Что почти всегда, без исключений, делает меня счастливой?
Конечно, живая музыка любимых издавна групп.
Вчера был последний тёплый день, и невероятно удачно сложилось, что отменились все ранее намеченные планы, и что милая Катя Дождик оказалась свободна и составила мне компанию. И мы помчали в Пушкино и провели весь день на сюрреалистической даче Маяковского, где Саша Себров организовал Космофест.
Я обнаружила, что стоит мне уехать из Москвы на несколько километров, как я вдруг начинаю по-настоящему отдыхать - совсем забываю про работу, замечаю интересные детали вокруг, с наслаждением растворяюсь в общении с людьми и с лёгкостью погружаюсь в музыку.
Мы гуляли по окрестностям с Катей, и долго сидели на краю обрыва, первый раз общаясь наедине. Нам обеим казалось, что мы на юге, может, в Крыму, где рано желтеет и жухнет листва. Она шуршала под ногами, прилетала с порывами ветра, цеплялась за мою юбку. И мы сидели, подавшись вперед, к тёплому дуновению и увлеченно общались - за психологию, творчество и мужчин. Я пересекаюсь с Катей раз в несколько лет и удивилась тому, как естественно и спонтанно текли наши беседы. Вспоминали давнее прошлое и школьные годы. Даже странно, мы ведь не проводили их вместе, но так комфортно было разделять эти воспоминания. Думаю, играет роль то, что мы обе застали смену эпох, что мы примерно одного поколения. С каждым годом я всё больше это ценю, когда замечаю, что могу разделять важные для меня вещи только с людьми, которые старше меня или с ровесниками. Ещё с благодарностью вспоминала июльский фестиваль «Бессонницу», где Катя буквально спасла меня, когда сломалась моя палатка и я осталась без ночлега. Мне кажется, именно в того вечера я почувствовала к ней сильное доверие.
***…Вчера на меня много раз накатывали разные приятные воспоминания.
Вернувшись на дачу Маяковского и увидев его портреты, ностальгировала по своему первому месту работы - это был музей Маяковского в Москве. Помню, как сначала я с настороженностью смотрела на его портреты - меня завораживал и пугал этот тяжелый взгляд исподлобья. В свободное от работы время я читала его стихи, биографию, слушала музейные экскурсии, и моя настороженность сменялась восхищением, потом нежностью, состраданием и почти влюблённостью. Мне больше всего нравились моменты, когда музей закрывался, и мы шли втроём - смотрительница музея, я и моя коллега Ася - чтобы сдать ключи. Мы поднимались по тихой лестнице, выключали свет, а потом останавливались у небольшого белого бюста Маяковского, и Ася почти каждый раз трогательно обнималась с ним, по-свойски трепала по щекам и ушам и, улыбнувшись, говорила: «Ой, не могу, он мне так нравится. Это мой любимый из всех его бюстов! Не могу его не обнять!». Смотрительница - тётечка лет пятидесяти - тоже улыбалась и никогда не одёргивала её.
Я в эти моменты завидовала Асе - тому, что она на короткой ноге с Маяковским. Прочитав многие его стихи, я тоже очень хотела обнять его и выразить свою благодарность, но благоговела перед ним и не могла этого сделать. Могла иногда слегка прикоснуться, но даже это казалось мне панибратством.
Дача Маяковского, на которой мы вчера оказались, в отличие от музея, очень светлая. Совсем нет тяжеловесности и трагичности, которые присущи дому в Лубянском проезде. Всё выкрашено в белый цвет, нет разделения на комнаты. Одно пространство от другого отделяется опорами из дерева. На стенах портреты и строчки из стихов. На портретах он кажется более расслабленным и домашним. Не таким суровым.
И хоть сперва кажется, что это довольно обычная дача, здесь тоже много сюрреализма - причудливо сконструированные штуки из дерева (привет Никола-Ленивцу), сцена в виде замка, огромный циферблат без стрелок, прислонённый к забору… К сожалению, в 90-х годах дача сгорела, и её заново восстанавливали. Но мне кажется, Маяковскому бы она понравилась.
…И не только она, но и та музыка, которую здесь играли. Уже под вечер вышел любимый Небослов. Он прекрасен. Я почти всегда еду на фесты ради песен Небослова. Слушаю их лет десять как, и мне никак не надоест. Наоборот, каждый раз думаю, как сильно Илья меняется, летит по своей траектории, не останавливаясь, и сохраняет при этом свой стиль - а это чертовски классная смесь его фирменного дурачества, сюра и при этом серьёзности и глубины. Этакий шут, который всё время думает о смысле жизни.
Мне кажется, его песни полны тем, чего мне так не хватает сейчас, что я не позволяю себе - безбашенность, полёт, свободу в том, чтобы сочетать несочетаемое и высвечивать новые оттенки слов и образов. И при этом говорить о серьезном. Говорить честно, не прячась за дурашливостью. Я очень ценю это.
Поделюсь с вами одной его классной песней - она, правда, совсем не дурашливая, но этого не менее хорошая. Давно хотела ею поделиться.
Click to view