Украина-2013. Криворивня-Верховина. Два музея.

Jan 26, 2015 21:20




Давно не писала про нашу уже позапрошлогоднюю поездку -  хлопот всяких разных много было, а настроения вовсе не было, очень уж душа болит за землю, которую я полюбила и которую когда-нибудь хотела бы назвать своей... Но не написать про два очень интересных музея, которые мы посетили в октябре 2013 года, было бы неправильно.
  Вообще день экскурсионный был очень насыщенным: он начался с Ворохты и виадуков, на которые мы почему-то не попали, а закончился Яворовым, где аромат овечьей шерсти от "лижников" сложил такую городскую девочку, как я, и даже фотографий нет оттуда, потому что глаза у меня слезились до самого Яремча ; ))
   Несколько фото из предыдущего поста сделаны уже в Криворивне - именно там протекает Черный Черемош, холодный и злой, и действительно черный... Но вокруг было ясное теплое утро и думать о плохом совсем не хотелось. А мы тем временем шли к настоящей гуцульской хате-гражде, причем именно той, в которой полвека назад Параджанов снимал свой гениальный фильм - "Тени забытых предков".



Сама хата выросла перед нами так неожиданно, что я растерялась и не попыталась сфотографировать общий вид дома. Из-за того, что мы сразу всей толпой ввалились в тесный внутренний двор, гражда показалась нам клаустрофобически тесной. Но вот на фото, взятом из сети, видно, что это не совсем так:



(фото из Интернета)

Пару слов о том, что такое гражда. Как вы поняли, ее название - однокоренное слову "ограждать". Хата-гражда представляет собой дом и хозяйственный пристройки, обнесенные высокой стеной, с небольшим внутренним двориком. Эдакая небольшая крепость, небесполезная в удаленных горных районах в неспокойные времена : ))
  Улучив минуту, когда основная часть группы уже вошла в дом, я встала на пороге и уперлась ладонями в столбы ворот. Очень правильный дом, мой дом-моя крепость, - сказало что-то во мне...



Нам невероятно повезло с экскурсоводом, наверное, лучшим за весь этот тур. Пани Мария с лучистыми молодыми глазами - внучка пожилой гуцулки, изображенной на портрете. Та прожила более 100 лет и консультировала Параджанова на съемках фильма. Пани Мария говорит - дуже ругала того за выдумку со свадебным обрядом и ярмом : )) В общем, семейных историй и баек мы наслушались от души! : ))



К огромному сожалению, двухсотлетняя гражда сгорела в пожаре несколько десятилетий назад. Конечно, восстанавливали все тщательно и с любовью, но, во-первых, не все удалось восстановить полностью, а во-вторых, конечно, не хватало темного, почерневшего от времени и копоти дерева, это был музей, но уже не дом...
  Кстати, не только пожар навредил дому, например, настоящую печь, на которой спало не одно поколение детворы, сгубило человеческое тщеславие и глупость. Когда в 90-х годах готовились ко Всемирному гуцульскому конгрессу, появилась шалая идея вместо первоначальной печки поставить красивую с изразцами. То, что в бедных избах, зачастую топившихся по-черному, такой печи не могло быть по определению, никого не остановило... Старую печь развалили, с новой что-то не задалось, а потом смекнули, что сейчас уже нет печников, умеющих класть такие, как была. Так что - увы - гражда теперь и вовсе без печи.



Но вот старинные солярные символы, которыми покрыты все балки, восстановлены старательно. Да и мебель, и утварь вполне себе старые. Пани Мария подробно рассказывала, для чего нужны многие предметы, о существовании которых мы и не знали : )) Как сбивать кислое молоко с ледяной водой в коновке, как коптить будз (сыр) под крышей, как готовить банош...
  Да, с баношем потешно вышло. Мы всей толпой старательно переспрашивали и записывали рецепт, пани Мария путалась в словах и сыпала гуцульскими фразами, досадуя на нашу несообразительность. В итоге мы все сдались и решили просто тщательно записать все то, что она говорила, чтобы потом как-нибудь перевести... Когда, уже после, мы стали расспрашивать местных, смеха было много - примерно треть ингредиентов, которые назвала нам газдыня, оказались эпитетами, которыми она награждала нас за тупоумие : ))) Но один совет я запомнила твердо, и теперь всякий раз, когда насыпаю крупу, передо мной возникает строгий образ пани Марии и я бормочу себе под нос: "Не перэберы борошна, Катруся!"



