Любить своего ребёнка - помогать ему расти

Aug 30, 2014 20:05

Шли мы с дочкой из детского сада. Она была явно не в настроении, и вскоре выяснилось, почему. Оказывается, на прогулке проводили игру на меткость - кидали в корзину мяч.
- И что? - спросила я осторожно.
- А я...а я... я только разочек, всего разочек попала... а-а-а--а-а-а-а!!! - и слёзы фонтаном.
(Что делать? Сказать: «Ну ничего, вот научишься…» или утешить мороженным, например? А куда деваться ей от убеждения «я была хуже всех!»)
- Только разочек? - уточняю я осторожно.
- Да… только разо-о-очек…
- Какая же ты у меня молодец!
От удивления дочка реветь перестала.
- Ты представляешь, - говорю ей, - вчера, когда мы играли в мячик, ты ни разу не попала в кольцо. А сегодня У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Целый один раз! Я знаю, как ты старалась. Сегодня вечером мы ещё поиграем. И - что у нас выйдет?
- Я научусь! - сказала мне дочка. - Я потом попаду два раза!!!
А я подумала, радуясь за неё: "Не надо требовать от ребёнка, чтобы он всё делал лучше всех. Сегодня ты делаешь это лучше, чем вчера…" На это и ориентируемся.



Аннотация и содержание

[Нажмите, чтобы прочитать...]
Вступление

Что это значит: помогать ребёнку расти?

Это значит - идти вслед за ребёнком, следовать тем законам роста его и развития, которые заложены в нём изначально. Природой самой.

Любой цветок в вашем саду растёт и развивается согласно заложенному в нём генетическому коду. У каждого ребёнка тоже свой генетический код, и в первую очередь он определяет его развитие. В каждом ребёнке заложена определённая биологическая программа, и он «плывёт» по жизни, направляемый ею. Мы, родители, конечно, можем внести свои поправки, но эффективными они окажутся лишь в том случае, если не будут вступать в противоречие с этим кодом - программой, а следовать за её течением. Можно и дополнять, и расширять, и поддерживать её, но плыть против течения нет ни малейшего смысла: утонут все ваши благие намерения.

Рост и развитие юного человека - это поступательное (наступательное!) движение вперёд.

Словно бы по ступенькам волшебной лесенки он поднимается во взрослую жизнь.

Само продвижение происходит обычно без резких падений и взлётов, потому и периоды пребывания на определённой «ступеньке» называют стабильными или литическими. А вот начинается и заканчивается каждый из них маленькой революцией - кризисом. Возрастным.

Будто вдруг распахнётся заветная дверца, и из неизвестных глубин врываются в жизнь новые силы, и переделывают всё под себя. И нет преграды, которая их остановит. И подчиняясь этому природному зову: «Учись, развивайся, расти!», - ребёнок и действовать, и вести себя в чём-то начнёт по-другому, и в его характере появится что-то новое.

Если родители заметят происходящие изменения и своевременно отреагируют - всё нормально, в кризис особых проблем не возникнет. Проигнорируют - получат капризного малыша, бунтующего подростка. И к тому же станут невольным тормозом на пути его роста/развития..

В этой книге мы рассказываем о пяти детских кризисах и о том, что мешает и что помогает их успешно пройти.

Но кризис - явление временное, он приходит - уходит, а ребёнок с нами всегда.

Не менее важно, как складываются отношения между взрослыми и детьми в межкризисные времена.

Что делать, если ребёнок не слушается? Как наладить с ребёнком контакт? Как приучить к порядку? Призвать к дисциплине? Позаботиться о безопасности? Обходиться без криков и ссор? На эти и другие вопросы в этой книге вы тоже найдёте ответ.

Родителям часто приходится балансировать между «можно» - «нельзя», «разрешаю» - «не разрешаю». А по большому счёту - между «так надо» и «надо ли так?». делать выбор

Эта книга - подсказка: что выбрать и как выбирать. В неё вошли как новые материалы, так и материалы из ранее опубликованных наших книг («Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать», «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти», «Безопасность ребёнка от памперса до паспорта. Как правильно обучать», «Что делать, если… вас достали конфликты, капризы и детские вредности» и др.).

