Выставка "Когда цветет гранат... Хранители традиций Узбекистана" в Музее моды

Mar 09, 2017 01:50


Когда цветет гранат
Сливаются в объятьях
Алеющий закат
И в тон закату платье...



Эту выставку я, да и многие другие, ждали много лет. Если честно, до сих пор не могу поверить, что столько талантливейших и увлеченных мастеров собрались вместе и привезли в Москву свои работы. Но, тем не менее, это так и 02.03-03.04.2017г. в Музее моды (Ильинка, 4) проходит выставка "Когда цветет гранат".
  "Целый месяц будет согревать Узбекское солнце стены Гостиного двора в Москве в 5 шагах от Красной Площади. Целый месяц здесь будет проходить выставка "Когда Цветёт гранат...Хранители Традиций Узбекистана" организованная основательницей проекта "ГранатОриент" Арифджановой Фатимой Рустамовной. Целый месяц москвичи и гости столицы будут восхищаться буйством красок, тонкостью переливов узбекского шёлка, бирюзовым блеском риштанской керамики и огненно-красным цветом костюмов Каракалпакии..."



Войдя в здание Гостиного двора и поднявшись по лестнице, сразу за дверью Музея моды попадаешь в восточную сказку : ))



Я, конечно же, начну с керамики, как иначе : )) Усто Алишер Назиров привез очень много своих работ, зная, сколько желающих приобрести себе такое чудо. Но не насытится око зрением...



А вот и сам мастер-"наккош". Алишер Назиров не принадлежит к древним династиям керамистов - он вырос в семье школьного учителя. Но в 12 лет глина попала ему в руки и позвала... Наверное, страшновато начинать, когда за спиной не стоят умудренные опытом отец и и дед, но великие учителя Усто Алишера стали ему еще одними родителями и благодаря им в плеяде знаменитых мастеров появился такой яркий талант.
  Рядом с ним - женщина, благодаря которой эта выставка стала возможна, на чьих хрупких плечах была вся организация этого события. Фатима Арифджанова, директор галереи "Арцул", человек, столь влюбленный в свое дело, что остается только восхищаться.



Вот такое трехногое чудо в руках у своего создателя : )) Очень древняя форма, сосуд, которым удобно зачерпывать воду, например. Кстати, очень устойчивая, с этими тремя ножками. Обычно раньше мастера разделялись по специализации на косагаров и кузагаров - изготавливающих плоские формы и высокие, типа кувшинов-хумов, ваз-гулдонов или чайдишей. Но Усто Алишер универсал, у него одинаково чудесно выходят и ляганы, и сосуды-урдаки : ))



Свет приглушенный, снимать было очень сложно, поэтому я решила заняться своим любимым делом - составлением коллажиков из ляганов ; ))



Два лягана с левой стороны изготовлены в той удивительной технике, о которой я уже писала. Вначале очень сдержанные по цвету, даже тусклые, при каждом соприкосновении с маслом они начинают просто сиять и приобретать трехмерность. То есть после пары лет использования для плова они заиграют ярче ишкоровых : ))



При создании верхнего левого лягана использована точечная надглазурная роспись, он рельефный наощупь. Но и остальные узоры кажутся выпуклыми - это, кстати, отличительная особенность настоящей ишкоровой керамики. И вы только посмотрите, сколько оттенков у этой синевы!



Следующий зал, посвященный керамике.



Вон, фруктовница-мевадон, тоже с ножками. Мне почему-то все эти "ногастые" изделия кажутся живыми - вот-вот отряхнется и потопает важно на своих гнутых ножках по своим, мевадонским, делам ; )) И огромный ляган с непривычно высокими бортами - для жидких блюд типа димлямы или шавли, наверное.



В центре, на старинном ковре, вещь сакральная - саршуяк. Не просто сосуд для мытья головы, о, нет. Это важный элемент свадебного обряда, который потом всю жизнь хранится в семье в кажестве оберега. Как правило, отец преподносил его в дар дочери.
  По традиции, перед свадьбой девушка расплетала все свои мелкие косички и убирала волосы в прическу замужней женщины. Все это делалось с определенными песнями  и ритуалами. Справа и слева от чаши в саршуяке две подставки - для расчески и мыла с благовониями. В общем, магическая это вещь.



