Фото -
ksushiks, текст -
s0me0ne.
Глава 6, в которой мы плывём с острова на остров.
В наших путешествиях мы всегда избегали паромов. Вероятнее всего, это было связано с давней психологической травмой, нанесённой нам паромной переправой через Волгу близ города Мышкин - последней, которой мы воспользовались, и это было в незапамятные времена.
Но полноценное путешествие по богатой островами Хорватии без паромов невозможно, а клин, как известно, вышибают клином. Поэтому мы поехали на остров Корчула, что предполагало сразу две паромные переправы с интервалом в 40 минут.
Дорога от Загреба до Плоче была знакомой - мы не раз проезжали здесь, то в Далмацию, то в Дубровник, и ничего нового на ней мы в тот раз не увидели. Ну, разве что, грузовик с символикой ралли «Дакар», который не пойми как оказался настолько далеко от своего маршрута.
Прибыв в Плоче, мы не без труда разобрались, как тут и что (как обычно, указатель «на паром» стоит в одном месте, а работник порта показывает совсем в другом направлении, потому что вот сегодня они внезапно решили всё переиграть), и встали в очередь на паром.
Ксюша, как обычно, волновалась. Она искренне считала, что паромы предназначены исключительно для машин размером не меньше Hummer H2, и если на него хоть как-то может заехать обычная легковушка, то уж тяжёлый седан с низкой посадкой точно сядет на брюхо. А даже если этого не произойдёт, то паром обязательно оторвёт порывом ветра от берега и унесёт в море именно в тот момент, когда мы будем на пандусе. А если и этого не случится, то после въезда на паром в него угодит гигантский метеорит, потому что должно же хоть что-то произойти.
Против всех ожиданий, въезд на паром прошел без приключений, пандус стыковался с причалом даже идеальнее, чем я ожидал, и следующий час мы провели на верхней палубе этого небольшого парома, обозревая местные красоты.
Через час мы прибыли в Трпань на полуострове Пелешац, и тут вся наша очередь как выехала с парома, так и поехала дружной колонной на другой берег полуострова на следующий паром, отправлявшийся из Оребича через час. Дорога Трпань-Оребич занимает 40 минут, но некоторые в колонне нервничали и даже умудрялись обгонять друг друга на этом узком двухполосном горном шоссе.
Всё равно работники порта распихали машины в очереди так, как им было удобно, чем некоторые граждане остались не слишком довольны. Не очень понимаю, какая разница, где стоять - места на пароме всё равно хватит на всех, очереди в тот будний день были весьма скромные.
И вот, ещё через полчаса парома, мы прибыли на остров Корчула в город Корчула, который является столицей острова Корчула и общины Корчула на острове Корчула. Корчула-Корчула-Корчула-Корчула-Корчула. Не обращайте внимания, мне просто это название всегда казалось забавным.
Мы без труда нашли наши апартаменты, расположенные в нескольких километрах от города, заселились, и поехали исследовать город, предварительно, в соответствии с нашей традицией, искупавшись в море. Всегда, когда мы приезжаем на море, мы сразу бежим купаться, а то вдруг оно завтра пересохнет, или ещё что.
Ох, как мы порадовались, что не стали селиться в самом городе. Корчула - одно из самых популярных туристических направлений, активно пытающееся отобрать у Венеции звание родины мореплавателя Марко Поло, и заодно делающее на этом неплохой пиар. Количество народа на главных улицах - просто неприличное, и все они, понимаете ли, гуляют. Хорваты вообще никуда не торопятся, и даже в деловом Загребе мы ходим быстрее всех, а уж на островах, на отдыхе... Ощущение, что приходится всё время прорываться через стоящую толпу людей. Но мы знаем, что делать в таких случаях: сворачивать с главных улиц в самые глухие переулки. Всё равно там всё самое интересное.
Следующий день, проведённый нами в исследованиях города, принёс нам несколько открытий, не все из которых были приятными.
Для начала, мы сходили на рынок и купили фруктов. И могу вам точно сказать: никогда в жизни я раньше не отдавал столько денег за фрукты. Поначалу я списал это на то, что в нас распознали иностранных туристов и решили на нас заработать, хотя это и крайне нетипично для хорватов. Но цены в ресторане, куда мы зашли пообедать, расставили всё на свои места: на Корчуле всё просто очень дорого. Дорого для Хорватии, конечно, и это не тот уровень цен, который мог за неделю оставить нас без штанов, просто это было довольно неожиданно. На примере тех же фруктов могу сказать, что они приблизительно втрое дороже, чем в Загребе. Некоторые, правда, в три же раза и вкуснее, но не все.