Рост ребёнка - это дорога от зависимости к самостоятельности. Задача родителей - помочь человеку успешно пройти этот путь.

И, самое главное - сохранить при этом доверительные отношения, когда ребёнок несмотря ни на что знает и верит: «меня любят всегда». Это важно: чтобы ребёнок не сомневался в нашей любви. От этого зависит его восприятие самого себя, его самооценка, а по большому счёту, успешность во взрослой жизни.
Когда, удовлетворена основная (базовая) потребность - потребность в безусловной любви - остальное всё сложится. Обязательно.

СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. Что делать, если...

Часть 1. МАЛЫШИ
1глава. КРИЗИС НОВОРОЖДЁННОСТИ
Я родился!
Рефлексы - помощники
Что означает плач малыша
О привязанности
Улыбка как знак

Глава 2. МЛАДЕНЧЕСТВО
Ситуация «мы»
Если ребёнок кусается
Свои и чужие
О доверии и недоверии
Тест с комментариями «Помогаете ли в развитии речи?»

Глава 3. НЯНЯ ДЛЯ МАЛЫША
Где искать
Как выбрать хорошую няню
Как проверить, хорошо ли с няней вашему малышу
Чтобы няня не стала главной (сохраняем привязанность малыша)

Глава 4. ОТ КРИЗИСА ДО КРИЗИСА
Кризис первого года жизни
И с мамой и без
Жажда исследовать мир
Как повлиять на детское поведение
От года до трёх лет

Глава 5. ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК
Всё на так, опять бардак
Что делать, если…
Пробудить желание помогать
Эх, уберу… куда подальше

Глава 6. КРИЗИС "Я САМ!"
Рождение новой личности
Как помочь малышу
Приглашение к сотрудничеству
В борьбе за свои права
Что нас ожидает

Глава 7. О СВОБОДЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Вечный борец или тихоня?
Как говорить, чтобы ребёнок послушался
В дороге и в очереди - как обучать между делом
Тест «Да или нет? Проверка за знание правил»

Глава 8. ОТ ВИНЫ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Чувство вины и его последствия
Что такое ответственность
Как растить ребёнка ответственным человеком

Глава 9. КАК РЕБЁНКУ ПОМОЧЬ НАУЧИТЬСЯ
Одеваться и раздеваться самостоятельно
Сказочный подход
Учимся, но не мучимся

Глава 10. О ПОЛЬЗЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ
Откуда пришли традиции и зачем они нам нужны
Из привычного в необычное
Знаки приятия и любви
Как создать хороший семейный обычай

Часть вторая. ШКОЛЬНИКИ
Глава 11. КОГДА НАЧАЛИСЬ ПЕРЕМЕНЫ
Что делать, если…
Превращаемся в чайники
Как давать задания правильно, чтобы ребёнок их выполнял

Глава 12. КРИЗИС ПРЕДШКОЛЬНЫЙ, ОСОБЕННОСТИ
Узнать по приметам
Что в ребёнке меняется
Свой собственный мир
Рождение социального «Я»

Глава 13. ТРУД И ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО
Вовлечение в процесс
Что делать, если…
Полезно и интересно

Глава 14. САМООЦЕНКА
Самооценка детей в разном возрасте
Тест «Лесенка самооценки»
Самооценка подростка

Глава 15. КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Что нас ожидает (или настигло уже)
Три уровня по дороге к самостоятельности
Локально - капризный
Право - значимый
Тест - ситуация «Мне всё равно»
Утверждающе - действенный
Старший подросток. Ранняя юность

Глава 16. ПОТРЕБНОСТИ И "ЗАМЕНИТЕЛИ"
Под тёмною водой
Всё начинается с потребностей
Чем потребности определяются?
Заменители
Направление нашего поиска

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}Заключение. ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ
.


мамское, пиар, книги

Previous post Next post
Up