Каша для Ярочки

Mar 14, 2015 12:22

Ярочке завтра месяц, и я подумала как бы это событие отметить. А никак! потому что наши предки славяне отмечали 40 дней ребенка обрядом "Бабкина каша". позже на эту древнюю языческую традицию наложился обряд крещения и получился крестильный пир.
А вот что пишут об этом этнографы.



Тема детских инициаций (обрядов перехода из одного статуса, состояния - в другой, другое) исключительно сложная в связи с тем, что материал этот долго и тщательно затирался религией, т.к. несёт выраженный языческий характер. Этнографы называют чудом сохранившуюся информацию по детским инициациям.

В древности таких обрядов существовало очень много: рождение, 40-ой день, первый зуб, 1 год, с отлучением от груди, 3 года, 6-7 лет, 12-13 лет, 14-15 лет, 17-19 лет (далее - свадебный обряд прочие «взрослые» инициации). Однако же в обрядах, сохранившихся в памяти информантов, отмечают специалисты, присутствуют элементы инициаций разных категорий (например, обряд на 1 год стал включать элементы обряды на 6-7 лет и т.п.).

Основная ЦЕЛЬ, которой добивается любая инициация - это, прежде всего, фиксация перехода с одного жизненного этапа в другой и, что не менее важно, ПОМОЩЬ психике, душе и даже телу человека в более быстрой перестройке к «новой жизни».

Такой обряд, даже подготовка ребёнка к нему, быстро позволяет последствии ответить малышу на вопрос, почему у него теперь новые обязанности и права, почему на него теперь по-другому смотрят и к нему по-другому относятся, почему он теперь окружён новым коллективом и т.д., и т.п.

Что же касается обрядовых инициаций, то они направлены также и на то, чтобы, помимо человека, адаптировать и ТОНКИЙ мир (и всех его обитателей) к произошедшим изменениям, к новому человеку.

ОСОБЕННОСТИ и основные черты детских инициаций у славян.

Наиболее частые действия и черты:

- Пострижение волос. Очень распространённое действие, существовавшие в разных вариантах: полное подстригание всех волос, отстригание пряди (иногда в определённом месте головы), выстригание орнамента (крест, круг, «под горшок»).

- Смена одежды. Часто инициируемый одаривался новой рубахой (старая при этом отправлялась в «тот» мир через огонь или воду - по реке), или другой одеждой, предметами, элементами одежды (в т.ч. с вышивкой нового вида), символизирующими вступление в новую социальную категорию. Рубаха, одежда могла оставаться и прежнего вида, но быть новой, сшитой из новина, в том числе специально сотканного для изготовления обрядовой одежды.

Новую одежду могли как дарить, одевать обрядово во время инициации, так и одевать её заранее.

- Испытания. Более характерны для детей от 3-х лет. Испытания могли быть как условные, так и реальные - не прошедший такое испытание ребёнок отстранялся от инициации на 1 год.

- Символичные подарки. Подарок - символ нового этапа жизни, часто орудие труда, оружие и пр.

- Символичные магические действия. Производились как взрослыми, так и детьми, были связаны с новым жизненным этапом, направлены на его открытие.

- Предсказания. Не столько фиксировали будущее, сколько показывали правильность выбранного для ребёнка пути, а также были «маяками» для родителей - как необходимо воспитывать младенца.

- Имя. Могло либо трансформироваться в более «взрослое» по форме (Машенька-Машута-Мария), либо изменялось совсем (например, домашнее имя, прозвище заменялось на «настоящее» имя).

- Праздничный пир. Мог устраиваться представителями всего рода, общиной как в процессе самой инициации и быть её частью, так и по окончанию основных действий. Иногда инициации проходили в очень узком семейном кругу без громких пиршеств и огласок.

КАША

(Бабкина каша, Бабина каша)

«Каша» - древнейший обряд, бытующий до наших дней (хоть и в несколько изменённом виде).

В христианский период этот обряд часто становился продолжением крестильного тайнства, т.к. крестины приходились чаще всего на 40 (41) день - собственно, день творения обряда «Каша».

Что это за необычный 40-ой день?!

Христианство православное говорит о том, что это порог, после которого женщина-роженица больше не считается «нечистой», поэтому крестили только на 40-ой день (хотя, замечу, всегда стремились покрестить как можно раньше). По всему видно, что трактовка эта довольно поздняя, наложенная на древнюю языческую традицию.

Славянское же язычество так относится к 40-ому дню: это этап, когда завершается период перехода младенца из иного мира в наш явный мир, когда (по одной из встречаемых мной трактовок) в душу малыша приходит последняя душа, когда малыш забывает прошлые жизни, становится частью этого мира.

Мы знаем, что мать-роженица (кстати, роженицей, или, как говорил раньше, «родильницей», женщину называли именно до этого момента) в первые 40 дней после родов даже на физиологическом уровне находится в другом состоянии, матка очищается и максимально сокращается именно до 40-го дня. В этот период с роженицей работала повитуха (напомню, что чаще всего повитуху приглашали помочь роженице именно после родов, а не во время их): правила внутренне органы, кости, ну и, конечно, работала и с малышом.