Ляганы с точечной росписью фантастические. Мне повезло - я выпросила потрогать их : )) Незабываемые ощущения от узоров под пальцами! И чудесные рыбки : ))



Общий вид левого стенда.



Сложная,многоуровневая символика - то ли бодомы, то ли ростки острого перца, то ди цветочки, то ли глаза... Сильный, защитный ляган слева внизу. А правй верхний - просто огромен!



Тоже гранаты - бледно-лимонные, неяркие, но очаровательные : ))



Необязательно риштанская керамика - это кобальтово-синий и его оттенки. Есть и такой вот светлый фон. Он не белый, а скорее оттенка топленого молока - глина чуть просвечивает сквозь глазурь, наполняя ее теплым цветом.



Общий план стенда справа. Очень мне нравятся вон те небольшие товоки внизу : ))



Гранаты-аноры, побеги-ислими и птица счастья, которая обязательно должна быть гордой : ))



С перепугу продублировала два лягана с предыдущего фото : )) Посмотрите сверху справа какой! Ни на что не похожий, да еще с птицей в центре. Да, это плоский ляган, а не две поставленные друг на друга посудины : ))



Графичные решетки-панджары в узоре большого лягана. Панджарами называются деревянные ставни, защищающие от солнца, поэтому узор сложнее, чем просто "четан" - перекрещивающиеся прямые линии.



О, притаились три красавца! : )) Гордый попугай мне очень понравился, и сочетание синго на белом в верхнем лягане.



Помните вазу из ханского дворца? Это она же : )) А в центре - изразцовые плитки. Кажется, я знаю, что еще я буду коллекционировать ; )) А еще, смотрите - чайник с ножками, притаился, скромник, за тарелкой! Неа, всем про тебя расскажу, какой ты красивый! ; ))



Смотрю, я совсем сдурела и опять впихнула два лягана по второму кругу : )) Мне с гранатами эти очень нравятся. Гранат - символ семьи, богатства, благополучия, поэтому он так популярен в искусстве Узбекистана. Чтобы внуков было, как зернышек у граната, и денег столько же : ))



Ну что ж, пора отлипнуть наконец от керамики и оглядеться по сторонам : ))



На выставке представлено большое количество дизайнерской одежды, объединяющей в себе традиционные мотивы и современные модели.



Мотивы, впрочем, не только узбекские - здесь отчетливо читается кимоно, хаори и японские геральдические гербы.



Не только наряды украшают выставку - смотрите, какое милое сюзане! Ташкентская школа, узор "паляк". Кстати, сейчас в мире настоящий бум на сюзане в дизайне. И тут у меня двойственное ощущение - с одной стороны, восхищаюсь и любуюсь красотой, с другой - хочется душить за горло и орать, что резать сюзане нельзя, щас я тебе кое-чего отрежу... Извините, увлеклась ; ))



Одной из участников выставки является Лена Ладик - основательница и хозяйка галереи Happy Bird. Основанная более десяти лет назад, галерея уже успела завоевать сердца людей вовсем мире. Потрясающие коллекции одежды, основанные на синтезе традиционных тканей и мотивов и современного дизайна! Во время выставки часто проходят показы коллекции, которую Ленап привезла для нас.



Прогуливаясь по выставке, я заприметила симпатичную накидку в моих любимых цветах. Ага, подумала я, - нужно мне летнее пальто. Дай узнаю, сколько стоит...



Ну, оказалось, что это один из нескольких музейных экспонатов, старинная одежда позапрошлого века... Всегда считала, что у меня отличный вкус, хотя большинство с этим не согласно ; ))



К сожалению, на открытии выставки я была занята и пофотографировать на показе мне не удалось. Но великолепный фотограф и блогер appassionata_lr сделала серию репортажей о выставке, в том числе и с показа коллекции Лены Ладик:

http://appassionata-lr.livejournal.com/675692.html



В нише однаружила небольшую коллекцию старинной посуды - в центре умывальник для рук дастшуй,несколько кувшинов-афтоб... Очень изящные формы!