Но оставить всё своё состояние в ресторанах нам не светило: в ресторан ещё нужно попасть. Город буквально захлёбывается в туристическом потоке, и все рестораны во время ужина были переполнены, место найти было просто невозможно, надо бронировать заранее, а мы любим решать, где будем ужинать, примерно минут за пятнадцать до начала процесса. Я уж подумал, что нам придётся провести десять дней на супермаркетной еде, но вскоре обнаружился очень простой лайфхак. В течение дня все рестораны стоят абсолютно пустыми, и мы, конечно, решили, что они просто не работают до вечера, как это обычно бывает на всяких там островах. Но оказалось, что многие из них открыты, просто нет посетителей. Приходи в любое время до семи вечера, когда начинают собираться толпы, и ешь в полном одиночестве в любом самом популярном месте Корчулы. Есть, конечно, и те, которые чтут традиции, и до семи не открываются, но их не так уж и много осталось.
О еде на Корчуле надо рассказать отдельно. Я думаю, что вряд ли удивлю кого-то известием о том, что большая часть кухни острова - морская. Но я говорю именно «морская», а не «рыбная», потому что рыбы в меню не так-то много, и стоит она обычно таких денег, будто её привезли сюда как минимум из Австралии, а не поймали вот прямо тут же в трёх минутах ходьбы от ресторана. А вот разнообразие всяких кальмаров, креветок маленьких, креветок больших, осьминогов, каракатиц и других головоногих просто зашкаливает. Не являясь любителем даров моря вообще и моллюсков в особенности, должен сказать, что на Корчуле их действительно умеют готовить вкусно, хотя наелся я ими за те дни, наверное, года на три вперёд.
Впрочем, доступная еда на Корчуле всё-таки существует - это фастфуд островного формата, закусочная Fish2Go, которая фарцует едой на вынос - только вместо куриных наггетсов в коробке лежат кусочки хека в панировке, сардины, пара кальмаров и обрубки ещё каких-то морских гадов. Поедание всего этого на набережной в процессе заката было процессом весьма романтичным, но хек от этого изысканной рыбой не стал, фастфуд - он и есть фастфуд, вкусный, нажористый, а в островном варианте ещё и интересный, но для ежедневного употребления непригодный.
Довольно насыщенный событиями день успел преподнести нам ещё один сюрприз. Собираясь вернуться в наши апартаменты и уже направляясь к машине, мы заметили на набережной толпу, плотность которой была ненормальной даже для Корчулы. Решив, что там может быть какое-нибудь интересно представление, мы подошли поближе.
Представление там было, ага. Его устроил водитель с загребскими номерами, который как-то умудрился слететь на своей машине с пирса в море. Никакого ограждения там нет, но всё равно, я не очень понимаю, как ему это удалось. Набережная в этом месте ровная, и даже если оставить машину, забыв затянуть ручник, вряд ли она сама куда-то уедет.
Мы дождались, когда машину незадачливого загребчанина вытащат из воды и погрузят на эвакуатор и поехали подальше от этих толп и происшествий к нашему жилищу и нашему безлюдному морю.
Собственно, жилище наше, не особенно примечательное, довольно маленькое и не самым удобным образом расположенное, было выбрано нами именно из-за моря. Всего пятьдесят метров вниз по склону отделяли нас от пляжа, на котором не было никого, кроме жильцов нашего дома. В Хорватии запрещены частные пляжи, побережье считается общественным достоянием и перекрывать доступ к нему нельзя, но на деле приватных пляжей полно - просто множество мест, забредание в которые посторонних людей если и не исключено совсем, то, по крайней мере, имеет пренебрежимо малую вероятность.
Невдалеке от пляжа виднелся ещё один остров, который вряд ли имел название, был круглым и имел диаметр метров в тридцать. Нам казалось, что он совсем близко, и мы решили купить двухместный надувной матрас и доплыть до него, потому что мы всё равно не можем лежать на пляже и предпочитаем загорать в море на матрасе. Это занятие отнимает у нас пару часов в день - час утром и час вечером, а остальное время нам требуется какая-то другая активность, более, простите за тавтологию, активная. Один матрас, правда, у нас уже был, но мы его почему-то с собой не взяли.
Через пару дней мы вернулись с мрачными лицами в магазин, где покупали матрас, и купили там два складных весла. Остров, который с берега казался таким близким, не захотел сдаваться вот так запросто, при попытке подплыть к нему ветер всё время сносил нас обратно к пляжу, а грести руками и ногами на матрасе было ужасно неудобно. Проще было бы доплыть до острова вообще безо всяких матрасов, но матрас у нас уже был, и поэтому нам непременно надо было доплыть на матрасе, пусть для этого и придётся купить два весла.
Упорство и труд, как известно... В общем, на остров мы, конечно, попали. Очень гордые собой, обследовали его весь, ведь это был наш собственный необитаемый остров. Не нашли ничего интересного и поплыли обратно.