А вот кувшин и еще немного посуды из косовской керамики мы все же себе купили, почти такой же, как эти, у меня теперь стоит на кухне. Я не сильно верю в магию предметов и волшебные миазмы, но я верю в народную мудрость. Этот кувшин очень пригодился нам после переезда - на новом месте вода из крана имеет совершенно гнусный привкус. Но если налить ее в такой кувшин, то через пару часов мы имеем вкуснейшую воду, причем она долго остается холодной! Нужно только раз в неделю не забывать промывать кувшин при помощи тряпочки, не используя никаких химических средств. Верьте - не верьте, но вот такой у нас супер-фильтр : ))



Вы только посмотрите - какая красивая резьба! А чуть правее сундука, возле чесалки для шерсти, лежат женские башмачки. Жаль, не догадалась поближе сфотографировать, насколько они хороши! И так с каждым предметом обихода. Красота окружала гуцула везде - и в горах, и на полонинах, и в бедной курной хате...
   Конечно, слушая рассказы пани Марии о том, как жили гуцулы еще недавно, нельзя не ужасаться той бедности и скученности. В то, что в одной небольшой комнате спала семья в 15-16 человек, вообще сложно поверить. А ведь не просто спали, но и жили как-то. Второе помещение не отапливалось, да и, как я уже говорила, чаще всего топили по-черному, потому что налоги были на все, в том числе и на печные трубы, как не абсурдно это звучит сейчас. Хотя, я уверена, лет через 100 наши налоги покажутся потомкам горячечным бредом сумасшедшего... Скотина, конечно же, стояла рядом, впрочем, так было практически во всех деревнях.
  Но вместе с тем видно, что уклад жизни очень размеренный и основательный, правильный такой уклад. Уже на второй день в Карпатах привыкаешь здороваться с каждым встреченным тобой человеком, хотя, конечно, видишь его в первый раз : )) До сих пор очень строго соблюдаются обычаи, девушкам было бы очень интересно послушать про свадебные традиции и убор невесты, как девушки всего лет 20 назад со слезами выбили себе дозволение надевать белое платье хотя бы на один из дней свадьбы. Так и теперь - регистрация брака в европейском духе, а венчаться в церковь - в згарде и венце, верхом на лошади : ))



Стоит выйти из дома и посмотреть вокруг, на горы и небо, - и поневоле завидуешь людям, живущим здесь, несмотря ни на какие трудности.
  Правда, небольшой ложкой д...ёгтя в этой бочке меда стала наша попытка перекусить в Верховине. Фотографий оттуда у меня нет, потому что у нас с мужем случилась гонка по вертикали - нам нужно было срочно обменять валюту, потому что в обед все обменники закрывались и открылись бы только в понедельник. К счастью, я быстро нашла банк, который еще не успел закрыться, но после этого у нас остался час на перекус. Наивные мы решили что этого более, чем достаточно...
  Если раньше я относила шутки на тему "гуцульского сервиса" к капризам столичных обитателей, то в тот день осознала его мощь в масштабе одного кафе, которое, по-моему, так и называлось - "Кафе". В общем, история его названия не сохранила : ))
  Пришло нас туда 7 человек и мы были единственными посетителями. Быстро заказали себе по салату, кто-то взял пельмени, я вообще решила ограничиться бутербродом с ветчиной и сыром... Первые полчаса не происходило никаких изменений, за это время одна пара ушла, выругавшись сквозь зубы. Ну что ж, нас осталось всего пятеро, может, это ускорит процесс? Хера с два, шановни панове! В итоге мы получили желаемое минут за 10 до времени, когда нужно было бегом бежать к автобусу, причем мой бутерброд выглядел довольно странно - на черствый батон было намазано масло и наклеены (!) ломтик огурца, ломтик помидора и кусочек ветчины. Сверху это было скромно припорошено тертым сыром безо всякой попытки его разогреть (хотя как греть, если масло?). В общем, что хотел сказать автор, мне неясно. Девушек в кафе было три, и они очень неодобрительно поглядывали на суетливых, нервных туристов, которым приспичило получить свой салат всего через 50 минут после заказа : )) Но не будем о грустном.



