Тангейзер

Mar 16, 2015 11:41

Сложно мне дался этот пост. Так всегда с Кулябиным - там надо пересматривать, думать, думать, думать, задавать себе вопросы, пытаясь все уложить в голове...

Вот так вот идешь в оперу в свой выходной, настраиваешься на искусство, а оказывается, что тебе дорога в ад и вообще театр - гнездо разврата:) Извините, вырвалось, ибо вся эта история набила уже оскомину свой глупостью. Итак, мой очередной развратный пост!

В этом посте я не буду говорить про контекст, потому что кто следит за этим, тот и так все знает. Да и Тимофея Кулябина я всегда ценила за умение подняться над пошлостью и обыденностью, задавать более вечные вопросы, расширять простые истории до вселенского масштаба. И думаю, что режессер вряд ли бы хотел, чтобы при словах "Тангейзер" возникало что-то, кроме, собственно, самой оперы. Плюс, билеты мы все-таки покупали еще тогда, когда о этой опере еще не знала половина страны и она не стала скандальной.




И вы знаете, оценивать оперу как оперу, а не элемент социальной жизни, то есть объективно, оказалось несложно. Просто потому, чтол как только я зашла в зал, я забыла про все - про пикеты, оскорбления на входе и тп, потому что все происходящее натурально завораживало. Великолепная музыка Вагнера, голоса мирового уровня, Айнарс Рубикис, про которого мне много говорили, но на которого я вечно не попадала, немецкий язык (моя странная любовь к нему необъяснима), отличная работа осветителя и декорации создавали красивую картинку, конечно же, фирменный кулябинский почерк!.. Ребята, я в восторге, правда.

А теперь признаюсь честно: я точно не искушенный оперный зритель, поскольку только недавно начала осознанно бывать на таких постановках. Восприятие сложнее, чем в театре, ведь надо смотреть на субтитры, чтобы понимать смысл происходящего, следить за тем, что на сцене и еще не забывать о том, что оперу СЛУШАЮТ. И я не эксперт, но "Тангейзер" лишний раз демонстрирует нам, что такой вид искусства как опера МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСЕН. За этим действием действительно интересно наблюдать: четыре с половиной часа -  как один миг.

Кстати, это к вопросу об осовременивании, которое я буду защищать до последнего. Использование приема переноса действия в современность - это не попытка во что бы то ни стало эпатировать публику, а найти современные смыслы, вычленить в классическом тексте то, что актуально для нас сегодняшних. Ну серьезно, кому интересна средневековая легенда о рыцаре Тангейзере, который, по сюжету, сначала предавался плотским утехам, а потом рассказал об этой стороне любви, и его сделали изгоем? Вряд ли сейчас от нас отвернутся семья, друзья и коллеги, если ты будешь недостаточно "благочестив" :) И уж с мечом кинуться вряд ли (те, у кого они есть, обычно люди безобидные). Именно поэтому действие происходит не на состязании поэтов-певцов, а на кинофестивале, а сам Тангейзер не поэт, а кинорежессер, который снял фильм об Иисусе Христе. Вполне оправданный прием: в наши дни просто эротика не шокирует никого, а вот эротика с участием Христа... И достаточно правдоподобно выглядит то, что его сразу изгоняют из "приличного общества".  К тому же, вплести в современный сюжет грот Венеры, где пребывал главный герой с Венерой, по-моему, возможно только либо с помощью фильма, либо с участием наркотиков и галлюциногенного бреда персонажа! Рада, что режессер не выбрал последнее:) Единсвенное, нужно быть готовым к театральным условностям. Звучит классический текст, который не всегда сочетается с действием на сцене. Но не могу сказать, что мне это помешало.

Кстати! Очень важный момент. Когда описывают сюжет этой оперы в СМИ, то получается реально какой-то треш и содомия. Если бы я не была знакома с другими работами этого режессера, наверное, и не пошла бы. (И не потому что я верующая, на самом деле, нет, просто я не готова идти в театр или в оперу исключительно из-за скандальности постановки). Но на самом деле, там нет ничего провокационного. Знаю-знаю, один плакат убрали из постановки, но и в нем я не видела ничего дико страшного. А уж то, как по сюжету герой наказан за этот плакат.... православные должны аплодировать стоя. Все говорят про нравственность и ценности, а тут в опере подняли этот вопрос нравственности! Вот где надо было включаться в диалог! А не слать людей в ад!

Да и даже не вникая глубоко в смысл, придраться абстолютно не к чему: Иисус не совокупляется на сцене и не устраивает непотребства с участием креста:))) Голая грудь есть - да. Но девушки сидят где-то в углу и разглядеть их можно разве что с первого ряда. На "Фауста" вроде бы не катали заяву в прокуратуру.

Не знаю, для меня эта опера была очень целомудренной и вполне христианской. Тангейзер уходит из мира удовольствией в "реальную жизнь", чтобы страдать и испытывать боль - по классическому сюжету. Тангейзер-кинорежессер снимает фильм про Иисуса, который покидает мир удовольствий ради страдания и людей, "изучает вопрос", но просьба матери заставляет его представить на фестивале свою картину. Но отличие канонов от современной версии прежде всего в том, что в наши дни прощения он не получает.  А тут... он погибает, жизнь продолжается, фестиваль идет своим чередом. Show must go on... В общем, в голове куча вопросов без ответов. Там и вопрос жертвенности, и вопросы нравственности, и свободы, и творчества... И все это в красивой в точки зрения эстетики упаковке.

Новосибирск, театр, где была и что делала

Previous post Next post
Up