Не думал, что когда-нибудь окажусь в российской Прибалтике. Калининград, несмотря на близость к Европе, казался удалённым оторванным островком, Географически так и есть - анклав. На деле оказалось хуже ожиданий. В области можно сказать, вообще нет никаких предприятий: ни заводов, ни даже сельско-хозяйственных, то есть трансформировавшихся в АО колхозов. Если на Урале на месте колхозов образовались какие-то ЗАО, ОАО,холдинги, и пр., то на Балтике колхозы просто тихо умерли. Сказались как раз близость Европы и закрытость области. Дешёвые поставки мяса и яблок из Польши и Литвы, дорогие топливо и удобрения, которые надо везти через границы.
Зимы на Балтике нет. Может и бывает, но в этом сезоне не было.
В конце декабря солнышко не блестит, но травка зеленеет. Зима там - это скорее межсезонье. Редкие заморозки тут же сменяются продолжительными оттепелями. Это даже не оттепели, потому что большую часть зимы температура выше 0. Это такая зима, больше похожая не то на осень, не то на весну.Периодически с побережья дуют сильные ветра. Ветер есть всегда, и всегда с запада. Но иногда переходит в шквал, ломает деревья и сносит крыши. Но это редко. Досаждает не ветер, а постоянная всепроникающая сырость. Довольно сумрачно. Хотя зима теплее, чем в Житомире и Виннице, но по широте то гораздо севернее. Не зима - межсезонье, природа вроде бы в спячке, но не совсем. Хилая травка готова в любой момент пойти в рост.
Большинство домов одноэтажные, видимо из-за ветров. Аккуратные кирпичные или панельные, стены очень тонкие. Дом со стеной в полкирпича - обычное дело. Повсюду канавы для стока воды, её тут всегда переизбыток. Заборы - или штакетник, иногда чуть выше колена, или сетка-рабица. Глухих двухметровых практически нет. Газификации нет. Отопление в домах - паровые котлы, обычно на дровах. Удивило, что на дрова идёт дуб. Ценная древесина не идет на паркет или мебель, а колется на дрова и продаётся по 1200 за куб.
Отопление неэффективное, Печей нет, котёл расходует много дров, чтобы нагреть воду в батареях. Такое отопление называется почему-то "котелковым". Наверное, потому что котёл примитивный, напоминает самоделку. Заслонки нет, деньги с таким отоплением буквально вылетают в трубу. Дров уходит гораздо больше, чем с печным отоплением на Урале. Это при том, что морозов практически нет. За всю зиму дни с минусовой температурой можно пересчитать по пальцам. Можно топить тополем. Думал, его привезли из города - попилили с улиц. Нет, тополь растёт в лесах, рядом с дубом и ольхой. Только жар от него так себе.
Явный плюс - типичное деревенское жильё оборудовано централизованной канализацией и водопроводом. Канализационные колодцы идут рядами по приусадебным участкам. Никаких септиков, из которых надо откачивать каждый год, сток идёт куда-то за деревню в отстойник. Даже в самых дешёвых домах есть туалет и ванная. А вот бань во дворах нет.
Жильё стоит дёшево. Среди деревенских много русских и украинских переселенцев из Казахстана, Киргизии, даже из Туркменистана. Выбор места объясняют доступной ценой на дом. Много армян, перебравшихся сюда из Арцаха. Впрочем, вся область - переселенцы, ещё с 40-х и 50-х. Есть например, поляки из Белоруссии. Из той части, что отошла Белоруссии от Польши. Много литовцев. Как-то подошёл парень, по виду таджик-гастарбайтер, только не смуглый, и спросил работу.
Представился:
- Донатас, литовец я.
-Банионис?
-Нет, Донатас..
-Пока работы нет, давай тел. на всякий случай.
Он номер сказал, и опять:
-Донатас.
-Банионис.
-Ладно, пиши Банионис...
Довольно много держат птицы: кур и гусей. Несмотря на дорогое зерно и отсутствие выбора в кормах. Например, отрубей нет вообще. В области нет ни одного мукомольного завода. Мука привозная. Нет и хлебокомбинатов. Их заменяет множество мини-пекарен. На всю область всего две птицефабрики. Когда говоришь, что на Урале они в каждом райцентре, удивляются: куда столько? Странно, что не удивляются цене на яйца: от 70 до 90 руб. По 90 продают частники.
Некоторые дома крыты ещё немецкой черепицей. Необязательно это немецкий дом. Старую черепицу можно купить дёшево, по 5 руб за штуку. За квадрат это сопоставимо с металлопрофилем, даже чуть дешевле. Но дополнительные затраты на кровлю - потребуется сплошная обрешётка и усиленные стропила. К тому же черепица вешается на крючки - выступы. При плохой укладке может сдвинуться даже от севшей на неё вороны.
Но на немецких домах ещё держится. До тех пор, пока не прогниют стропила и обрешётка. Потому что не во всех домах есть признаки жизни.
А ведь кому-то этот дом принадлежит, Или собственность сельской администрации. Бесхозного сейчас нет ничего, по документам. Есть по виду.
Впрочем, заброшенных домов тут мало.
.
Даже на исторических зданиях можно увидеть металлочерепицу.
В Тильзите когда-то ходил трамвай. В Советске рельсы разобрали, Оставили кусочек с трамваем на них, в качестве памятника.
От колхозов у местных селян остались воспоминания: "Вот был колхоз-миллионер, о людях заботились, каждый год дома строили, женился - жильё давали".
Сейчас в области ни одного ЗАО или ОАО на месте колхоза. Есть только мелкие фермеры. Зерно у них дорогое, намного дороже, чем в уральских деревнях,
где остались трансформировавшиеся колхозы. Даже овёс стоит 10 руб/кг.
