Неделю назад я
делилась работами польского сюрреалиста Томаша Алена Копера и пообещала сделать ещё один пост про него. Вчера наконец выкроила время и дописала.
На этот раз в обещанной подборке только те картины, в которых любовь - много, очень много, через край.
Когда искала информацию о нём, где-то прочитала, что Томаш специально не даёт картинам названия и истолкования, чтобы люди сами могли интерпретировать их как захотят. Ну что ж, я так и поступлю.
Меня потрясает, что можно настолько выразительно показать это чувство.
Он как будто продирается сквозь все слои, напластования и стереотипы к самому эпицентру, где всё живое, горящее и трепещущее. И картины все наэлектризованы, так, что даже не по себе и пряный холодок по коже. Так много завороженности, пристального внимания и жизненной мощи во взглядах, обращённых друг к другу лицах, объятиях. Ощущение, что становишься свидетелем той магии, о которой только читал и слышал, но считал нереалистичной.
И всё же я верю, что такое волшебство - всё-таки иногда происходит в нашей обычной, земной реальности.
И хотя осознаю, что Томаш отображает какие-то пиковые переживания, захлёстывающие с головой, которые отступают потом, давая место спокойствию и рассудку, всё равно думается, что именно такое чувство стоит искать, хранить, взращивать. Что именно такое чувство должно становиться крепчайшей нитью, которая может выдерживать испытания обыденностью и скукой. И дальше ей приходят на помощь другие связующие нити: уважение, доброта, чуткость, забота, вера, терпение… Но не вместо такого чувства, а вместе с ним.
Кстати, его работы прочно ассоциируются у меня с любимыми строками из «Баллады о любви»:
«Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить
Любой ценой, и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.