Был во Франции президентом Микола Саркози, князь Андорры, плохой парень с подмоченной репутацией, лучший друг русских моряков и любитель чужих невест, он дружит и с Володей Путиным, а в знак расположения подписал с Медведом контракт в 2 миллиарда евро на строительство похожих на антикварные утюги Мистралей. Буржуи любят дружить не просто так, а по расчёту. Оланд, став презиком, ориентацию обозначил строго на Соединённые Штаты, разорвал контракт с Россией на вертолётоносцы, но зато продолжил тесное сотрудничество с американской компанией Royal Caribbean Cruise Line на сумму 1 миллиард.
Для Франции это не первый и не последний заказ. На верфях Сен-Назера ещё в 1935 году построен круизный лайнер "Нормандия", а в 1960 - "Франция".
Потом американцы как-то больше предпочитали финские верфи, но в 2002-м году заказали французам "Королеву Марию -2". Последний контракт в миллиард совпал с заказом Мистралей, причём выиграли постройку лайнера французы у финнов. Миллиард меньше двух, но за этим заказом должны последовать ещё три аналогичных лайнера серии "Оазис". С учётом, что скандальные "Мистрали" Оланд впарил Египту, Франция никак не в убытке, вопреки стенаниям обеспокоенных её финансовыми потерями российских официальных лиц и прессы. Ведь Российская Федерация даже не востребовала положенные штрафы, ограничившись возвратом уплаченной ранее суммы.
Почему теперь финны не у дел, после того как спустили со стаппелей самый большой в мире круизный лайнер "Оазис морей"? Ну что же, это рынок -- проиграли конкурентную борьбу тому, кто лучше прогибается под изменчивый мир..
Интересно, что в стране с правильной либерально-рыночной экономикой, 33% акций "Атлантических верфей ХТХ Franse" принадлежат... Французской Республике. То есть налицо сговор: "Месье Олланд, устройте скандал по Мистралям, взамен получите контракты финнов, вдвое выше по номиналу". Плюс дальнейшие перспективы сотрудничества.
Можно даже скорчить скорбную мину при плохой игре, мол - невзирая на убытки и грозящие штрафы, мы вынуждены приостановить обязательства, в связи с агрессией нехорошей России. Подвела нас РФ, а мы то -- как с цивилизованными людьми с ними, пару корыт по миллиарду хотели склепать! Все эти поджатые губки на озадаченной роже и увещевания: "В зависимости от того, переменит ли Россия свою политику в отношении Украины", были с самого начала плохо прикрытой ложью и игрой на публику. Никто не собирался выполнять контракт, подсчитывая барыши на американских заказах.
И вот тут в очередной раз возникает вопрос: а нужны ли были России эти злосчастные вертолётоносцы? Особенно с учётом корветов Каспийской флотилии, с лёгкостью достающих противника ракетами в радиусе 2 000 км? Какие "сверхсовременные" вертолётоносцы сравнятся по эффективности и боевой мощи с ракетами "Калибр"? Если Мистрали и были нужны, то лишь как символический жест военно-политического сотрудничества с Францией. Да, за это тоже иногда надо платить миллиарды. Но только если будет реальная перспектива в отношениях. А её нет и похоже не было.
То что РФ не получила Мистрали - благо. Все последние события сложились настолько удачно, что похоже - Бог есть, и он обратил внимание на Россию. Единственный выгодоприобретатель от разрушительного беснования на Майдане и абсурдных бессмысленных санкций -- Россия. Америка, обычно заточенная на прибыль в любых сферах жизнедеятельности, каждый день оступается и делает глупости. То поставит на заведомо хромую клячу, то наломает мебель в посудной лавке, не чувствуя габариты.
Поэтому можно порадоваться, что Мистрали в Египте, и зарядить ещё парочку Калибров. А на оставшиеся деньги построить - нет, не вертолётоносец.. А круизный лайнер. Почему наши туристы должны для путешествия по морям-океанам выбираться в Новый Орлеан? Уже оттуда дрейфовать куда-нибудь в Чили, нельзя что ли оплатить пятьдесят тысяч кровных рубликов за маршрут из порта Мурманска? Тем более, что оттуда уже курсирует на Северный полюс самый дорогой круизный лайнер в мире - атомный ледокол Ямал, с ценой билета в полтора миллиона рублей!
Дело за малым - чего простаивает взлелеянная Путиным в 2005 году "Объединённая Судостроительная Корпорация"? 90% заказов военной техники на авиационных и судостроительных предприятиях, всё же не сулят коммерческой прибыли при эксплуатации, это лишь расходы на содержание, вплоть до утилизации. Не стыдно за цифру в 4% судов, построенных в России, от общего числа заказов? Чего финансировать чужую экономику? Да и заказывать какие-то утлые корыта. Начать надо с фешенебельного океанского лайнера, который после постройки на Адмиралтейской верфи, как всепогодный истребитель, обойдёт в круизе страны БРИКС, из Мурманска в Порт-Элизабет. Пора приобщаться к маленьким буржуйским радостям, тем более что жалких сибаритов и самовлюблённых снобов, проводящих жизнь в безделье (например блогеров жж), в России хватает. А у берегов Египта пусть ржавеют на причале бесполезные Мистрали.