Техника старая, многое просто "стоит колом", а то что на ходу, требует периодического ремонта. Но сейчас фермеры воспряли: "Лишь бы не отменили санкции".
После долгого времени торговой экспансии из Польши, когда свинину было дешевле привезти оттуда, чем производить, у них появилась возможность продавать мясо. Выгодно это только при условии многопрофильного хозяйства. То есть, чтобы выращивать свиней для продажи мяса, нужно производить корма. Надо иметь гектар так 80 земли, трактора, комбайн, и сеять зерно. Только имея собственную кормовую базу, можно оправдать затраты. Посевные площади маленькие, земля неплодородная, требует удобрений. Зерно очень дорогое. Если его покупать у фермеров, себестоимость мяса слишком высокая. В убогих по выбору товаров сельских магазинах, где толком нет даже рыбы, при том, что море рядом, мороженая свинина до сих пор по 230 руб. Явно как-то доходит до них из Польши, несмотря на запрет. Но уже не так, как прежде. А раньше ведь ещё и Литва поставляла дешёвые продукты. Теперь у фермеров в конкурентах только Белоруссия.
Отсутствие рыбы (ибо путассу и какие-то "хребты" под пиво - не рыба), продавцы сельмагов объясняют её дороговизной. А во времена СССР Калининградская обл поставляла в Россию столько же рыбы, как и три республики Прибалтики, вместе взятые...
Сейчас у фермеров есть хорошая возможность посадить плодовые сады. Но многие не готовы меняться. Под посадку сада даётся субсидия. Не все торопятся её брать.
На вопрос: "Не думаешь сад посадить, можно же субсидию выбить?", мелкий фермер ответил:" Уже заложили громадные сады - и яблони, и орехи грецкие, куда я полезу".
Да, ждать 20 лет, пока грецкий орех даст полноценный урожай - это мало кому под силу. Проще и надёжнее - копать картошку, не рассчитывая жизнь на 20 лет вперёд.
Я не увидел никаких заложенных садов, но наверное, есть где-то.
Природа довольно уныла. Поля в каких-то болотных кочках, под сырым серым небом.
Земля сельхозназначения очень дёшева. Продаётся за бесценок - по 10 000 за гектар.
Но рынок застыл на месте. Как покупатели, так и продавцы не очень торопятся проявить активность.
Фермеры жалуются, что вездесущие "масквичи" потихоньку скупают землю задарма.
Если с поля зайти в лесок, природа куда более живописна. Поросшие мхом и лишайниками деревья смотрятся необычно.
Стоит углубиться чуть от дороги, и уже какое-то царство Берендея. Ветвистые коряги, разваливающиеся пни, повсюду мох и лишайник.
Выпавший мокрый снег к вечеру подмёрз на деревенской улице, но растает уже на следующий день. Это в январе.
А в середине февраля я уже посадил несколько будущих дубов - желудей.
Столетние дубы стоят на центральной улице, вокруг них валяются уже проросшие жёлуди.
В калининградском аэропорту множество лавок с поделками из янтаря. Названия у лавок с вариациями от "Kenigsberg", вроде: "Янтарь из Keнигсбергa". Калиниградская обл - лидер мировой добычи янтаря, 90% его добывается здесь. Но поделки и сувениры производят впечатление барахла. Какие-то собачки из кусочков янтаря требуют кропотливости в изготовлении, но не мастерства художника. Картины из янтаря поставлены на поток, эксклюзивных авторских работ нет. Янтарь переводят на безвкусные поделки, дешёвку. Вспоминается вопрос, может ли художником быть каждый?
В самолёте покидал Пруссию без особого сожаления, но и без явного пессимизма. Самый западный регион России, как и ожидал, оказался едва не самым захолустным. Но Восточная Пруссия - Калининградская обл., несмотря на заброшенность, живёт потихоньку. Даже в деревне на улицах нет мусора, вокруг деревень нет свалок. В каждом деревенском дворе - машина, иногда и трактор. Машины вообще дёшевы, можно купить вполне сносную иномарку с областной растаможкой, за бесценок. Много живности, есть коровы. Хотя непонятно, где люди работают, дома ухоженные, на жизнь никто не жалуется. Явное зло - отсутствие предприятий, развалившихся здесь больше, чем где бы то ни было, даёт возможности малому бизнесу. Мелкие фермеры на Урале малоконкурентны, а тут пары десятков га достаточно для ведения рентабельного хозяйства. Аренда торговых и производственных площадей низкая, недвижимость дешёвая. Пока этим мало кто пользуется, разве что мини-пекарен много. Но вести тут какой-либо бизнес и дешевле, и рынок слабо насыщен по любым нишам. Хоть табуретки колоти из копеечного здесь дуба.
Калининградская обл казалась чужеродной. Когда её приводили в пример по аналогии с Крымом, мол: почему бы москалям не отдать Пруссию, раз забрали Крым, это и возражений особых не вызывало. Если сложится так, почему нет... Но побываешь там, понятно - аналогия более чем хромает. Разве что запущенность такая же, как будь-то это пасынок, вроде Крыма у Украины. С такими же хоромами столичных владельцев на побережье.
Но история с вхождением совсем другая. Пруссия - это главный военный трофей после победы над Германией. Так получилось, что Черчиль в Ялте предложил отделить Восточную Пруссию, Сталин возражать не стал. Едешь по Калининградской обл., и сами названия городов напоминают что её появление - итог войны. Солдатово, Победино, Черняховск, Знаменск, Славск, Гвардейск. Трофеи просто так не возвращают.