Оригинал взят у
tromentano в
4 игры для дошкольниковМы с сыном и ещё несколькими детьми занимаемся математикой в игровой форме. Такие занятия намного интереснее для ребят, чем, например, выполнение заданий в рабочих тетрадях или решение стандартных задач - соответственно, эффекта от них на порядок больше. Поэтому мне постоянно приходиться подыскивать или придумываю что-то новенькое в плане игр.
Ниже четыре простые, не требующие особой подготовки, но отлично себя зарекомендовавшие игры для изучения счёта:
1. «Зачекай число»
Идея такая: по стенам комнаты где попало расклеиваются листы с числами. Я называю число - детям нужно быстрее всех это число «зачекать» (коснуться рукой). Можно играть на счёт - тогда зачекавший получает очко или забирает себе листок с числом.
С помощью этой игры отрабатывается умение быстро распознавать числа, концентрация и подвижность внимания. В зависимости от того, какие числа используются, можно решать разные методические задачи. Например, в нашем случае ребята с удивительной настойчивостью путали местами цифры в числах: все они через раз пишут (и называют) тринадцать как 31, а сорок два как 24 - для профилактики этого безобразия я писал много "зеркальных" чисел (14 и 41, 35 и 53 и пр.)
Игра подвижная, проходит в высоком темпе - отлично подходит для подвижных разминок.
2. Бусины под коробкой
Ведущий кладёт несколько предметов под коробку так, чтобы игрок не видел. Потом поднимает коробку буквально на полсекунды - и снова накрывает. Игрок должен назвать количество предметов. если угадал - забирает предметы себе, если нет - они остаются у ведущего.
Во-первых, эта игра позволяет научиться мгновенно идентифицировать количество предметов, что важно для формирования прочной концепции числа и беглости счёта. Во-вторых, предметы под коробкой могут лежать в определённом порядке - группами (три и два, один и пять, шесть и два и т.п.), и у ребёнка формируется прочное визуальное представление о составе чисел. В-третьих, предметы могут лежать рядами (три на три, два на три, четыре на три и т.п.) - а это создаёт задел для умножения.
Для подготовки к умножению удачной идей оказалось использование коробки из под конфет - во вкладыше коробки стекляшки удобно располагать правильными рядами.
3. Уравнение со стаканчиком
В этой игре решаются самые настоящие «арифметические выражения с неизвестным».
Дети отворачиваются, ведущий выкладывает примерчик, одно из чисел накрывает стаканом. Участники по очереди угадывают, что там - если получается, то можно забрать циферку. Чтобы быстрее считать и лучше понимать логику решения, удобно использовать счёты.
4. Гонки
Это самая обычная "ходилка" с игровыми кубиками замечательный способ для развития счёта.
Во-первых, для начала нужно начертить игровое поле на ватмане или куске обоев - а значит, нужно писать числовой ряд, подписывать "старт" и "финиш", рисовать знаки и пр.
Во-вторых, нужно складывать числа, выпадающие на двух костях.
В-третьих, отсчитывать выпавшее количество ходов.
В-четвёртых, в игре можно вводить усложнения: например, особые клетки вроде "+2", "-7", "х2" и пр. (попав на них, нужно дополнительно отчитать клетки вперёд, назад или умножить выпавшее количество ходов на два).
***
Если кому интересна тема - полные отчёты о наших занятиях
в моём журнальчике.