Салли ("Чудо на Гудзоне").

Sep 15, 2016 14:43

Выбралась вчера в «Пионер» на фильм «Салли» (у нас в прокате - «Чудо на Гудзоне»).



В основе - история, которая потрясла не только всю Америку, но и, пожалуй, весь мир, когда в январе 2009 года лайнер А320 остался без обоих двигателей на минимальной высоте 900 метров, и пилоты посадили его на Гудзон и спасли всех пассажиров. За всю историю существования авиации насчитывают всего пять случаев такого рода.
Конечно, я не могу обойти вниманием такой фильм, тем более что самолёты - любимая моя тема. Одновременно безумно люблю и боюсь летать. И мне так не терпелось поскорее увидеть работу двух волшебников - Клинта Иствуда и Тома Хэнкса, что я выбрала утро посвободнее, и простуженная помчалась в 8 утра на другой конец Москвы.

***Фильм начинается неожиданно. Перед глазами сразу появляется борт 1549, стремительно снижающийся над городом. И ты думаешь - да-да, сейчас он сядет на воду, ведь эта история хорошо закончилось, каждый это знает. Несколько секунд самолёт беспомощно лавирует между сияющими небоскрёбами и вдруг вонзается в один из них. Всё тонет в пламени. «Что это?!!!» После этих кадров никак не можешь отдышаться и разжать онемевшие ладони. То же происходит и с пилотом Салли, который в ужасе просыпается, увидев в очередной раз похожий сон. В нём он не справился, принял неверное решение и - все 155 человек погибли.

Интересно, что Клинт Иствуд не пошёл по пути экшна. Самое захватывающее -не секунды посадки самолёта на Гудзон, а те моменты, когда понимаешь, чего это стоило обоим пилотам.
Когда смотришь, начинаешь понимать, что это фильм не о чуде, а о том, что страшные двести восемь секунд планирования на Гудзон вобрали в себя сорок два года упорного труда, рутинных полётов, сурового опыта военной авиации. Это фильм не о чуде - а о жизни до и после чуда. А она порой трудна и мучительна.

- В небе всё проще, - говорит второй пилот, Скайлз, обращаясь к Салли после того, как они взлетели. И тот соглашается.
Эти слова кажутся издёвкой, иронией судьбы, потому что следующие несколько минут придётся балансировать между жизнью и смертью.
И всё же для обоих пилотов жизнь в небе и впрямь проще: там нет назойливых репортёров, телешоу и бесконечных чествований, от которых скромный Салли теряется. На главного героя обрушиваются тонны благодарностей, его обнимают незнакомые люди, узнают в барах и называют коктейли в его честь. В этом гуле восторгов и вопросов нет ни времени, ни места, чтобы как-то оправиться и пережить случившееся. Оставшись в одиночестве, Салли застывает у окна шикарной гостиницы перед панорамами спокойного переливающегося огнями Нью-Йорка; и тут вновь настигают призраки прошлого: снова дымящийся лайнер страшно гудит и разрывается над городом. Словно наяву.
И не только отзвуки непережитой опасности терзают Салли: для страховых компаний он
не герой, а нерадивый пилот, угробивший дорогущий кусок железа. И начинаются унизительные расследования, где Салли обвиняют в том, что он утопил самолёт, хотя мог, якобы, вернуться в любой из трёх аэропортов поблизости. И, несмотря на профессионализм, с Салли происходит то, что случается порой с очень хорошими, совестливыми людьми - он начинает сомневаться в том, что принял единственно возможное решение. И теперь страшится: вдруг действительно по его вине подверглись опасности 155 человек?

Прекрасно написал Михаил Трофименков в своей рецензии на сайте «Коммерсанта»:

«Слушания не стали бы худшим из его кошмаров - ему ли с его 40-летним пилотским стажем бояться этих бюрократов,- если бы не одно "но". Салли усомнился в том, что не ошибся, оттого и страдает. Том Хэнкс удивительно играет это страдание: минимум внешней выразительности при осязаемом внутреннем напряжении. Высший комплимент, который можно сделать звезде, он заслужил: никогда не думаешь о Салли как о персонаже Хэнкса. Салли - это Салли, и точка.
Сомневаться в себе у него есть основания. Авария моделировалась не раз и не десять, на компьютерах и симуляторах. Выводы однозначны: Салли ошибся, он, безусловно, спас бы не только людей, но и самолет, дотяни он до аэродрома.
Вот он - главный конфликт фильма: между несовершенным человеком и совершенными машинами. Для Иствуда он носит не только философский, но и профессиональный характер: он за человеческое кино, вытесняемое кино компьютерным. Парадокс в том, что Салли докажет свою правоту исходя именно из несовершенства человека, оказавшегося решающим для спасения 155 жизней.
Незыблемый закон Голливуда: герой, выдержавший испытание и убедившей мир в своей правоте, обязан быть обласкан теми, кто усомнился в нем. Салли не вознагражден ни аплодисментами, ни криками "ура", ни покаянием инквизиторов. Абсолютное воплощение принципа "победитель не получает ничего" - суровой максимы Хемингуэя, во многом определившей философию великого американского искусства, едва ли не последним рыцарем которого остается Клинт Иствуд».

От себя добавлю, что в фильме чувствуется огромная теплота, человечность, и бесконечное уважение к тем людям, которые преданы своему делу. Зря наши прокатчики окрестили его «Чудом на Гудзоне», проигнорировав настоящее название. Хотя созданию фильма послужил определённый поступок, это лента в первую очередь о живом человеке - о Салли.

image Click to view



























фильм, кино, восторг, талантливые люди

Previous post Next post
Up