Иосиф Бродский. Нобелевская речь

Mar 05, 2013 14:16

 Недавно к зачёту по риторике делала анализ Нобелевской речи Бродского (огромное спасибо за совет Марине o_maryana).
   Ух, это было интересно и сложно. Самой сложной задачей было относиться к этой речи сдержанно и беспристрастно. Помню, что анализировала её по кусочкам, чтобы меня не накрывало волной переживаний и эмоций.
   Зато теперь я могу расслабиться, вовсю быть пристрастной и выкладывать любимые цитаты из этой речи, поражаясь и самим мыслям, и тому, как ярко и эмоционально это было сказано.


                                            Иосиф Бродский
                                        Нобелевская лекция

II

Если  искусство чему-то  и  учит (и художника - в  первую голову),  то именно частности человеческого существования. Будучи  наиболее древней - и наиболее  буквальной - формой частного предпринимательства,  оно вольно или невольно   поощряет  в   человеке  именно  его   ощущение  индивидуальности, уникальности,  отдельности  - превращая  его из  общественного животного  в личность.

[…] Произведения искусства, литературы в  особенности и  стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в  прямые, без посредников,  отношения. За это-то и недолюбливают  искусство  вообще,  литературу  в  особенности  и  поэзию   в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи  исторической необходимости. Ибо там, где  прошло искусство, где  прочитано стихотворение, они обнаруживают на месте ожидаемого  согласия  и единодушия - равнодушие и разноголосие,  на месте решимости к  действию  - невнимание и брезгливость. Иными словами,  в нолики,  которыми ревнители общего блага и повелители масс норовят  оперировать, искуство  вписывает "точку-точку-запятую  с  минусом", превращая каждый нолик  в  пусть не всегда  привлекательную, но человеческую рожицу.
…Независимо от того, является человек  писателем или читателем, задача его  состоит в том,  чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. […]Было бы досадно израсходовать этот  единственный шанс на  повторение чужой  внешности,  чужого  опыта,  на тавтологию...

Язык  и,  думается,  литература  -  вещи  более  древние,  неизбежные, долговечные, чем  любая форма общественной организации. Негодование,  ирония или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу, реакция постоянного, лучше сказать - бесконечного, по отношению к временному,  ограниченному.  По крайней мере, до  тех пор  пока  государство позволяет  себе  вмешиваться  в  дела  литературы,  литература  имеет  право вмешиваться  в дела государства.  Политическая  система, форма общественного устройства,  как  всякая  система  вообще,   есть,  по  определению,   форма прошедшего  времени,  пытающаяся  навязать  себя  настоящему  (а  зачастую и будущему), и человек, чья профессия язык, -  последний, кто может позволить себе позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является  не только возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько возможность  оказаться  загипнотизированным его,  государства, монструозными или  претерпевающими   изменения  к  лучшему  -  но  всегда  временными  - очертаниями.
     …Искуство вообще и литература в  частности тем и замечательно,  тем  и  отличается от жизни,  что всегда бежит  повторения. В обыденной  жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества.  В искусстве подобная форма поведения именуется  "клише".  Искусство  есть  орудие  безоткатное,  и  развитие  его определяется не индивидуальностью  художника, но динамикой и логикой  самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое  эстетическое решение.  Обладающее  собственной генеалогией,  динамикой, логикой и  будущим, искусство не синонимично, но, в лучшем  случае, параллельно  истории,  и способом его существования является создание  всякий раз новой  эстетической  реальности. Вот почему  оно  часто оказывается  "впереди  прогресса",  впереди  истории,  основным инструментом которой является - не уточнить ли нам Маркса? - именно клише.
     На  сегодняшний  день  чрезвычайно  распространено  утверждение,  будто писатель, поэт  в  особенности,  должен  пользоваться в  своих произведениях языком  улицы,  языком толпы. При всей  своей кажущейся  демократичности и и осязаемых  практических  выгодах  для  писателя,  утверждение  это вздорно и представляет собой попытку подчинить  искусство, в данном случае литературу, истории. Только если  мы решили,  что "сапиенсу" пора остановиться  в своем развитии, литературе следует говорить  на языке народа. В  противном  случае народу  следует  говорить  на  языке литературы.
     […]Эстетический  выбор  всегда индивидуален, и эстетическое переживание - всегда переживание  частное.  Всякая  новая  эстетическая реальность  делает человека, ее  переживаюшего,  лицом  еще  более  частным,  и частность  эта, обретающая порою  форму  литературного (или  какого-либо другого) вкуса, уже сама по себе может оказаться если не гарантией, то  хотя бы формой защиты от порабощения. Ибо  человек  со  вкусом,  в  частности   литературным,  менее восприимчив к повторам и ритмическим заклинаниям, свойственным  любой  форме политической демагогии.  Дело не столько в  том, что добродетель не является гарантией  шедевра, сколько  в  том, что зло, особенно  политическое, всегда плохой  стилист.  Чем  богаче эстетический опыт  индивидуума, чем тверже его вкус,  тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее - хотя, возможно, и не счастливее.
     Именно  в  этом, скорее прикладном,  чем  платоническом  смысле следует понимать замечание Достоевского, что "красота спасет мир", или  высказывание Мэтью  Арнольда,  что  "нас спасет  поэзия". Мир,  вероятно,  спасти уже  не удастся, но отдельного человека всегда можно.
     …Я далек от идеи поголовного обучения стихосложению и композиции; тем не менее, подразделение людей на интеллигенцию и всех  остальных представляется мне  неприемлемым.   В  нравственном  отношении  подразделение  это  подобно подразделению  общества на  богатых  и  нищих;  но,  если для  существования социального неравенства еще мыслимы какие-то чисто физические,  материальные
обоснования, для неравенства интеллектуального они немыслимы. В чем-чем, а в этом  смысле  равенство  нам  гарантировано от  природы.  Речь  идет  не  об образовании, а об образовании речи,  малейшая приближенность которой чревата вторжением  в  жизнь  человека  ложного  выбора.  Существование   литературы подразумевает существование на уровне литературы - и не только нравственно, но  и  лексически.
…Роман  или стихотворение  -  не монолог,  но  разговор писателя с  читателем -  разговор, повторяю,  крайне частный,    исключающий   всех   остальных,   если    угодно    -   обоюдно мизантропический.  И в момент этого разговора писатель равен  читателю, как, впрочем, и наоборот,  независимо  от того,  великий  он  писатель  или  нет. Равенство это-- равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в  виде  памяти,  смутной  или отчетливой,  и  рано  или поздно,  кстати или
некстати, определяет поведение индивидуума. Именно это я имею в виду, говоря о роли исполнителя, тем более естественной, что роман или стихотворение есть продукт взаимного одиночества писателя и читателя.