Причина так торопиться у нас была - запись в Музей гуцульского быта, этнографии и музыкальных инструментов осуществляется чуть ли не за несколько месяцев, если бы проворонили свою очередь - остались бы с носом.



Весь музей создан благодаря инициативе одного удивительного человека - пана Романа Кумлыка (сам музей располагается на втором этаже его дома). Очень сложно было фотографировать - большая группа в небольшом помещении, да и вертеться под ногами у пана Романа было стыдно. Ну, и пропустить ничего из его рассказов тоже не хотелось!



Пан Роман играет на каком-то неимоверном количестве музыкальных инструментов - antoshananarivo писал, что на 23-х. Является руководителем ансамбля "Черемош" и популяризатором гуцульской музыки и инструментов. Очень интересный рассказчик. Шутки, видимо, повторяемые для каждой группы, мне показались немного натянутыми, но вот интереных фактов он выдал огромное количество.



Гуцульский народный костюм отражает само отношение этого народа к окружающему миру. Меня с самого начала поражало, как я уже говорила, что в самой бедной хате каждый предмет, каждая притолока были покрыты тонкой, затейливой резьбой, даже у самого бедного "легиня" была бартка искусной ковки, кептар (безрукавка), сплошь затканный вышивкой и усаженный разноцветными пуговицами и кресаня (шляпа) с цветными лентами и перьями.



Сам музей по сути располагается в одной комнате, поэтому рассмотреть все, собранное в нем, очень сложно. Довольно быстро начинает рябить в глазах от этого красочного изобилия : ))



Из всех баек особенно запомнилась та, что про саксофон. Мол, приехал как-то в те края известный музыкант и сломался у него саксофон. Ему говорят - здесь мастера прекрасные, отнеси им. Приносит, говорит - можете починить? Те посмотрели, повертели так-сяк и сказали - ну, приходи через два дня. Пришел саксофонист за инструментом, а ему выносят... трембиту. Больше всего мы ржали, воображая, как костерили владельца "погнутой" трембиты старые гуцулы в процессе "починки" : )))



Справа - свадебный плащ, в нем молодожены ходили еще некоторое время после свадьбы - иногда до рождения первенца. В моих любимых "Тенях забытых предков" есть такой момент. Но я, наверное, про фильм как-нибудь отдельно напишу, чтобы не мешать все в одну кучу.



Внизу видны бартки и слева обычная клюка. Пан Роман говорил, что существовал обычай, когда на свадьбе отец забирал у жениха бартку и вручал клюку - мол, остепенился уже, хватит носиться по горам. Но на самом деле мужчину без топорца-бартки в этих краях сложно представить : ))



Под конец экскурсии мной был обнаружен огромный пушистый котяра, принадлежащий пану Роману. Он был такой пушистый и ласковый, что я едва устояла перед искушением его спереть : )) Но это было бы как бы неприлично : ))
  В общем, рассказ вышел, как обычно, сумбурный и путанный, но я просто очень скучаю по Гуцульщине и у меня не получается рассказывать о ней спокойно и беспристрастно.
  Пы.сы. "Гуцульска сральня" - это одна из самых жутких вещей, мною виденных о_О Никто из группы так и не отважился воспользоваться ни одной из двух встретившихся. Так что советую либо терпеть до цивилизации, либо, наоборот - слиться с природой в придорожных кустах : ))

УКРАИНА-2013

Previous post Next post
Up