По ту сторону творчества

Jan 29, 2015 16:04

Прочитала поддерживающую статью на Adme, которая сподвигла меня написать свой пост.

Когда читаешь хорошо написанную книгу и каждая её страница находит в тебе живой отклик; когда замираешь перед картинами Ортега, которые манят и укутывают в спокойное утро с розоватыми облаками и парусниками на горизонте; когда на одном дыхании смотришь фильм о чём-то настоящем, непринужденно хохочешь и плачешь - в такие моменты не думаешь о том, сколько сил, сомнений, преодолений было во всё это вложено.
Да, можно иногда увидеть черновики работ, заметки, старые, забрызганные краской кисточки, этюды, наброски - вроде бы это и есть творческая кухня, которая остаётся за кадром. И ведь даже это - только кусочек айсберга. А сам айсберг - когда происходит столкновение: ты делаешь что-то, потому что не можешь не творить и при этом не можешь позволить сделать это плохо и коряво (привет, засевший в мозгах перфекционист!). Сам айсберг - это сомнения, прокрастинация, разочарование в себе, вдруг пойманное вдохновение, эйфория, волшебное ощущение самореализации, уверенность, полнота жизненных сил; потом вдруг стагнация, разочарование, страх, преодоление, поиски в потёмках, наудачу, наугад; снова свет, снова вера в себя, удовлетворение от проделанной работы… И так бесконечно.



Возможно, есть такие гении, которым всё даётся легко, но что-то мне подсказывает, что это  скорее исключение, нежели правило.
Удивительно, что я ну ооочень долгое время  была уверена, что лёгкость в творчестве - это один из вернейших показателей таланта и способностей. Откуда это пришло? И разве это уж так логично? В детстве многие вещи удавалось делать на волне вдохновения - действительно, в таком возрасте меньше рефлексии, меньше оценочного и придирчивого отношения к тому, что получается. И так энергия, которая сейчас может уходить на переживания о том, насколько ты клёвый, вся она целиком и полностью подпитывала бурную деятельность по созданию очередного шедевра.
Когда в более взрослом состоянии я начала спотыкаться о собственные оценки и сомнения - это непривычное состояние приводило к тому, что я задумывалась: «Если тяжело, то разве это моё? Разве это не знак, что не нужно всё это продолжать, если тяжело?».



В детстве я научилась трудиться, научилась отдаваться процессу, добросовестно вкладываться, получать от всего этого ощущение реализованности. Но я совсем не умела прислушиваться к тому, что означает та или иная сложность - это неизбежный и важный этап или сигнал к отступление?
Мне казалось, что те книги, которые я прочитывала залпом - казалось, что и создавались они так же мгновенно - легко, в потоке вдохновения, когда через тебя словно проходит гул слов - неизбежный, настоящий, искренний, идеальный. Древние греки почему-то приписывали такие состояния действию муз. Вообще правда, когда «трезвеешь» и видишь результат, иногда странно - неужели и это тоже ты?
Хорошо, что с некоторыми авторами можно пообщаться вживую. И они могут рассказать о том, что остаётся за кадром. Я помню, как в один из летних вечеров делилась с Марией Сергеевной впечатлениями о её книге (кажется, это была одна из книг трилогии «Побережье памяти»):
- … ещё у меня возникло ощущение, что все слова приходили сразу, так легко читалось! И всё откликалось, как будто это самые верные слова и сказать лучше просто невозможно.
- На самом деле я некоторые куски по много раз переписывала, иногда ничего не складывалось.
- Да?! Это правда? - не верю я вдруг.- И с другими книгами бывает так же?
- Да, писать бывает очень трудно, получается коряво. Переписываешь, переделываешь, ищешь верные слова.

Смешно, но тогда этот разговор был для меня открытием Америки.

Я перестала отождествлять лёгкость и талант. Я учусь воспринимать преграды как необходимый этап развития, как вызов и стараюсь не трактовать их не в свою пользу.
Я до сих пор не чувствую уверенности в том, что писать - это моё; я просто решила, что не буду принимать глобальных решений. Что не буду обесценивать или излишне превозносить. Если не могу без этого обойтись, то значит, это важно и нужно. Это же очевидно, Ватсон!

И вот ведь удивительно: когда пару дней назад я снова открыла свой дневник об Испании, чтобы перечитать одну из глав - как же обрадовалась, что сделала это, написала его! Десять важных дней моей жизни. Он мне и нравится, и одновременно бесит, я считаю, что его нужно бесконечно шлифовать и править, меня раздражает его неидеальность. И в то же время - я так благодарна самой себе, что половину февраля и марта забивала на учёбу и писала этот дневник, что я делала это и когда мне хотелось, и когда всё из рук валилось.
А в эти дни (слава Богу, каникулы) пишу дневник по Грузии - кошмар, это ещё хуже. Он вообще ужасный, как хулиганский ребёнок, к которому трудно найти подход, но ты его любишь, и хочешь заботиться и растить. Я чувствую себя такой беспомощной в хаосе слов и мыслей. Вчера пришла в гости к друзьям на три часа позже, чем планировала. Потому что дописывала одну несчастную страницу! Но после нескольких часов упрямого вылепливания из слов очередного кусочка главы я чувствовала себя очень усталой и всё же счастливой.

