Царицыно и «Россия в миниатюре»

Aug 05, 2020 16:37


Среди запланированных нами прогулок по историческим усадьбам Москвы, одним из приоритетов было посещение Царицыно.
Во-первых потому, что это действительно по-царски прекрасный дворцово-парковый ансамбль, находящийся в пределах столицы.
Во-вторых, это единственный во всей России дворцовый комплекс, выполненный стиле «псевдоготика». Да и в масштабах Европы это самая крупная неоготическая постройка 18 века.





И в третьих, в Царицыно, имеющем статус музея-заповедника, в 2007 году были проведены масштабные работы по восстановлению, а мне нравятся ухоженные, отреставрированные места. Аура неизбежной во времени разрухи, заброшенности и упадка, многими называемая «исторической достоверностью», меня никогда не вдохновляла. Подчеркиваю на всякий случай, что это моё сугубо личное мнение, оно субъективно, и я в курсе, что реконструкция в Царицыно стала камнем преткновения в отношениях между правительством Москвы и профессиональным сообществом реставраторов, искусствоведов и специалистов в области охраны культурного наследия.


Большой светомузыкальный фонтан, установленный недалеко от парадного входа - новшество, привнесённое в ансамбль после реставрации 2007 года

Имение, в котором расположен сейчас музейный комплекс, принадлежало когда-то роду князей Голицыных, а позднее по внутрисемейным связям перешло во владение семьи Кантемира - господаря Молдавского княжества, а также российского сенатора и тайного советника.
У Кантемира усадьбу выкупила Екатерина II для устройства своей резиденции.




Екатерина Великая всю жизнь что-то строила и сама признавала строительство своей страстью. Резиденция в Царицыно задумывалась, как эксперимент по созданию «идеального мироустройства».




Возможно, императрицу пленила обманчивая бесконечность пространства - данная местность, обширная и холмистая, как нельзя лучше подходила для устройства пейзажного парка. Кое-какая база в усадьбе уже имелась. Так, на протекающей здесь речке Городенке ещё при Борисе Годунове появились первые запруды, а два больших пруда - Верхний и Нижний - образовались в 17 веке после строительства плотины.




Обустройством парка занимался Василий Баженов и приглашенные Екатериной английские садовые мастера. Архитектурный ансамбль создавали Василий Баженов и Матвей Казаков.
Территория парка довольно обширна, поэтому обойти его весь за полдня мы, конечно, не рассчитывали. Тем более, что небо угрожающе хмурилось и грозило вот-вот пролиться обещанным в прогнозе ливнем. Однако, общее впечатление получить удалось.




Царицыно, как архитектурное явление, начиналось с Фигурного моста, который стал первым из сооружений ансамбля, возведённым в 1776 году. Василий Баженов использовал для постройки модный неоготический стиль, яркое сочетание красного и белого кирпича и несколько типов кладки.




Арка Фигурного моста, если проходить под ней, кажется частью довольно мощного крепостного укрепления.




Но если пересекать мост поверху, то в большей степени ощущается его декоративность. Сейчас, после реставрации, его вообще можно ошибочно принять за «новодел». Кстати, будучи самой старшей из построек ансамбля, от времени мост пострадал меньше всех прочих, и ему потребовался лишь косметический ремонт.



.




Ещё один мост, называемый Парадным или Большим мостом через овраг, Баженов построил в 1778-1784 годах для соединения дворцовой части с «заовражной», где предполагалось разместить конюшенный двор.

Этот мост - настоящее свидетельство мастерства инженеров и качественности произведённых работ. Дело в том, что грунт оказался зыбким и непригодным для возведения столь мощного сооружения. Строителям пришлось забить в землю более двух тысяч свай, чтобы укрепить основание. И вот, с конца 19 века мост исправно служил частью Царицынского шоссе, которое ныне связывает станцию Царицыно с Каширской дорогой. А во время Великой Отечественной войны по нему, уже полуразрушенному за полторы сотни лет, проходили танковые колонны. И мост выдержал!




В 1785 году Баженов попал в опалу, Екатерина приказала снести всю центральную, уже почти завершенную часть дворца, и отдала проект новому архитектору - Матвею Казакову. Поэтому самое крупное из сохранившихся зданий Баженова в Царицыно - это Хлебный дом. Сейчас в нем размещены музейные экспозиции, а внутренний двор используется, как концертный и выставочный зал. К квадратному корпусу со скругленными углами примыкает галерея, соединяющая Хлебный дом с Большим дворцом.


