Тёмный свет российской школы

Oct 05, 2023 06:52


После 10 школьных советских лет помню по имени только одну учительницу. Виолетту Павловну, педагога от Бога. Первую. Только в первом классе. Мягкая, открытая, любила детей! - как оказалось, не норма, а исключение для учителя. Ещё и красавица, тоже оказалось редкостью среди унылых, злобных и распухших держиморд. Её, о чудо! никогда не раздражали дети.

Поменял несколько школ. В двух враждебных ныне не на жизнь а на смерть, тогда единообразных советских «республиках». Как не были республиками провинции СССР, жестко подконтрольные КПСС, так не были учителями надсмотрщицы советской средненькой школы. Настоящим учителем в системе советского образования можно было стать только вопреки, в виде исключения.

Мало того, что часто это были люди с жёсткими штампами в голове, абсолютно заскорузлые и недалёкие (в том числе из-за зарплаты вдвое ниже, чем у слесаря - куда пойдёт вчерашний школьник, научившийся считать?).. Так ещё, в представлении учителя советской системы, главное - подавить учеников психологически... этих недоумков, недорослей, глупых и вредных детишек, так и норовящих сесть на голову - только дай слабину.

В итоге так и было. Дети уважали учителя не за знания, не за способность донести их слушателю - а за жёсткость и бескомпромиссность. Мягкие и добрые не выживали в советской школе, над ними глумились. По крайней мере, обычно пост директора и завуча занимали держиморды, вполне годные для службы в каком-нибудь фсин. Чему они могли научить? на рефлексах.



Была у меня подруга, учительница современной российской школы. Настоящая патриотка. Кто, если не некто, ну вы поняли. Рука кормящая обещала пенсию через 20 лет безупречной службы. Потом кинула. Но понимание же. Нехватка учителей и временные трудности всегда. А «кто хочет зарабатывать - идите в бизнес» слишком сложно для бюджетного ума системного склада. Терпела издержки профессии, стиснув крепкие зубы.

Рассказывала о сложностях с мамашами, на родительское собрание - как на бой. Школа «на районе» в уральском городишке, контингент специфический, то есть обычный. Алкаши, работяги, матери-одиночки, ктонеслужил немужики, сидельцы, люмпены. Население. Был случай, ученик сел на зону за ограбление склада и тяжкие телесные сторожу. Подельник - отчим, младше его матери лет на семь, а пасынка старше лет на двенадцать. Жалела двоечника и ходила на заседания суда. С детьми дружно уживалась - турпоходы на природу, экскурсии по музеям экспозиции камней и скреп.

Как-то говорит мне: «Представляешь, ученик написал в сочинении «светлый свет» - это как вода мокрая! тавтология!». Так её зацепило почему-то. Обо мне у неё было мнение, как о литературно продвинутом индивиде, ожидала разделить возмущение. А я отвечаю: «Очень образно. Я представил льющийся солнечный весенний свет, радостный после сумрака зимы. У тебя в классе гений! Он мыслит креативно и нестандартно. Пока школа не выбила из него исключительность и не загнала в стадо. Ты не разбирала оценки за сочинения?». Она уже указала ученику перед одноклассниками и даже посмеялась. А мне запал образ школьника «светлый свет». Так выразить чувство света! Мало того, что светит, но светло! Светлый свет! А не тёмный.



образование, школа, Урал, лытдыбр, СССР

Previous post Next post
Up