Когда я так поступаю, то даже меньше боюсь смерти, потому что пусть и маленький, но уже есть след на земле.

А теперь, собственно, пост из Adme. Спасибо вам, ребята, за такие записи)

25 писательских советов про работу с текстами

Порой, когда мы работаем слишком долго и напряженно, нам кажется, что при всех стараниях получается далеко не все и далеко не так, как хотелось бы.
Значит пришло время притормозить ненадолго, поднять голову и спросить совета у более старших и опытных товарищей. Они обронят крупицу мудрости, мы подумаем над ней, разложим ее в своей голове и станем работать лучше и более удовлетворительно для себя.
Онлайн-издание 99% собрало 25 высказываний известных и признанных писателей относительно работы над текстами, а AdMe.ru перевели их в надежде, что они окажут свое терапевтическое воздействие.

Когда Джордж Плимптон спросил Эрнеста Хемингуэя, что было бы лучшей практикой для писателя, Хем ответил: «Допустим, первое, что он должен сделать - это пойти и повеситься, потому что он понял, что писать хорошо - невероятно трудно. Затем он должен безжалостно перерезать веревку и заставить себя писать до конца своих дней так хорошо, как он только может. Так, по крайней мере, у него будет история, начинающаяся с виселицы».
Сегодня умение хорошо писать более важно, чем когда-либо. Теперь написание текстов далеко от того удела избранных, каким оно было во времена Хемингуэя. Мы все занимаемся этим каждый день - в письмах, блогах и в социальных сетях. Тексты имеют первостепенную важность в коммуникации и описании наших идей. Программист и инвестор Пол Грэм, бывший еще и эссеистом, сказал: «Тексты не просто передают идеи, они генерируют их. Если вы плохо пишете и не любите этого делать, вы пропускаете большую часть своих идей».
Так что же мы должны делать, чтобы научиться писать лучше, но обойтись без предварительного повешения? В этом материале вы найдете 25 мыслей на эту тему от исключительных авторов. Несмотря на то, что все они по сути - о мастерстве написания книг, большинство этих советов помогут в любом креативном процессе. Просто замените мысленно слово «писать» на то, чем вы занимаетесь.

1. О том, чтобы просто сидеть и делать это:
«Не нужно планировать - нужно просто писать. Все дело только в том, чтобы писать, а не мечтать об этом. Только так мы развиваем свой собственный стиль»
Филлис Дороти Джеймс, британская писательница, «современная Агата Кристи»

2. О том, чтобы начать раньше, чем вы будете готовы:
«Чем больше мы ходим вокруг да около, пока не „станем готовы“, тем больше времени и возможностей мы забираем у самих себя. Наше внутреннее Сопротивление любит, когда мы медлим, когда мы излишне готовимся. Ответ: броситься вперед».
Стивен Прессфилд, американский сценарист и писатель

3. О том, чтобы найти свой режим:
«Выясните, в какое время дня вам лучше всего пишется, и пишите. Не позволяйте вторгаться в это время чему бы то ни было еще. И потом вас не будет волновать, что в вашей кухне бардак.
Эстер Фройд, британская писательница

4. Об отключении от сети:
«Работайте на компьютере, который не подключен к интернету».
Зэди Смит, английская писательница

5. О том, чтобы найти тему:
«Найдите тему, которая волнует вас и, как вам подсказывает сердце, должна волновать других. Подлинные эмоции и чувства, а не игра со словами, должны быть наиболее захватывающим и привлекательным элементом вашего стиля. Я не призываю вас писать роман, конечно, но я не стану жалеть, если вы напишете что-то, обусловленное чем-то, что действительно вас волнует. Петицию к мэру по поводу выбоины напротив вашего дома или любовное письмо к девушке, живущей по соседству, например».
Курт Воннегут, всемирно известный американский писатель

6. О том, что надо держать в порядке мысли:
«Найдите организационную схему для ваших заметок и материалов и поддерживайте этот порядок (если вы расшифровываете аудиозаписи или заметки, не позволяйте себе откладывать расшифровку на потом), будьте верны своей схеме. Не думайте о том, что у кого-то есть лучшая. В определенный момент кто-то выпустит программу, которая будет выглядеть как идеальное решение всех ваших проблем. Не бросайтесь тут же ее пробовать, какой бы она ни была, подождите, 1) пока кто-то из тех, чьи методы работы похожи на ваши, не одобрит ее; 2) пока вы не убедитесь, что можете внедрить ее быстро и просто. Переделка организационных схем невероятно соблазнительна, но убивает огромное количество времени».
Мэрин Маккенна, журналист и публицист

