Частенько именно в августе меня накрывает потребность читать/перечитывать/пересматривать семейно-любовные саги. А какая из них может быть более ярким представителем жанра, чем «Поющие в терновнике»? Эта история волновала меня во всех моих возрастных периодах, и я люблю переосмысливать ее с разных сторон с каждым новым прожитым годом, с каждым новым приобретенным опытом, с каждой переменой в себе. Я обожаю эту книгу, хоть она и рвет мне сердце каждый раз на мелкие куски. Какой там Джордж Мартин! Колин МакКалоу не раз дает ему прикурить по степени жестокости к своим героям. Я обожаю и считаю шедевральной
экранизацию 1983 года с Ричардом Чемберленом и Рейчел Уорд. Ричард Чемберлен вообще один из тех актеров, которых ты любишь с детства и который тебе как будто родной, потому что еще твоя бабушка, мама и старшая сестра когда-то давно смотрели на него и восхищались, а потом и ты сама, повзрослев, не можешь воспринимать его по-другому, кроме как «Боже, какой мущщина!» (с) Чемберлен в любовных сценах - это просто праздник какой-то! И кто поверит, что всю сознательную жизнь он - гей? Рейчел Уорд похожа на мою маму в молодости, поэтому я смотрю на нее с особым трепетом. А какая там музыка! Какие пейзажи! Каждый раз дух захватывает.
В подобные моменты обострений я люблю читать рецензии на книгу и фильм. И в последнее время наблюдаю весьма интересную тенденцию:
стало модно называть данное произведение сопливым чтивом для домохозяек, ставя в один ряд с, простигосспади, «Сумерками» лишь по той причине, что очень много описаний главного героя в духе «какой же он красивый и секси» и страданий-слез-соплей главной героини. Но, читая подобное, я, как ни странно, радуюсь. Радуюсь, что еще не окончательно обросла цинизмом и маской «я вся такая ниипаццо сноб и читаю только интеллектуальную прозу» в нашем мире, где любить и восхищаться сильной, глубокой и трагической историей нескольких поколений стало стыдно! Ок, пусть я недалекая и примитивная девочка-соплежуй, но данная история трогает меня куда сильнее тех же «Унесенных ветром», с которыми любят сравнивать «Поющих…». Простая фермерская девочка с комплексом ненужности и недолюбленности, выступающая в роли главной героини, мне ближе, чем взбалмошная красотка, которая сама не знает, чего хочет. Я сейчас, конечно же, про любовную линию. Все остальное в «Унесенных…» трогает не меньше - и линии второстепенных персонажей, и война, и даже усатый любимец всех женских поколений РеттБатлер. :) Вот уж кого с Ральфом не сравнить - тут я согласна.
Возврщаясь к мнениям и рецензиям…. Мне странно, что поступки Мэгги многие называют нелогичными. Особенно ее замужество. Как по мне, так все логично более чем полностью: ты простая девушка, живешь на ферме, образования у тебя нет, перспектив особых тоже. Тот, кому отдано твое сердце, тебя отверг и уехал, дав понять, что у него есть более высокие устремления, мечты и идеалы, чем тихая семейная жизнь с тобой. И тут к тебе начинает проявлять интерес симпатичный работяга, вполне перспективный и вроде даже семейноориентированный. Какая более-менее соображающая девушка не поймет, что это ее шанс на какую-то собственную жизнь? Мэгги сама говорила, что не любила Люка, но хотела иметь что-то свое - свой дом, семью, смысл жизни, в конце-концов. Кто-то посмеет ее осуждать? Ну что ж… Я нет. Вообще, ничего нелогичного в ее поступках не вижу. Все вполне свойственно несчастной женщине с разбитым сердцем. Некоторые бабы, в том числе и книжные, на этой почве куда похлеще херню творят, чем что-либо из того, что делала Мэгги. Единственное, за что я ее не понимаю и осуждаю - это отношение к дочери и то, как она рассказала Ральфу правду о сыне. Последнее - одна из самых жестоких сцен в книге. Зачем, женщина, ну зачем??! Понятно, что тебя переполняла невыносимая боль, которой ты хотела ударить и Ральфа, но, блин… Или надо было рассказывать тогда, когда сын, по злой иронии, пошел по стопам отца, и ты все равно «потеряла» его (хотя, тут бы я поспорила - дети все равно вырастают и покидают отчий дом, это закономерность, а держать всю жизнь возле собственной юбки, какие бы сложные чувства ты к нему не испытывала, как-то ненормально), или, уж если решила скрывать, то скрывай до конца, а не вываливай правду, когда человека уже не вернуть.
