмеченную почетным дипломом. С этих пор Джуракулов является постоянным участником республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.
   Обычно народные мастера осваивают производство изделий одного вида, например, делали кувшины или чаши или тарелки. Усто Умар был универсальным мастером. Из-под его рук выходили чаши и блюда, великолепные сосуды скульптурных форм - кувшины для воды в форме драконов, баранов, птиц, рыб. Делал он и замечательные игрушки-свистульки. С древнейших времен их изготавливали к празднику Навруз. Верили, что их свистом можно призвать весенний дождь "оби рахмат" - "воду милости".
   Усто Умар Джуракулов органично сочетал в себе качества народного мастера и современного художника. Занимаясь поиском новых форм, он обращался к давно утраченным традициям средневековой керамики. Смело экспериментировал с поливами и декором, сочетая традицию и инновации.
   В 1935 году возле архитектурного ансамбля Шахи Зинда была открыта керамическая мастерская, которую возглавлял Усто Умар. Здесь он вырастил целое поколение молодых керамистов. Сегодня мастерская превращена в музей мастера. Объединение мастеров народного искусства "УСТО" в Самарканде носит имя Усто Умара Джуракулова." (из материалов выставки)

Сосуды для воды-"афтобы" в виде животных или птиц - настоящие шедевры народного искусства. Здесь Усто Умар обращается к форме барана, "кучкар" - символу силы и мощи.



М.К. Рахимов. Чаша из комплекта "Афрасиаб". Узбекистан, Ташкент, 1990 г.

"Абрасиаб, Афрасиаб!" - пританцовывала я вокруг витрины : ))  Древние черепки восставали из песка и становились реальностью. Боюсь даже думать, сколько сейчас стоят работы Усто Мухитдина, но мечтать же не вредно, правда? ; ))



М.К. Рахимов. Чаша-шокоса из комплекта "Афрасиаб". Узбекистан, Ташкент, 1990 г.

"Букеты", характерные для наивысшего расцвета керамики Мавераннахра. Здесь М.К.Рахимов чуть отошел от традиционной симметрии, что, на мой взгляд, лишь улучшило композицию, сделав ее легче и изящнее.



С.Ф.Ракова. Ваза "Сбор хлопка". Узбекистан, Самарканд. 1958г.

К работам Софии Федоровны мы еще подойдем, они в конце зала. По совершенной форме вазы уже можно понять мастерство этой талантливой женщины.



М.К. Рахимов. Чаша-коса. Узбекистан, Ташкент, 1962 г.

И снова Усто Мухитдин обращается к образцам Бинката и Афрасиаба. Правда, насчет вот этого козлотура с мефистофелевским профилем я не очень уверена ; ))



У.Джуракулов. Сосуд декоративный "Абтоба аджархо". Узбекистан, Самарканд. 1961г.

И снова Усто Умар с его удивительными драконами-"аджархо". Они у него всегда не злые, а милые и с хитрецой.



У.Джуракулов. Сосуд декоративный "Абтоба урдак". Узбекистан, Самарканд. 1958г.

Наиболее классическая форма афтобы - "урдак", утка. Правда, на четырех ногах, а иногда вот на трех - чего не сделаешь для устойчивости! Это ведь был совершенно утилитарный предмет - в таких сосудах вода дольше оставалась прохладной.



М.К. Рахимов. Блюдо-ляган. Ташкент. 1945г.

Еще один интересный эксперимент М.К. Рахимова. Поражаюсь его пытливости и фантазии. Только порадоваться остается творческому долголетию мастера такого уровня.



У.Умаров. Блюдо. Узбекистан, Гиджуван. 1961г.

О, Гиджуван! Керамическая школа, которую я для себя называю "среднеазиатским импрессионизмом" : )) Наплывы пятен, сочетание рыжевато-синей гаммы и характерного процарапывания узоров - "чизма".



М.Исмаилов. Блюдо. Узбекистан, Риштан, 1937г.

Риштанский мастер создает ляган ташкентской школы - к тому времени обмен идеями и образцами уже не вызывал удивления, а мастера с удовольствием учились новому. Иногда из-за этого сетуют, что исчезла чистота старинных школ, но я считаю, что искусство - это динамика, статичность быстро приводит к упадку.



А. Ербашев. Блюдо глазурованное. Узбекистан, Ташкент. 1937г. (ученик 2 курса Ташкентского учебно-производственного комбината).

Ученическую работу узнаешь по излишней старательности (и по ошибкам, приведшим к тому, что в процессе обжига отвалилась глазурь под ножками подпорки), но уже сейчас виден талант юного студента. Глядя на дату создания, я вздрагиваю и очень надеюсь, что этот юноша стал хорошим мастером, прожившим долгую жизнь и воспитавшим новое поколение мастеров-наккошей... А не сложил свою голову где-то под Сталинградом или Берлином.



