Двухлетки на ГВ: пост-размышление.

Sep 28, 2013 20:12

Оригинал Двухлетки на ГВ: пост-размышление.
Продолжая тему из поста про фазу отвращения: я давно задумывалась про двухлеток и ГВ. Про то, что там происходит.
Это очень здорово, что сейчас есть наш слой ЕР родителей, из которых большинство таки докармливает до двух лет. Есть эта возможность прослеживать реальную, естетсвенную динамику отношений матери и ребенка. Потому что даже те ЕР -мамы которые таки отлучают к двум или раньше, они тоже это делают сильно иначе, чем отлучают не-ЕР мамы, докормившие до двух или почти до двух.
Ну я так вижу, что они это иначе делают, может быть я не права, но я вижу в том, как именно у ЕР-матерей в области ГВ проявляется общая динамика отношений с ребенком, в семье..."Не-Ер" мамы,по моим наблюдениям, отлучают совершенно одинаково, с пояснением "уже хватит", при этом, я заметила, чем выше интеллект и образованность мамы, тем позже наступает "уже хватит" и тем дольше растянуто отлучение. Но позже 2,5 я еще не встречала кормящих мам "не-ЕР" и это показатель, имхо. Влияет еще много факторов, в том числе наличие/отсутсвие вокруг кормящих/долгокормящих, поддержка/неподдержка семьи и т.п. Но в целом сценарий один, не важно когда происходит отлучение - в год, полтора, два, два с половиной: давление социума увеличивается, гв сворачивается. Т.е. символически ребенок отдается социуму. В этом плане самое наглядная иллюстрация - ребование советских и современных воспитателей детских садов об обязательном отлучении от груди ребенка при поступлении в детский сад. Символично - отдали в солдаты, забрили лоб. Ты теперь принадлежишь обществу, а не семье. Право матери на ребенка потеряно, так как заявило свои права на ребенка общество.

ЕР-матери само гв с ребенком строят иначе изначально, т.е. отношения строятся иначе, в результате в области ГВ отношения с ребенком проявляются ярко и наглядно, в отличие от "не-ЕР"-матерей, у которых отношения с ребенком в первую очередь регулируются не внутренними законами отношений, а социально. Это, имхо, и есть главное отличие ЕР от Не-ЕР. Под ЕР-матерями я подразумеваю тех мам, которые сами себя определяют как естественнородительски ориентированные. Т.е. принимают и разделяют принципы естественного родительства. (естественно, бывают смешанные случаи, когда влияние социума и влияние внутренних процессов на отношения матери и ребенка сочетаются в какой-то пропорции, но я упрощаю сейчас, для того, чтобы закономерности выявить)

Так вот, благодаря регуляции ГВ по внутренним законам отношений, можно увидеть несколько интересных закономерностей:
например, первая волна отлучений идет у "ЕР" - матерей как раз годам к двум ребенка. Начинают отлучать с полутора, медленно и стараясь чтобы ребенок не испытывал сильных эмоций и к двум годам примерно отлучают от груди. Очень интересно, ка котличается мотивация "ЕР"-мам, отлучающих в этом возрастнм периоде от "не-Ер": вместо социально обусловленного "уже большой, уже хватит, сколько можно", ЕР матери часто используют другие обоснования - "я чувствую, что ему уже это не надо", "он мальчик, ему вредно так от меня зависеть", " кормление должно быть приятным обоим сторонам, а появившиеся неприятные для меня ощущения - это естетсвенный природный знак что Гв пора завершать". Чувствуете отличие?
ЕР опираются на себя там, где мейнстрим опирается на мнение общества. И это дает интересный эффект - тип отношений ребенка с матерью становится проявленным. Например, в случае отлучения к двум годам можно предположить, что мама не может справиться с сепарацией ребенка(сама имеет травму ранней сепарации или что то еще) и например, подменяет первоначальное слияние с ребенком слиянием на основе поглощения, продолжая решать, что ребенку нужно, а что нет, вместо того, чтобы дать ребенку самому определять свою потребность в гВ (это в случае, "я чувствую, что ему это уже не надо", т.е. мать продолжает опираться на свои чувства и ощущения в определении потребностей ребенка , вместо того, чтобы дать ему возможность самому определить свою потребность в материнской груди ) Или идеализирует слияние, симбиотические отношения - "Гв должно быть комфортным для меня, если нет то имею полное право отлучить" - так симбиотические отношения превращаются в идеал отношений, а все остальные этапы и модели отношений - в отвергаемые "неидеальные" . Или может не выдерживать психологического отделения ребенка, скорее всего бессознательно: - предполагаю что это те случаи, когда неприятные ощущения от сосания у мамы зашкаливают, что вынуждает её задумываться об отлучении и попрой отлучать под влиянием момента. Такое отлучение под влиянием эмоций выглядит более резким и травматичным на первый взгляд, но имхо, не все так однозначно. С точки зрения отношений между матерью и ребенком, на мой взгляд, это наименее дисфункциональный вариант из трех вышеперечисленных, так как в этом варианте мама признает за ребенком существующую потребность и в той или иной форме может ему это транслировать в своем поведении.
тут я подхожу в рассуждениях к тому, что "мягкое, нетравматичное" отлучение - это в общем то, не совсем то, что обычно подразумевают. В тех примерах, которые я вспомнила, самым щадящим для психики будет вариант с резким отлучением под влиянием эмоций "я вижу что ему еще очень надо, но я больше не мог это выносить". Такое отлучение может быть травмирующим в отношении течения сепарационных процессов, но в отличие от двух других вариантов - " я считаю что ему больше это не надо" и "мне стало неприятно кормить, значит самое время для отлучения" - третий вариант отлучения не заденет более глубоких слоев психики, т.е. сепарация ребенка от матери будет происходить, а не подменится поглощением со стороны матери или стремлением матери вернуться в отношениях с ребенком в "первозданный рай симбиоза" . т.е. сепарация может быть осуществлена не очень бережно к ребенку, но он как таковая не тормознется.
Мне близко определение травмы как заблокированного переживания, и с этой точки зрения, первые два варианта отлучения к двум годам, которые скорее всего будут внешне проведены "мягко" и "постепенно", являются более травматичными, так как они с большей верояностью приведут к заблокированности переживаний связанных с сепарацией ребенка, причем как у ребенка, так и у матери...

Естественно, все рассмотренные случаи - это теоретические обобщения, я думаю в реальных парах "мать-ребенок" всегда есть разные проявления разных действующих сил и все индивидуально.

ГВ

Previous post Next post
Up