Адриан Картон де Виарт - британский офицер, поучаствовавший во многих войнах 20 века и собравший внушительную коллекцию ранений - в лицо, голову, живот, лодыжку, голень, бедро, потерявшего руку, ухо и глаз, отгрызший себе пальцы для профилактики гангрены, переживший две авиакатастрофы, бежавший из лагеря через вырытый тоннель. Вспоминая о Первой Мировой, он сказал: «Честно говоря, на войне мне понравилось»
Родился 5 мая 1880 в Бельгии, в богатейшей аристократической семье, и современники подозревали, что он - внебрачный сын короля Бельгии. Как бы то ни было, детство он провёл в Каире, где выучился прекрасно говорить по-арабски, а затем поступил в Оксфорд. Однако студенческая жизнь не произвела на него впечатления и в 1899, соврав о возрасте, и под вымышленным именем он тайком от отца вступил рядовым в британскую армию, ведшую тогда войну с бурами в Южной Африке.
По прибытии на фронт он немедленно получил 2 ранения ( в живот и пах) и был отправлен на лечение в Англию. Там узнавший о его судьбе отец добился зачисления его в ряды офицерского корпуса, и уже в 1901 он вернулся на поля Бурской войны в звании лейтенанта. В 1902 его полк (4 Гвардии Драгунский) был переведен в Индию, где, по его собственным словам начался лучший период его жизни.
После ранения он крайне озаботился физподготовкой и регулярно занимался спортом, помимо развлечений, составляющих единственно достойную человека жизнь богатого офицера колониальной империи - охота на кабана с копьём, поло, это вот всё.
В 1904 он вернулся в Южную Африку как адъютант командующего, а в 1907 наконец принял, после 8 лет службы в армии, британское подданство. Последние 7 лет прекрасной эпохи Картон провёл в необременительной службе, и охоте в многочисленных поместьях своих аристократических родственников. В 1908 он женился, вскоре родились 2 его дочери.
Войну Конца Мира Адриан встретил в Сомали, где он был помощником командующего Сомалийским Верблюжьим Корпусом. Сомали сто лет назад, как и сейчас, было охвачено исламским джихадом всех против всех и, штурмуя укрепления джихадистов, наш герой получил две пули в голову - потеряв глаз и ухо.
Волшебная способность останавливать пули частями тела без видимых проблем заинтересовала британское командование, и он был переведен на германский фронт, где командовал батальоном. Как бы то ни было, он побывал во многих интересных местах той войны - Сомма (ранение в голову и лодыжку), Пашендаль (бедро), Камбрэ (голень), Аррас (ухо). В 1915, когда полевой хирург отказался ампутировать ему пальцы, он отгрыз их самостоятельно. Толку в этом особого не было, так как вскоре пришлось отнять и остальную руку.
Впрочем, бодрости духа Адриана это событие не убавило. На фронтах Первой Мировой он наполучал немыслимое количество орденов и медалей различных стран, в том числе Крест Виктории в 1916. В мемуарах о таких незначительных деталях как ордена, брак и дети он предпочёл не сообщать.
В целом, свой опыт в окопах Первой Мировой Виарт охарактеризовал положительно. В 1918 ему было 38 лет, он находился в должности командира бригады и звании временного бригадного генерала.
По окончании Первой Мировой казалось, ничего интересного уже не произойдёт - однако в 1919 Виарт возглавил английскую военную миссию в Польше. Польша, как и подобает молодой республике, находилась в кольце фронтов, ведя войну с Советской Россией, Украинской Народной Республикой, Литвой и Чехословакией. На польско-украинский фронт подо Львов он и отправился. Об украинцах Петлюры он остался невысокого мнения, да и они о нём тоже - во время обстрела его поезда несколько офицеров миссии погибли. О том, что пулей его не возьмёшь - петлюровцы не знали.
Правительство Великобритании в тот момент не особо стремилось помогать Польше в открытую, и Виарт организовал целую контрабандистскую сеть, возя оружие из Венгрии. В целом, жизнь в Польше была не такой уж плохой - Адриан вращался в высших кругах республики, и даже поучаствовал в дуэли между какими-то поляками в качестве секунданта. Интересно то, что вторым секундантом был Маннергейм. Где-то в 19ом он попал в первую в своей жизни авиакатастрофу и первый плен - захватили его литовцы на обломках самолета, впрочем, быстро вернув англичанам.