А.В.Кедрин. Декоративное блюдо "Утро в Самарканде". Узбекистан. 1972г.

Еще одно замечательное панно работы Александра Кедрина (блюдом его назвать все же не поворачивается язык : )) Мне кажется, я неоднократно его работы видела, очень уж узнаваемый стиль.



М.К. Рахимов. Блюдо кичик-ляган. Узбекистан, Ташкент. 1967г.

Ляган с узором в виде стручков острого перца.



Стенд с керамическими игрушками.



Смирнов. Скульптура "Дракон". Узбекистан, Самарканд. 1970-е гг.

Очень убедительная попытка автора работать в народном стиле : )) И цветовые пятна на дракончике очень хороши.



М.Кадыров. Игрушка "Лошадка". Таджикистан, с.Каратаг. 1970-е гг.

Одна из традиционных форм игрушки, которые делают в таджикском селении Каратаг. Но можно заметить, что мастер использовал глазурь, чтобы создать яркие цветовые акценты.



У.Джуракулов. Игрушка "Лошадка". Узбекистан, Самарканд. 1961г.

Ну и работу Усто У.Джуракулова не узнать невозможно!



С.Ф. Ракова. Тарелка "Сборщицы хлопка". Узбекистан, Самарканд. 1958г.

"Ракова София Федоровна (1919-2003). Известный керамист, скульптор, член Союза художников Узбекистана, лауреат Государственной премии Узбекистана им.Хамзы. Родилась в Андижане. Жила и работала в Самарканде вместе с Умаром Джуракуловым. В 1949 году окончила факультет керамики Московского института прикладного и декоративного искусства. Преподавала в Самаркандском художественном училище, в 1950-х - в Республиканском художественном училище в Ташкенте. С 1957 года участница выставок в республике и за рубежом.
   Великолепно владела формой и росписью, изучала традиционную технологию производства керамики, работала также в фарфоре, фаянсе, шамоте. В своих работах часто обращалась к декоративным приемам, характерным для керамики Мавераннахра X-XI веков, периода расцвета этого вида средневекового искусства, а также к народным вышивкам и росписям. Произведения Раковой представлены в музейных собраниях Узбекистана, России, частных коллекциях за рубежом." (из материалов выставки)



С.Ф. Ракова. Блюдо. Узбекистан, Самарканд. 1958г.

София Федоровна - очень хороший керамист, но я еще более восхищаюсь ей как рисовальщицей. Эти свободные, легкие линии, сочетание орнаментов...



С.Ф. Ракова. Блюдо "Вышивальщица тюбетейки". Узбекистан, Самарканд. 1958г.



С.Ф. Ракова. Блюдо "Поющие мальчики". Узбекистан. 1970-е гг.

Просто слов нет, насколько это хорошо.



И в конце зала был обнаружен еще один стенд с посудой работы Усто Мухитдина! : ))



М.К. Рахимов. Чайник из комплекта для плова. Узбекистан, Ташкент. 1962г.

Очень интересный сервиз. Чайник, одновременно напоминающий и китайские, и среднеазиатские образцы, лаконичная роспись с повторяющимся треугольным мотивом.



Сама не знаю, как пропустила табличку к этой роскошной чаше (могу только предположить, что это ваза для фруктов. Минут 15 пыталась ее сфотографировать - она вся сияет и бликует. Подозреваю, что она создана уже после того, как началось возрождение ишкоровой гразури. Такой блеск узнаваемый : ))



М.К. Рахимов. Чашка-пиала из комплекта для плова. Узбекистан. 1962г.

Из-за ракурса плохо видно, но в середине - тоже треугольный элемент.



М.К. Рахимов. Ляган из комплекта для плова. Узбекистан. 1962г.
Классический четырехлепестковый узор чоргуль усложнен растительными побегами и использованием точесного узора. Вот эта точка с еще одной точкой в центре предыдущей - тоже из образцов старинной керамики Ташкентского оазиса.



М.К. Рахимов. Чашка-коса из комплекта для плова. Узбекистан. 1962г.

Косушка в том же стиле.



М.К. Рахимов. Блюдце из комплекта для плова. Узбекистан. 1962г.
И блюдце. Замечательный комплект для плова, в котором соединяются наследие старинных образцов и невероятный талант автора.

Выставка очень понравилась! Надеюсь, Музей Востока продолжит традицию тематических выставок, посвященных керамике Средней Азии : ))

выставки, керамика

Previous post Next post
Up