7. О важности плана текста:
«Отшлифуйте ваш план, а затем вцепитесь в него как в спасательный трос. Подгоняйте его по мере работы, но не пытайтесь просто писать как бог на душу положит: думайте о правильной структуре и пишите по ней. Ваш план проведет вас через те моменты, когда вы даже представить себе не можете, что когда-нибудь закончите этот проклятый текст. План позволит вам увидеть текст как последовательность управляемых наборов по 1000 слов каждый».
Билл Уосик, старший редактор журнала Wired

8. О черновике.
«Напишите черновик так быстро, как это только возможно. Трудно увидеть форму чего бы то ни было, пока у вас нет чернового варианта. Без преувеличения, когда я написал последнюю страницу черновика моей «Меланхолии Линкольна», я подумал «Вот дерьмо, теперь я знаю, как он будет выглядеть». Но я потерял годы, буквально годы, пока я пытался писать и переписывать первую часть без черновика. Старое правило гласит: «Имейте смелость писать плохо».
Джошуа Волф Шенк, эссеист, пишет для Time, The New Yorker, The New York Times

9. О дисциплине:
«Воспринимайте написание текстов как работу. Будьте дисциплинированы. У множества писателей на этой почве случается обсессивно-компульсивное расстройство. Широко известно, что Грэм Грин ежедневно писал 500 слов в день. Джин Плейди управлялась с 5000 до ланча, а затем проводила вторую половину дня за ответами на послания поклонников. Мой минимум - 1000 слов в день. Порой это очень просто, а порой я, честно говоря, сижу как кусок дерьма. Но заставляю себя сидеть за столом до тех пор, пока не напишу своей нормы, потому что знаю, что так я потихоньку создаю свою книгу. Эти 1000 слов с легкостью могут оказаться мусором - часто так и получается - но потом всегда легко вернуться к уже написанным словам-мусору и исправить их на хорошие».
Сара Уотерс, британская писательница

10. О готовности писать плохо:
«Будьте готовы писать действительно плохо. Вам не станет от этого больно. Я думаю, что страх писать плохо происходит от мысле вроде «Эта гадость выходит из меня...» Забудьте! Пусть оно вытечет из вас, и хорошие тексты последуют за плохими. Для меня плохое начало - это просто фундамент. Вы должны дать себе разрешение делать именно так, потому что вы не можете ожидать от себя, что вы будете писать постоянно и всегда хорошо. Но люди обзаводятся привычкой ждать нужного момент, и вот откуда, как мне кажется, появляется писательский блок. Пусть будет так: «Не получается. Что ж, может быть хорошо писать и не получается, но пусть получится немного плохо...» Когда я писала «The Keep», текст был настолько ужасным. Он был божественно ужасным. Рабочим названием чернового варианта было «Плохой рассказ».
Дженнифер Иган, американская писательница, лауреат Пулитцера 2011

11. О страхе:
«Не бойтесь. Это невозможно, но пусть маленькие страхи заставляют вас переписывать и загораживают дорогу большим. До тех пор, пока и большие не проявятся. А затем используйте их, может быть даже напишите их. Если страха будет слишком много, вы замрете в молчании».
Алисон Луиз Кеннеди, шотландская писательница

12. О том, что не нужно оглядываться назад:
«Не оглядывайтесь до тех пор, пока вы не напишете весь черновик. Просто начинайте каждый день с последнего предложения, которое вы написали накануне. Это не допускает появления того отвратительного чувства досады, и означает, что вы получите существенный каркас, прежде чем спуститесь с небес на землю, к настоящей работе, в которой и заключается все... Редактирование».
Уилл Селф, английский писатель и журналист

13. О том, как развить свое умение концентрироваться:
«Великий писатель-мистик Реймонд Чандлер как-то признался в частной переписке, что даже если он ничего не пишет, он все равно сидит за столом каждый день и концентрируется. Я понимаю стремление, которое стоит за этим. Таким способом Чандлер работал над физической выносливостью, которая так необходима профессиональному писателю, и над силой воли. Подобные ежедневные тренировки были жизненно важны для него».
Харуки Мураками, всемирно известный японский писатель

14. О силе нескольких проектов:
«Пусть у вас всегда будет больше одной идеи в любой отдельно взятый момент времени. Если есть выбор между писательством и ничегонеделанием, я, конечно же, выберу последнее. А если у меня есть выбор между идеями для двух книг, я выберу одну из них. И поэтому у меня всегда есть чувство, что я от чего-то сбегаю».
Джефф Даер, британский писатель и журналист

