Это тот случай, когда фильм тем лучше, чем больше его ругают критики.
И «парад клише», и «праздник банальностей», «претензия на искренность» - какие только звучные словосочетания не подберут критиканы, чтоб излить раздражение. Может, потому что суп за обедом был невкусный. Или на работе начальник наехал.
Я прочитала один из ругательных отзывов, приняв его по ошибке за описание сюжета (да-да, обожаю спойлерство!) и удивилась, с чего взялась такая агрессия. «Ладно, посмотрю, узнаю хоть, какие банальности имел в виду автор» - подумала я.
Меня сразу затянуло.
Столько красивых моментов - природа, архитектура Лондона и Парижа, мода довоенных лет. Динамично развивающееся действие, огромное количество персонажей, но большинство из них - просто пена дней, бабочки-однодневки, и внимание концентрируется только вокруг этих троих - Гильды, Гая, Мии.
Они меня восхитили. От Гильды просто невозможно было оторвать взгляд, она магнетическая и завораживающая, такая уверенная в себе и сильная духом. И сильно меняется на протяжении 7-8-ми лет, показанных в фильме.
Её лучшая подруга, самодостаточная, спокойная Миа оказывается доброй и самоотверженной, и вызывает у меня много сочувствия. Очень хочется, чтобы кто-то оберегал её, но увы...
Гай - он половину фильма раздражал меня из-за своей нерешительности, но его деликатность, ум, верность собственным убеждениям и душевная устойчивость вызывали у меня уважение.
Завораживает, как ненавязчиво и очевидно проявляется ценность дружбы и неравнодушия в этой круговерти богемной жизни, развратности и пустословия. Мне кажется важным, что герои так сильно влияют друг на друга, меняются, становятся более осознанными.
Кто-то понимает, что невозможно жить в своём закрытом мире, полном веселья и беззаботности, насыщая каждую минуту наслаждениями и роскошью. Пытаться ощутить полноту жизни и избежать пугающей временами действительности и боли. Кто-то понимает, что помимо долга и самоотверженной борьбы с фашизмом есть дружба, которую нельзя сбросить с чаши весов даже ради возвышенных целей.
***
Когда я читаю отрывок из письма Гильды, мне кажется очень близким и понятным её восприятие жизни. Возможно, поэтому вся эта история так цепляет.
"Я пытаюсь разобраться, кем я была и кем стала. Я всегда верила в то,что больше всего мы обязаны заботиться о себе и наслаждаться полнотой жизни.
Но вместе с тем, меня преследовало убеждение, что все в нашей жизни предначертано.
Никто не знает когда и что его ждет,
И лишь время неумолимо уходит.
Все эти годы я в панике бежала вперед
Оглядываясь назад, я вижу, что не обрела ничего достойного, кроме нашей дружбы. Дружбы с тобой и Мией.
И вот наступил день, когда я проснулась и поняла, что потеряла людей, которых любила больше всех на свете.
Только тогда я начала осознавать, что мы не можем жить отдельно от мира, который нас окружает,
А нежелание сопротивляться судьбе - не фатализм, но лишь признание собственной слабости..."
P.S. Я ещё вспомнила, как лет десять назад, когда была ещё довольно мелкой, смотрела глянцевый журнал и впервые увидела Шарлиз Терон. До сих пор помню своё первое впечатление - она мне показалась невероятно красивой. Но так вот получилось, что первый фильм с ней я посмотрела только сейчас.