Памяти Усто Ашурали Юлдашева

Dec 01, 2016 21:37




Сегодня мне пришла очень горькая весть - не стало одного из самых талантливых мастеров керамики Риштана, носителя уникальных знаний, первого ученика и соратника легендарного Ибрагима Камилова, невероятно талантливого человека - Усто Ашурали Юлдашева.



Афтоба. Риштан, 1992г.

"Я не так давно соприкоснулась с миром керамики и великими мастерами этого древнейшего ремесла Риштана, маленького городка у границы с Киргизией в Узбекистане. Полюбив эту синеву и бирюзу, понимаешь, что люди, ученики великого мастера усто Камилова, это звездная плеяда имён. Каждый является хранителем и связующей ниточкой между прошлым и будущем..." (с) Фатима Арифджанова.



Дугуша. Риштан, 2000г.

Усто Ашурали был потомственным мастером-керамистом в третьем поколении. В1974-1977 года учился у Ибрагима Камилова, освоил технологию изготовления ишкоровой глазури, овладел искусством росписи. Он был вертуозный формовщик , формовал крупные, напольные формы. Изучая наследие мастеров, Ашурали Ака восстанавливал старинные формы изделий, техники глазурирования.



Шокосы. Риштан, 2005г.

В 1970-е гг. он принимал участие в восстановлении рецепта ишкоровой глазури. Мастер в основном изготавливал широкий ассортимент традиционных форм и изделий. Это - различные виды чаш: пиала, коса, шокоса; сосуды для воды и молочных продуктов: дугуша, кошкулок; широкогорлые цветочные вазы - гулдон и изящные кувшины - афтоба, а также - традиционные плоские блюда - ляганы. (с) Акбар Хакимов "Голубая керамика Ферганы".



Гулдон. Риштан, 1995

"Уникальной особенностью творческой практики Ашурали Юлдашева было умение создавать сложные по формам сосуды. При этом весь процесс от создания формы до росписи выполнялся мастером самостоятельно..."



Декоративный сосуд. 1979г.

"В работе над формой сосуда мастер проявлял особое изящество, украшая высокие кувшины фигурками птиц и придавая ручкам кувшинов грациозные очертания, отчего они выглядят скульптурными изваяниями..."



Саршуяк - для мытья головы. 1980г.

"К сожалению, сегодня в Риштане не осталось мастеров, способных так виртуозно выполнять подобные высокие и сложные формы керамических изделий..." А.Хакимов "Голубая керамика Ферганы".



Обдаста-урдак, декоративные сосуды. 1996г.

Мастер в своих работах использовал различные технологии как подглазурной, так и надглазурной росписи.



Гулдон "Аноргул", т.е. цветы граната

К сожалению, множество древних форм керамических изделий полностью утратили свое утилитарное значение и в быту не используются. Теперь они представляют интерес для музеев и коллекционеров, а значит - постепенно исчезают. Вместе с Усто Ашурали ушло множество уникальных знаний о старинных предметах и формах. Например, только из табличек в каталогах я узнала о чашах-саршуяк (для мытья головы) и как-то перепутала дастшуй (тазик для мытья рук) с ляганом для шавли и димлямы...



Ляган.

Потому так остро чувствую потерю, ибо каждый из мастеров - бесценная и хрупкая чаша, в которой плещется красота и любовь к этому миру. Будут дети, внуки, ученики, но не будет больше взмывающих ввысь, как зубцы старинных стен, кувшинов-афтоб, не взлетят с них волшебные птицы, не изогнут шеи, словно арабские скакуны, ручки дугушей... Пусть эти птицы унесут Вашу душу, Усто, на небо цвета ишкоровой глазури.



Ашурали-ака со своим сыном Закирджоном и внуком.

керамика

Previous post Next post
Up