Тут, кстати, всплывает тема, которая давно уже меня волнует. Тема материнской любви к сыну. Чем больше я размышляю, наблюдаю, читаю на эту тему, тем чаще прихожу к выводу, что любовь матери к сыну - это не просто любовь матери к своему дитя. Это сложная смесь любви матери к ребенку и любви женщины к мужчине. Женщины способны самым удивительным образом аккумулировать в себе эту сложную гамму чувств, слитую воедино. Отсюда столько историй о ревнивых матерях-собственницах, о смысле жизни, который фокусируется на сыне, и т.п. Конечно, в произведении, о котором идет речь, ситуация была уж совсем прямолинейная, т.е. «не могу получить мужчину - получу сына и перенесу все свои неразделенные чувства не него». Но, в целом, это некая классическая схема, с плюс-минус вариантами каждой отдельно взятой ситуации. Собственно, к чему это… Меня это пугает! Я не хочу быть матерью, которая видит в сыне мужчину, ревнуя его к другим женщинам, держа возле собственной юбки и считая своей собственностью. Я не хочу быть матерью, которая завидует молодости и красоте своей дочери, которая видит в ней с самого начала ту, что обречена на не самую сладкую женскую долю. И как не стать такой - я не знаю… Впрочем, отвлеклась.
Ральф. Бедняге достается от ярых критиков и знатоков жизни еще больше, чем Мэгги. Если главную героиню ругать обычно принято, то главных героев как-то больше щадят. Но не в этом случае. У меня же всегда складывалось и продолжает складываться о нем немного другое мнение. Прежде всего, я не считаю, что он предал Мэгги, когда получил наследство Мэри Карсон. Это был вполне себе прекрасный шанс уехать из австралийской глуши и попробовать реализовать собственные мечты. Я понимаю его как человек и даже как женщина, мне кажется, что я сама поступила бы аналогично, что уж говорить об амбициозном и довольно эгоистичном мужчине? К тому же, деньги он не прикарманил, и семейство Клири не осталось ни с чем, а стало жить намного лучше. Далее. Ральф не любил Мегги? Хм… В понятие «любовь» каждый, безусловно, вкладывает свой собственный смысл, но что вижу лично я? Я вижу безмерную заботу в любое время, когда она ей нужна. Даже когда расстояние их разделяло, он приезжал в те моменты, когда она особо остро нуждалась в заботе. Он пошел к ее нерадивому муженьку с требованием прекратить ее мучить и стать уже, наконец, нормальным мужем. Мне кажется, им двигала не столько забота священника о ближнем, сколько желание того, чтобы Мэгги была счастлива. И если он не мог дать ей это счастье, то чтобы смог дать кто-то другой. Лично я вижу тут любовь. Многие мужчины, которые находятся рядом со своими женщинами каждый день порой и за всю жизнь не способны дать даже малой части того, что Ральф давал Мэгги в их редкие встречи. Конечно же, не спорю, и он творил херню! Во-первых, и это самое главное - да определись ты уже, мужчина! Либо да, либо нет! А не так, что «в целом нет, но иногда да». Агррр! Потом эти его рассуждения о высоком, «Бога я люблю сильнее», «Ты будешь для меня всегда идеалом и прекрасным женским образом», за которые хотелось дать ему в глаз и еще по щекам надавать несколько раз. То, что он не узнал сына - это, конечно, этакий сериальный ход автора, ну да спишем на закон жанра. К тому же, в глубине души все им обоим все было и так понятно.
В этот раз отметила для себя, что из персонажей, помимо Джастины, мне импонирует Виитторио. Такой мудрый и многое понявший человек, который когда-то сделал выбор, но этот выбор не принес ему особого счастья. Поэтому он всячески пытается показать Ральфу, что у него тоже есть выбор, и что, возможно, он ошибся и еще не все потеряно, чтобы этот выбор изменить. Меня также восхищают беседы Ральфа и Витторио. Каждый раз я перечитываю их с огромным удовольствием, потому что они не столько о вере и Боге, как может показаться на первый взгляд, сколько о смысле жизни, об отношениях, о каких-то простых и одновременно сложных вещах в нашем мире.
Это потрясающая книга! Я не вижу в ней просто историю запретной несчастной любви. Я вижу огромное количество вопросов, которые она затрагивает. Вопросов, с которыми мы все сталкиваемся в жизни: вера и религия, отцы и дети, участь и место женщины в этом мире, выбор и поиски собственного предназначения, любовь к мужчине, любовь к женщине, признание собственного несовершенства и слабостей, признание того, что ты всего лишь человек, а значит можешь ошибаться и оступаться, искупление грехов, борьба со стихией, счастье и расплата за него… И пусть у меня интеллект тупенькой домохозяйки, но для меня это одна из самых сильных, глубоких и трагических книг всех времен! Она многому меня учит, и, прежде всего, учит не бояться делать и чувствовать, даже если потом придется горько сожалеть. Я люблю это произведение всей душой, и мне не стыдно.