Есть множество свидетельств, что первые 40 дней роженица с малышом могла находиться в бане, за ней ухаживала повитуха и мамки (или только одна из женщин). В знак того, что женщина готова выйти «в мир» служил знак - вывешенное на дверь бани полотенце.

М. Забылин пишет также о том, что если женщина рожала дома, то все родня могла оставить её на 40 дней в этом доме! А также женщина могла уйти на этот период к бабке-повитухе и жить у неё.

По всему видно, что сороковой день был этапным, переходным, невероятно важным в жизни малыша.

В доме новорожденному готовят люльку.

Если отец ребёнка не участвовал непосредственно в родах (а в более близкие к нам времена чаще всего это было именно так), то, зайдя в дом, повитуха передавала младенца отцу, а тот принимал и укладывал младенца в колыбель, как бы «официально» признавая тем самым младенца своим детищем.

Итак, 40-ой переходный день «открывал» младенца миру, знакомил его с его родом, семьёй, а его род принимал нового члена семьи, общины.

Описывая крестины начала 20 века, исследователи не случайно говорят о том, что центральное место на них занимало застолье, участником которого обязательно (даже в христианские времена) была повитуха.

В роли повитухи часто выступала мать-большуха, свекровь, старшая дочь семьи и другие женщины-родственники.

В начале пиршества, ещё перед тем, как сесть за стол, проходил обряд «передачи» младенца в род. Повитуха клала ребёнка на шубу (шкуру) и передавала родной матери со словами: «Сколько на шубе волосков, столько и младенцу прожить годков!» (магия сходства). Это действо происходило, по сохранившимся описаниям, перед иконами, ну а в языческом варианте, вероятно, перед божницей с чурами (чуры - боги=предки - непосредственные начинатели рода, семьи).

Из кушаний на стол обычно подавались: яичница (семантика символа яйца обычно связывалась с зарождением новой жизни, продолжением рода), холодец, пироги, брага (позже - водка) Отметим, что из пирогов исследователи отмечают рыбный пирог для роженицы: рыба в у славян также тесно семантически связывалась с темой продления рода, с самой роженицей и вообще женщиной, а современные учёные говорят о том, что рыба в рационе женщины должна присутствовать обязательно, т.к. она нормализует её гормональный фон, благоприятствует репродуктивной функции. Брага - как и любые слабоалкогольные напитки - употреблялись исключительно по праздникам, семантически связывались с навным миром, с миром предков (как и блины, караваи). Замечу также, что абсолютно все праздники славян были связаны родом с культом предков, предки были незримыми участниками событий, праздничного стола, частью рода, помощниками и заступниками.

Ну и, конечно, обязательным угощением этого праздничного стола была так называемая «бабкина каша» - именно так её величали даже уже за крестильным столом. Подавать кашу могли в конце праздничного пира в большом горшке, покрытом полотенцем.

Почему именно каша?

Во-первых (и в-главных), каша, как и каравай, блины семантически связывалась с пищей предков, богов и с самими предками. А коль скоро всё торжество было, собственно, посвящено включению в род нового его члена, который, по верованиям славян-язычников, являлся не только продолжателем рода, но и одним из воплотившихся предков, то употребление каши становится, конечно, очень понятным.

Во-вторых, важную роль здесь играет магия сходства (переноса качеств). Каша, как и всё пиршество) является прообразом будущей жизни младенца. Поэтому:

- как много сытной каши на столе - такой же сытной, благополучной будет и жизнь младенца;

- как каша быстро растёт и увеличивается в размерах, так и младенец будет быстро расти;

- ложки с кашей подкидывали вверх, чтобы ребёнок рос быстрее;

- горшок с кашей ставили высоко на полку, заставлял отца ребёнка высоко подпрыгивать, также чтобы малыш вырос скорее;

Все эти действия, конечно, сопровождались пожеланиям крепкого здоровья и скорейшего роста ребёнка.

Мне встречался также описание обычая ставить отцу ребёнка тарелку с переперчёной, пересолёной кашей, дабы отец прочувствовал на себе всю «соль» и «горечь», которую испытала роженица. Однако ж я склонна считать эту традицию более поздней по отношению к вышеперечисленным действиям и трактовкам.

Гости за праздничным столом должны были как можно больше общаться, разговаривать, чтобы младенец стал в будущем красноречивым.

Интересна традиция обряда «Каши» (и крестильного пира), когда гости (в документальном описании - кумовья, крёстные, божатки) по окончанию пира не вольяжно раскланивались и уходили, а быстро выбегали из-за стола, чтобы младенец скорее начал ходить (бегать) - на лицо всё та же магия сходства.

(На основе материалов Российского этнографического музея, а также М. Забылин «Русский народ: его обычаи, предания, суеверия и поэзия» (М., 1880 г.))

Принцесса, История, семья, славяне, дети

Previous post Next post
Up