В 1920-м, когда Красная Армия подступила к воротам Варшавы, Виарт поучаствовал в коротком бою с красной конницей, атаковавшей его поезд. Отстреливаясь, он умудрился выпасть из вагона и залезть обратно.
По окончании советско-польской войны и закрытии военной миссии, Виарт остался в Польше и получил звание генерал-майора польской армии. В 1923, в звании гвардии полковника он вышел в отставку из британской армии, получив подобающее почетное звание генерал-майора.
С 1924 по 1939 Виарт жил в обширном поместье Простынь, сданном в его пользование его польским адъютантом князем Радзивиллом. Ныне территория разделена между Украиной и Беларусью. 15 лет он провел, охотясь на болотах, а зимой совершая развлекательные туры по Европе. Советские войска, занявшие Простынь в 1939, передали его личные вещи в музей в Минске, но, как и большая часть Минска, войны они не пережили.
С началом Второй Мировой, Виарт вернулся на службу, но, как известно польская кампания прошла совсем не в пользу поляков, и Виарту пришлось бежать через румынскую границу по поддельному паспорту. Во время авианалёта Люфтваффе он пополнил свою коллекцию ранений, бывшим с ним адъютантам и их жёнам повезло меньше.
По возвращении в Англию, Виарт был назначен командующим сводного англо-французского подразделения, которому в рамках англо-французской операции в Норвегии было предписано занять город Намсос.
Как известно, норвежская кампания увенчалась полным провалом, не стал исключением и этот эпизод - Намсос был уничтожен немецкой авиацией, высадившиеся без лыж союзники в спешке отступали под ударами немецких лыжных частей, авиации и морской артиллерии. Атака на Тронхейм, подготовить которую и должен был десант в Намсос, не состоялась. Разбитые англичане эвакуировались в мае 1940.
60-летний Виарт был найден слишком старым для боевой службы и отправлен тренировать резерв в Северную Ирландию. В 1941 году Виарт вернулся на военно-дипломатическую службу, став главой британской миссии в Югославии. Но по дороге туда, его самолёт был вынужден совершить посадку в море в миле от берега итальянской Ливии. Члены экипажа были взяты в плен итальянцами.
Как высокопоставленное лицо, Виарт был доставлен в лагерь для вип-военнопленных в замке Винчильята. К тому моменту там находилось порядочно высших офицеров союзников, наловленных Роммелем в Африке. Виарт не собирался провести всю войну, поедая макароны, и после семимесячного копания бежал через подкоп. На воле он оставался 8 дней - выдавать себя за итальянского крестьянина без глаза и руки, не зная итальянского слишком даже для человека с его показателями удачи. Как бы то ни было, в 1943 итальянцы, ищущие выход из войны, решили отправить его в Лиссабон, на переговоры о капитуляции Италии.
Тут произошло недоразумение портновского свойства - Виарт серьёзно сомневался в способности итальянцев произвести костюм, в котором он не будет похож на сутенёра, но всё разрешилось благополучно. 28 августа 1943 Виарт вернулся в Англию, а через месяц был личным представителем Черчилля в Китае и произведен в генерал-лейтенанты.
В 1943 он принял участие в Каирской конференции, где познакомился с Чан Кайши. Остаток войны он провёл на Дальнем Востоке, пытаясь лоббировать вмешательство союзников в гражданскую войну в Китае на стороне националистов, но безуспешно. Мао Цзедуна он встретил на одном из приёмов и упрекнул в том, что тот сознательно избегает борьбы с японцами. Чан Кайши предлагал ему пост в китайской армии, но 66-летний Виарт отказался, и в 1947 вышел в отставку.
По дороге домой он посетил британского командующего в Бирме, в доме которого поскользнулся на куске кокосовой корки и упал, сломав несколько позвонков. Хотя кокосу и удалось нанести ему более серьезные повреждения, чем всей немецкой военной машине, он всё же выжил и восстановился, но от активной жизни отказался, проведя остаток дней, рыбача в своём ирландском поместье. Адриан Картон де Виарт скончался 5 июня 1963 году, в возрасте 83 лет.