15. Об окружении:
«Не общайтесь с негативными людьми и с тем, кто не поддерживает вашу деятельность. Дружите с писателями - у вас будет сообщество. Будем надеяться, что ваше сообщество друзей-писателей будет хорошим, и они дадут вам хорошие отзывы и критику. Но в действительности, лучший способ быть писателем - это быть писателем».
Огастен Бёрроус, американский писатель

16. Об отзывах:
«Когда люди говорят вам, что что-то тут не так или не срабатывает на них, они почти всегда правы. Когда они говорят тебе, что точно тут не так, и как это исправить, они почти всегда ошибаются».
Нил Гейман, всемирно известный британский писатель

17. О втором читателе:
«Вы никогда не прочитаете свою собственную книгу с тем невинным ожиданием, которое приходит с первой восхитительной страницей новой книги, потому что вы ее, собственно, и написали. Вы были за кулисами. Вы видели, как кроликов запихивали в шляпу. Так что попросите читающего друга или двух взглянуть на книгу, прежде чем давать ее кому бы то ни было из издательского бизнеса. Этот друг не должен быть тем человеком, с кем у вас романтические отношения. По крайней мере до тех пор, пока вы не захотите, чтобы он вас бросил».
Маргарет Этвуд, канадская писательница

18. О славе и успехе других:
«Старайтесь думать об удаче других как о своем собственном ободрении».
Ричард Форд, американский писатель, лауреат Пулитцера

19. О том, когда остановиться:
«Заканчивайте писать тогда, когда вы все еще хотите продолжать».
Хелен Данмор, британская детская писательница и поэт

20. О тупике:
«Если вы зашли в тупик, отойдите от стола. Пройдитесь, примите ванну, поспите, испеките пирог, порисуйте, послушайте музыку, помедитируйте, сделайте зарядку. Что бы вы ни делали, не сидите там, хмурясь над проблемой. Но не звоните никому и не отправляйтесь на вечеринку. Если вы это сделаете, слова других людей заполнят то место, где должны быть ваши заблудившиеся слова. Откройте для них проход, создайте место. Будьте терпеливы».
Хилари Мантел, британская писательница и критик, лауреат «Мужского Букера»

21. О вещах, которые выходят из-под контроля:
«В процессе работа очень быстро дичает. Она очень быстро приходит в дикое состояние... это лев, набирающий силу. Вы должны ежедневно наносить ему визиты и каждый раз заново подтверждать свое преводсходство над ним. Если вы пропустите день, вы справедливо будете бояться открывать дверь в его вольер. Смело войдите туда и крикните «Симба!»
Энни Диллард, американская писательница, лауреат Пулитцера

22. О том, как писать, когда не прет:
«Пишите даже тогда, когда мир погружен в хаос. Вам не нужны сигареты, тишина, музыка, удобное кресло или внутренний покой, чтобы писать. Все, что вам нужно, это 10 минут и любое писательское орудие труда».
Кори Доктороу, канадский журналист, блогер и писатель

23. О том, чтобы выкладываться по максимуму:
«Я верю в то, что хорошему писателю на самом деле не нужно говорить ничего, кроме как продолжать в том же духе. Просто подумайте о задаче, которую вы перед собой поставили, и выполните ее так хорошо, как только можете. Если вы действительно сделали все, что могли, тогда покажите это людям. Но я понял, что это почти не касается молодых. Они пишут черновой вариант и хотят, чтобы кто-нибудь закончил его за них при помощи хорошего совета. Так что я сделаю хитрый ход. Я говорю: Продолжайте в том же духе. Я вырос, осознав, что нет никого, кто мог бы дать мне любой совет, и вы просто делайте все возможное, и даже если не особо помогает, однажды все получится».
Чинуа Ачебе, нигерийский поэт и писатель

24. О настойчивости:
«Я силой заставляла себя начинать писать, когда была абсолютно измучена, когда я чувствовала, что моя душа так же тонка, как игральная карта, когда ничего не казалость мне стоящим моего терпения еще на пять минут... и иногда моя писательская активность меняла все. Ну или так казалось».
Джойс Кэрол Оутс, американская писательница, автор 50 романов, трижды номинант на Пулитцера

25. О том, почему все эти советы бесполезны:
«Единственный способ писать книгу - это действительно писать книгу. Ручка - это хорошо, набирать текст на компьютере - тоже. Продолжайте выкладывать слова на страницу».
Энн Энрайт, ирландская писательница, лауреат Букера

Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/25-pisatelskih-sovetov-pro-rabotu-s-tekstami-343955/ © AdMe.ru

честность, поиски смысла, писательство, талантливые люди, творчество

Previous post Next post
Up