Что-то просвистело - и умчалось, как комета. А мы вспоминаем уже 80 лет, прислушиваясь: что же это такое было? Ух! Ничего не осталось… Только этот ошеломляющий свист в ушах, ощущение мощи и взрыва.
Он весь какое-то сплошное движение: вперёд, вверх, в автомобиле, пешком, бегом - в этом художнике была запечатана огромная энергия, которая нас будоражит до сих пор: даже на автопортрете он смотрит и будто отодвигает вас в сторону двумя крепкими глазами, и ветер холодит зрителю левое ухо (хочется его потереть, чтоб не занемело):
В июле 1937 года он пишет жене: «Мы же художники - рыцари. Рассекаю пополам реку. Деревья связываю в пучки, а солнце топлю в земле и выжимаю тучи. Я все должен делать, чтобы жить, но не философствовать». Жить - т.е. двигаться. Я делаю - следовательно существую, никакой философии. Его энергия увлекает и нас - сила никого не оставляет равнодушным, сила в чистом, математическом выражении: художник должен быть хотя бы на пол-градуса горячее зрителя.
Его жена, Н. М. Васильева вспоминает об их поездке к морю, в Батуми: «Он постоянно писал и рисовал, или же искал, на чем это можно делать. К вечеру, когда спадала жара, мы сидели у моря. Роман очень любил купаться - лез в воду, подчас невзирая на огромные волны. На берегу собиралась толпа любопытных поглазеть на отчаянного храбреца. Плавать он не умел. Это его не смущало и не останавливало.»
Летать он тоже не умел, но собирался полететь на «летатлине», который сконструировал В. Татлин. Только вмешательство жены сорвало полет с башни Новодевичьего монастыря. «Если вы уверены, что это совершенно безопасно - сказала она Татлину, - то почему бы вам самому не полететь?»
Образование, вкус, утонченность - да, это важно… Но именно энергия и бесстрашие делают художника большим художником - от картины должна исходить энергия, чтобы зритель подошёл к ней без посторонней помощи. У Семашкевича был природный вкус, талант живописца, но энергии и бесстрашия у него было на десятерых.
дальше читать здесь:
http://www.vifania.su/eto-interesno/painting/467-«13».-roman-matveevich-semashkevich-(1900---1937).html