На третий день мы умудрились проколоть колесо. До сих пор не представляю, где это могло случиться - дороги на острове встречаются разные, и хорошие асфальтовые, и весьма посредственного качества грунтовые, но ничего такого экстраординарного, ездили и по худшим. Но не важно даже, где это произошло, важно, что заметил я это в самое неподходящее время.
Во время крутого подъёма в гору на узком двухполосном шоссе машина начала вести себя как... Ну, как машина со спущенным колесом. Я остановился, убедился, что колесо стоит на ободе, а также в том, что на таком уклоне поднимать машину на домкрат как минимум опасно, вздохнул и потихоньку покатил вперёд до окончания подъёма.
Как только уклон стал достаточно пологим, чтобы установить домкрат, я тут же поменял колесо на запаску. Я втайне надеялся, что смогу аккуратно дотянуть до верха и дело обойдётся обычным грибком, но надежды не оправдались: к окончанию подъёма покрышка была бесповоротно зажёвана. Это означало, что теперь нам предстояло на острове посреди Адриатического моря купить комплект покрышек на одну ось, потому что Ксюша категорически отказалась удаляться на запаске на расстояние более двадцати километров от места нашей дислокации, аргументируя это тем, что «если там ещё одна спустит - вот тогда-то нам точно кранты». В принципе, логика в её словах была, и я приступил к разведке островных шиномонтажей.
Результаты этой разведки, включавшей в себя захват в плен и тщательный допрос мирных местных жителей, выявили, что всей шиномонтажной мафией на острове заправляет некто Джани. Точнее, он держит на острове единственный сервис, специализирующийся на шиномонтаже, а остальные полтора сервиса на острове занимаются всем остальным. В тот момент, когда я это узнал, я понял, как же хорошо, что это чёртова покрышка, а не неисправность АКПП, например. Лучше даже блока управления АКПП. На машине, которая никогда не поставлялась в Европу, и на которую в сервисах нет ремонтной документации.
Джани мы нашли не сразу, но довольно быстро. Это был островитянин лет пятидесяти, совершенно седой и с очень смуглой кожей, на лице которого было написано, что он родился шиномонтажником, умрёт шиномонтажником, и если его сын не станет шиномонтажником - он вернётся с того света и отомстит. Джани был занят - он складывал рыболовную сеть. Он сообщил, что собирается посвятить этому занятию остаток дня, ведь сейчас уже довольно поздно, 14:00, поэтому приходите завтра.
Весь вот этот неторопливый островной образ жизни забавно наблюдать со стороны, если ты не бесколёсный турист. Я немного психанул в тот момент, и, вернувшись в машину, сообщил, что с Джани мы работать не будем, потому что он хреновый партнёр. Поэтому надо искать другие варианты. На острове. Прямо сейчас.
У меня был адрес ещё одного автосервиса, но найти его было решительно невозможно - ни один из имеющихся в наличии онлайновых и оффлайновых навигаторов этого адреса не знал. В итоге, руководствуясь туманными намёками местных жителей, мы всё-таки нашли нужное место, хозяин которого очень удивился, что мы приехали к нему за шиномонтажом - ведь этим занимается Джани. Выслушав всё, что я думаю о Джани, он, кажется, внутренне согласился со мной, хотя и не подал виду из профессиональной солидарности, и мы договорились о сотрудничестве в непростом деле шиномонтажа.
Следующие несколько дней он добывал для нас две покрышки. Сначала ему должны были перезвонить с континента, но не перезвонили, потом он уже заказал, но не привезли, потом уже выходные... Нет, я не издеваюсь над вами, пытаясь утомить вас подробностями, я делаю это совершенно намеренно, чтобы вы прониклись вот этим вот темпом жизни. А я не говорил, что с 12:00 до 16:00 у него обед, нет? Но только не в субботу, потому что в субботу он в 12:00 вообще заканчивает работать, и нельзя его ругать за это, ведь он - самый трудолюбивый из сервисменов Корчулы, потому что остальные в субботу не работают вообще.
Но в итоге, сколько бы это ни длилось, всё было сделано в лучшем виде. Отличная резина Fulda французского производства, которую в России не сыщешь днём с огнём, установка, балансировка, оплата, и мы наконец-то выдыхаем. Надо, кстати, отметить, что цена как самой резины, так и мероприятий по её замене, обошлась нам в сумму хоть и значительную, но всё же несколько меньшую, чем мы отдали бы в Москве.
Наверное, именно эта история подтолкнула нас к отчаянному шагу. Невозможность отъезжать далеко от безопасного города на машине и, в то же время, желание обследовать глубины острова сыграли с нами злую шутку. Мы решили взять напрокат велосипеды.
Продолжение следует