Несомненно, звание лучшей профессиональной и наиболее дисциплинированной армии древности принадлежит римским легионам, по крайней мере, до III века нашей эры. Изначально тактика сражений легионеров не слишком отличалась от тактик их противников - племен италиков и варваров и в тогда еще редких сражениях с греками римляне терпели поражение.
Изначально римляне также строились в фалангу с традиционным построением застрельщиков перед строем и конницей по флангам. Но уже с середины IV века до н.э. усложняется внутренняя структура легиона для более удобного маневрирования подразделениями на поле боя, соответственно, меняется и тактика сражения. Теперь войско использует не фалангу, а манипулярное построение. Тридцать манипул легиона выстраиваются в три линии по десять манипулов в каждой, с четкими промежутками между каждым манипулом. Первый ряд составляют легковооруженные гастаты, выполнявшие функции легкой пехоты и застрельщиков, второй состоял из тяжелых пехотинцев - принципов и третий ряд выстраивался из триариев - вооруженных длинными копьями ветеранов, которые вводились в бой в решающий момент. Кстати, в отличие от гастатов и принципов, триарии чаще всего сражались в фаланге. Впереди построения в рассыпном строю действовали велиты, засыпающие дротиками противника.
После этого в бой вступали гастаты. Они были также вооружены несколькими дротиками и тяжелым коротким копьем, которое металось в противника. При атаке задние центурии выходили вперед и заполняли интервалы и после залпа дротиками бросались на врага. Если с первой атаки потеснить противника не удавалось, то гастаты не завязывали дальше бой, а отходили за вторую линию, состоящую из принципов, которые к этому времени также образовывали сплошную линию с помощью выдвинувших в промежутки задних центурий. В вооружении принципов, как и у гастатов, были короткие и тяжелые копья-пилумы, которые перед атакой метали во врага. Даже если такое копье застревало в щите, воин был вынужден бросить щит, так как вес застрявшего копья мешал отражению ударов.
Если и атака принципов не приносила результата, они организованно отходили за линию триариев, уже выставивших длинные копья и выстроенных фалангой. Эти наиболее тяжеловооруженные и закаленные в боях воины принимали на себя удар уже вымотанного противника, а отдохнувшие и перестроившиеся гастаты наносили фланговые удары. Кавалерия, размещенная на флангах, играла лишь вспомогательную роль и использовалась для разведки, ударов по застрельщикам врага или добивания убегающего противника.
Но после столкновений с племенами германцев и кельтов, чьи воины имели тяжелое вооружение, Марий проводит грандиозную военную реформу, после чего структура и тактика легиона совершенно меняется. Во-первых, исчезает деление легионеров на гастатов, принципов и триариев, а все легионеры получают стандартное вооружение и доспехи. Велиты вооружены дротиками и короткими мечами и выполняют функции не только застрельщиков, но и легкой пехоты. Кавалерия так и остается вспомогательным видом войск - это связано с низкой культурой верховой езды у римлян и отсутствием хороших пород лошадей, таких как у степных племен или галлов. Вторым важным нововведением становится замена манипулярного строя на когортный - такое плотное построение позволяло противостоять массированному натиску кельтов, галлов и германцев.
В сомкнутом строю перед боем чаще всего когорты выстраивались в следующем порядке: 4 когорты в первой линии, во второй и третьей линиях по 3 когорты. Промежутки между когортами равнялись фронтальной длине когорты - это позволяло за короткий срок при необходимости растянуть строй почти вдвое. Подобное построение существенно облегчало маневрирование подразделениями на поле боя и позволяло полководцу эффективно использовать их. Также широко использовались вспомогательные войска - ауксиларии, выполнявшие функции застрельщиков и легкой пехоты.
В поздние времена состав и тактика римской армии существенно меняется. На смену коренным римлянам и романизированным союзникам фракийцам и галлам в армию набирают все больше варваров, дисциплина и боевой дух которых находятся на более низком уровне. Реформы Константина на какое-то время возвращают порядком разложившейся армии ее дееспособность, но с востока уже идет новые могучие силы, которые используют на поле боя совершенно новую тактику. Беспокоящие фланговые атаки легкой кавалерии и конных лучников изматывали легионеров, а таранный удар бронированной конницы вандалов, готов и гуннов довершал разгром. На копьях своей тяжелой кавалерии кочевники принесли погибель Римской империи…