Отец русской демократии Воробьянинов и великой комбинатор Остап Бендер гонялись за сокровищами, а не за стульями.. Брильянты им нужны были, чтобы сбежать подальше из страны светлого будущего. А если бы Остап Бендер купил за 230 рублей неполный гарнитур ореховых стульев мастера Гамбса, и передал потомкам, какой была бы его стоимость сейчас?
Когда я первый раз увидел фильм "12 стульев", жалко было каждый стул, раскуроченный на экране. А Остап безжалостно вспарывал дорогую обшивку и избавлялся от изуродованного стула, не размениваясь по мелочам.
В советское время почти не было штучной, качественной и красивой мебели, трудящимся предлагался массовый ширпотреб. Особенно невзрачная мебель это так называемая "стенка" из дсп - ужасающая, скрученная шурупами коробка из прессованных клеёных плит, даже не китч, а гораздо хуже. Не лучше и современный ширпотреб.
Вот стульям советским повезло. Обивка из жаккарда, стойкой к истиранию плотной хлопковой ткани с геометрическим рельефным рисунком. Сейчас ткань не производится. Наполнитель для полужёстких сидений -- конский волос, или прочная джутовая пакля. Сам стул из дуба или бука. Только натуральные и качественные материалы. По сравнению со шкафами и столами из дсп, советский стул был на высоте. Но это всё же не штучный товар ручной работы, как дореволюционный, дорожающий с каждым годом антиквариат.
Сколько сейчас бы стоил гарнитур Гамбса эпохи Александра II? Целое состояние, даже без клада в стуле. Мастерская "Гамбс и сыновья" работала в Санкт-Петербуге с 1790 по 1870 гг, то есть 80 лет, это дольше, чем просуществовал СССР. Генрих Гамбс родился в маркграфстве Баден-Дурлах, перебрался в столицу Российской империи в 1790-м году, во времена Екатерины Великой. Ему покровительствовала, делая заказы, княгиня Елизавета Алексеевна, урождённая баденская принцесса. Генрих Гамбс на паях с автрийским купцом Оттом открыл мебельную мастерскую, а потом и собственный магазин на Невском проспекте. Получив российское гражданство, Гамбс становится поставщиком Императорского двора. Его мебель стала олицетворением вкуса и была популярна среди знати. Известно, что Пушкин покупал мебель у Гамбса.
Как признанную марку, мебель Гамбса часто подделывали неизвестные мастера. Но даже простая деревенская мебель сейчас бы ценилась. Из дореволюционной мебели мало чего сохранилось, не только дорогой мебели, но и попроще. XX век это революция, Гражданская война, голод, мародёрство, Великая Отечественная война -- целый век взрывов и пожаров. К тому же советские люди не имели преемственности поколений, не воспитывались в уважении к предкам, не хранили "старьё"; бывало, что антикварную мебель из дерева выбрасывали на помойку, чтобы купить модную стенку из опилок.
Если у Воробьянинова был гарнитур работы Гамбса, а не подделка, он бы стоил сейчас целое состояние. Мебель работы Гамбса сохранилаь в основном в музеях, в частности, в Эрмитаже. В Павловском дворце сохранилась мебель Гамбса. По большей части "Гамбс и сыновья" изготавливали секретеры, столы и столики, трюмо, бюро, кресла. Материалом для мебели часто было красное дерево, для отделки -- слоновая кость, золочёная бронза, цветное стекло эгломизе. Реже Гамбс брался за стулья.
Последний раз гамбcовские стулья продавались на аукционе в Париже в 2006 году. Совсем как у Ильфа и Петрова. Только цена мало кому доступна, Эллочке Людоедке приобрести два стула вряд ли бы удалось. На аукцион было выставлено шесть стулев и два кресла. Начальная цена каждого лота в отдельности -- десять тысяч евро. То есть за десять стульев надо было выложить миниимум сто тысяч евро -- около семи с половиной миллионов рублей.
зы Один из моих прадедов был столяром, стул его работы даже долгое время сохранялся у двоюродного брата.