О, а вот это - настоящее чудо! Организаторы выставки (Фатима, спасибо еще раз!) привезли и смонтировали настоящий ткацкий станок для изготовления шелка-иката! Создание такого шелка - невероятно кропотливый процесс. Получшение шелковых нитей, их окрашивание, создание узора... Все это делается вручную.



Мастер Давлат Умаралиев показывает, как создается легендарный икат, рассказывает множество интересных фактов о процессе. Приходите обязательно его послушать, очень интересно! : ))



Идем дальше и попадаем в зал, где царит батик. Фируза Алиева - талантливый дизайнер, которая чувствует шелк как никто другой.



Но и в этом шелковом царстве притаилась несколько касушек и чудная ваза-гулдон ; )) Обратите внимание на рыб, выложенных на темном фоне, красота ведь?



Вручнуюрасписанный шелк, сумочки изящной формы - только взгляните на ручки вот этой!



Настоящие картины, просто вместо рамы - бока сумки. Кстати, Фируза периодически проводит мастер-классы, на которых прямо на выставке можно поучиться батику, создать эскиз и расписать для себя шарф или платок.



Ну, мне, разумеется, больше всего яркие птицы на оранжевом фоне понравились : ))



И снова гранаты... И резная деревянная ручка у сумочки. Все это можно купить на выставке, по-настоящему уникальные вещи.



Тоже очень красивое сочетание прохладного фона и теплых цветов на нем.



О, а вот это в более традиционном стиле. И снова гранаты. И невероятная резьба на ручках.



В уголке притулились старинный ковер и пара медных кувшинов : ))



Стенд с традиционными куклами очень впечатляет. Очень жалко, что убегала и не успела послушать мастерицу, их создающую, может, еще схожу специально за этим.



Я когда-то задумывалась о том, как при исламском запрете на изображение людей получалось создавать куклы - ведь не камнями, в самом деле, играют детишки! А вот как, оказывается...



Вы только взгляните на это! Кувшинчики, причем настоящие, в них даже можно какой-нибудь подснежник поставить : )) Это маленькие ученики Усто Алишера лепят, пальчики тренируют. А потом он им показывает, как расписывать. У меня, кстати, один такой теперь есть ; ))



Ну вот, добрались до последнего зала, а в нем... Старинные каракалпакские костюмы, от которых я много лет назад обмирала в Музее Востока. Только вот эти создала Айзада Нурумбетова - для меня она была практически живой легендой : )) Из семьи потомственных выщивальщиков, она сумела не только возродить практически исчезнувшую каракалпакскую вышивку, но и популяризовать ее на международном уровне.



Когда-то я зачитывалась статьями iqmena о "Пяти возрастах женщины" и не думала, что смогу так близко видеть эти костюмы. Айзада - настоящий кладезь знаний о народном костюме и орнаментах, слушать ее можно бесконечно!



Для меня каракалпакские наряды и украшения всегда являлись эталоном красоты, их вышивка, серебро и коралл... Но Айзада не только воссоздает старинные одежды, она еще привезла с Москву обалденную коллекцию дизайнерских платьев! Сочетание "маленького черного платья" и каракалпакской вышивки просто бомбическое, увы, я не фотографировала показ... Но приходите и сами посмотрите : ))



Свадебное платье и убор. Быть может, мне так нравится каракалпакский костюм, потому что в узорах очень популярным мотивом являются бараньи рожки - кучкораки? А я овен по гороскопу : )) К сожалению, почему-то не сфотографировала последний костюм (Айзаду заслушалась) - белый убор пожилой женщины, уважаемой и почетаемой. Да, при нашем культе юности и погоне за молодостью любой ценой сложно осознать, что самым комфортным возрастом женщины на Востоке является именно зрелость. В этом есть мудрость. Когда видишь полную достоинства матрону-"опа" и мысленно сравниваешь ее с некоторыми дамами, в истеричной погоне за псевдомолодостью... Выводы напрашиваются сами собой : ))



Ну и традиционное "общее фото" ляганов напоследок : )) Обязательно приходите на выставку! На сайте музея есть расписание обзорных экскурсий, это, на мой взгляд, интереснее всего. Приходите в Музей моды, пока гранат цветет, сплетаются шелковые нити на станке, а кисть скользит по шелку в погоне за фантазией : ))

выставки, красота, мероприятия, керамика

Previous post Next post
Up