[…]книга является средством перемещения  в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы. Перемещение  это, в  свою  очередь, как всякое  перемещение, оборачивается бегством от  общего знаменателя, от попытки  навязать знаменателя этого черту, не  поднимавшуюся ранее  выше  пояса,  нашему  сердцу,  нашему сознанию,  нашему  воображению. Бегство  это -  бегство  в  сторону  необщего  выражения  лица,  в  сторону числителя, в сторону личности, в  сторону частности. По  чьему  бы  образу и подобию  мы  не  были созданы, нас уже  пять миллиардов, и другого будущего, кроме очерченного искусством,  у человека нет.  В противоположном случае нас ожидает  прошлое  -  прежде  всего,  политическое, со  всеми  его массовыми полицейскими прелестями.
     Во всяком случае положение, при котором искусство вообще и литература в частности является достоянием (прерогативой) меньшинства, представляется мне нездоровым и угрожающим. Я не призываю к замене  государства библиотекой - хотя  мысль  эта неоднократно  меня посещала  - но  я не  сомневаюсь,  что, выбирай  мы наших  властителей на  основании  их  читательского опыта,  а не основании  их политических программ,  на  земле  было бы  меньше  горя.  Мне думается, что потенциального властителя наших судеб  следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как  он относится к  Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Хотя бы уже по одному  тому, что насущным хлебом литературы  является  именно  человеческое разнообразие   и   безобразие,   она,   литература,   оказывается   надежным противоядием от  каких бы  то  ни  было -  известных и  будущих - попыток тотального, массового подхода к решению проблем человеческого существования. Как  система  нравственного,  по  крайней  мере, страхования, она куда более эффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина.
     Потому что не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный  кодекс  не  предусматривает  наказаний   за  преступления  против литературы.

…русская  трагедия - это  именно  трагедия  общества, литература  в  котором оказалась прерогативой меньшинства: знаменитой русской интеллигенции.

…Скажу только, что - не по опыту, увы, а только теоретически - я полагаю, что для
человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе  подобного во имя  какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И  я  говорю  именно  о  чтении  Диккенса,  Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака,  Мелвилла  и т.д.,  т.е.  литературы,  а  не о  грамотности, не об образовании.   Грамотный-то, образованный-то  человек  вполне  может, тот или иной политический  трактат прочтя, убить себе подобного  и даже испытать при этом  восторг  убеждения.  Ленин был грамотен, Сталин  был  грамотен, Гитлер тоже; Мао Цзэдун,  так тот даже стихи писал; список их  жертв, тем не менее, далеко превышает список ими прочитанного.

прочитанное, восторг, талантливые люди, цитаты

Previous post Next post
Up