Хлебный дом, галерея и Арка с шипами

Галерея носит декоративный характер, и главным её украшением служит дугообразная арка, напоминающая венец из растений с шипами, который как бы «парит в воздухе». За счет необычного украшения галерея с аркой считается одной из визитных карточек Царицыно.

Интересен также Малый «полуциркульный» дворец, построенный для конфиденциальных встреч и развлечений императрицы в самом приближенном кругу. Размерами Малый дворец напоминает, скорее, павильон, но о его особом назначении свидетельствует белокаменный вензель Екатерины на фронтоне.




Наконец, пора сказать про главный драгоценный камень в короне музея-заповедника «Царицыно», образец строгой и изысканной неоклассики - Большой дворец, задуманный, как резиденция для императрицы.

У этого здания непростая судьба. Сначала был снесён почти готовый дворец, который 10 лет возводился Баженовым, это произошло на стадии отделочных работ - страшный удар для мастера. Затем ещё 10 лет строительство велось под руководством другого архитектора, Матвея Казакова. По ходу работ в новый проект вносились многочисленные поправки, на некоторое время строительство замораживали из-за недостаточных средств. И наконец, снова на стадии отделочных работ, всё окончательно прекратилось, в связи со смертью Екатерины.




Дворец в Царицыне так и простоял до наших дней незавершенным, медленно превращаясь в руины и наводя тоску чёрной недостроенной кровлей, которую современники прозвали «гробом великана».
Своим обновлённым блистательным видом Большой дворец обязан архитекторам и реставраторам, в 2005-2007 годах превратившим руины в великолепное здание.




Прогуливаясь по парку Царицыно мы не стали углубляться в лес, а предпочли посетить временную экспозицию «Россия в миниатюре», которая была открыта в музее-заповеднике с июня по октябрь 2019.




На выставке были представлены историко-архитектурные памятники, дворцы, храмы и другие сооружения из более, чем 80 мест, расположенных на территории необъятной России.




Работы над созданием парка «Россия в миниатюре» велись в течение пяти лет группой из 60 специалистов. Все миниатюры были выполнены в масштабе 1:50, из архитектурного пластика с высочайшей степенью детализации.

1




Здание железнодорожного вокзала в Новосибирске является объектом культурного наследия России. Станция открыта в 1896 году, но то здание, которое существует сейчас, было построено в 1939-ом в духе советской неоклассики. Центральная часть вокзала выполнена в виде триумфальной арки, обрамлённой пилястрами тосканского ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала.
Новосибирский вокзал является крупнейшим за Уралом и вторым по величине в России, после Казанского вокзала в Москве.

2




Красноярский железнодорожный вокзал, построенный в 1895 году, был в своё время уникально красивым для Средней Сибири зданием. В начале 20 века местные жители приходили сюда семьями, как на променад - выпивали и закусывали в буфете, смотрели на поезда и прогуливались вдоль перронов.

В ходе современной реконструкции, завершившейся в 2004 году, вокзал Красноярска был существенно расширен, видоизменён и облицован гранитом. Теперь его по праву называют «вокзал-дворец».

3




Дворец земледельцев в Казани, построенный в 2008-2010 г.г., является офисом Министерства сельского хозяйства. Внутри центральной арки расположено 20-метровое дерево из бронзы, как символ плодородия и процветания казанских земель. В эклектичной архитектуре дворца переплетены элементы ампира и классицизма, а спиральная решетка на поверхности классического купола перекликается с архитектурными традициями восточных культур.

4




Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери был возведён в 2001 году, по плану возрождения исторической части Хабаровска, на месте храма, разрушенного в 1930-ом.

5




Храм-маяк Николая Чудотворца, высотой 60 метров, является самым высоким на сегодня храмом на на Крымском полуострове. Это относительно новое сооружение, возведённое в 2004-2006 годах, с применением современных технологий. В частности, у этого храма электрическая колокольня, которая обладает широкими возможностями выполнять разнообразные мелодии.

6




Исаакиевский собор - крупнейший на сегодняшний день православный храм Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Храм также считается самым поздним зданием, возведенным в стиле классицизма. Собор был построен при императоре Николае I архитектором Огюстом Монферраном.
Макет Исаакиевского собора оказался самым дорогостоящим и трудоёмким из всех, составивших экспозицию «Россия в миниатюре». На его создание ушло полгода и еще три месяца - на проработку скульптур и барельефов.
Оригинал на Турбине | Моя страница на Турбине





комментировать



комментировать
Previous post Next post
Up