Несмотря на низкую и равную для всех доходов процентную ставку мытарей РФ, российкие миллиардеры платят налоги за границей. После закона о деоффшоризации число резидентов России в рядах олигархов только уменьшилось.Объясняется это просто: не хотят "бизнесмены" отказываться от возможности спрятать денежки в оффшоре. Поэтому даже какие-то жалкие 13% подоходного российскогго налога их не привлекают. В то же время они -- удобная мишень для всевозможных "борцов" с коррупцией, вроде Навального.
Понятно уже, что это сливной бачок, не гнушающийся прямыми фальстификациями, когда нет фактов или их надо поперчить. Чего стоит притча во языцех "шубохранилище" Якунина. Нет никаких фактов, что в оном помешении хранятся шубы. Но яркий эпитет прочно прилип к бывшему руководителю транспортной монополии. Для нападок на олигрха, нерезидента России, скрывающего бабло в оффшорах, Навальеый выбрал не лучшую мишень -- Усманова. Бурханович как раз платит налоги в России, что может засвидетельствовать налоговой декларацией. Но тут выбор объясняется просто -- мишенью был не Усманов, а Медведев, надо было привязать кого-то из олигархов к премьеру.
Так же в России платит налоги Потанин. Это вообще наиболее дальновидный олигарх, продуманный на перспективу. "Экономист-международник со знанием иностранного языка" -- как называется в дипломе МГИМО специальность Потанина, не живёт одним днём, в отличие от некоторых нуворишей. Он никогда не засветился в Куршавелях, не участвовал в сомнительных проектах, не выводил бабло в оффшор и не прибегал к другим явно теневым или незаконным схемам, не заканчивал откровенным пшиком громкие ё-бизнес-начинания. Потанин даже объявил, что его миллиарды не будут переданы по наследству. Что вообще-то довольно странно с точки зрения наращивания капитала, к которому должен стремиться любой предприниматель. Кому перейдут "Норильский никель" и "Роза Хутор", пока не понятно. Тем более, что Потанин не единственный собственник, есть ещё Дерипаска с Абрамовичем и Абрамовым.
Кто из них платит налоги не в России? Абрамов член Бюро предпринимателей при Правительстве. Вряд ли он ослушался перезидента -- по инициативе которого принят закон о деоффшоризации. Точной статистики, кто уплатил налоги за границей, почему-то не существует. Хороший задел для расследований Навального. Чтобы не попасть под нарушение закона, достаточно 183 дня в году проводить вне России. То есть живёшь 183 дня в Лондоне -- и под выполнение российских законов не подпадаешь. Хотя статистики по конкретным именам нет, но число богачей, отклоняющихся от уплаты налогов в России, известно - это треть из списка 500 самых богатых граждан РФ.
Можно сколько угодно кивать на законы рынка, когда деньги уходят туда, где благоприятные для их прироста или хотя бы сбережения условия. Но в силах государства изменить и перенаправить финансовые потоки. Большие деньги в России делаются исключительно в добывающем секторе. Это не только законодательство, позволившее приватизировать первичный сектор экономики. Психология населения во многом определяет состояние России, как сырьевого полигона. Положение той или иной страны россияне давно, еще при СССР, оценивали с точки зрения наличия природных ресурсов.
"Да у них ничего нет!" - говорили про Японию например, этим подчёркивая якобы зыбкость положения страны, технологически опередившей СССР.. "А у нас есть всё" -- гордо заявляли про СССР или Россию. Комсомольцы, ставшие олигархами, тоже выросли в этой парадигме. Прохоров побаловался Ё-мобилем, но безусловно прорывное начинание осталось для него быстро надоевшей игрушкой. Это несерьёзно. Баловство, как и посиделки в Куршавеле. Серьёзные люди занимаются серьёзными делами -- качают нефть или пилят миллиарды бюждета.
К тому же бизнес и деньги идут туда, где прибыль извлекается быстрее. В Японии попросту нет нефтяных скважин. В России под рукой -- зелёное море тайги. Всегда найдётся беспринципный человек, готовый пустить её под топор. Дать ему по рогам -- задача государства. Но государство наоборот, объявило рынок, по принципу: делай всё "что выгодно", приносит прибыль, а если ты "не самоокупаешься", то отправляйся в расход. Россия по-прежнему в этой схеме, что касаетя частного бизнеса. Теперь от служащих больше не требуют самоокупаемости -- что абсурд. Путинская РФ откатилась назад в бюджетной сфере, даже превзойдя .по количеству бюджетников СССР. А бизнес остался прежним.
Более того, количество олигархов возросло, а малый бизнес, не особо развившийся и ранеее, совсем скукожился. Государство недальновидно не рассматривает предпринимателей, как толчок в экономике. Хотя дешевле один раз дать даже безвозвратную ссуду, на открытие своего дела, чем 20 лет кормить бюджетника. Мировая глобализация, которую недавно якобы объявили врагом, не даёт покоя как образец для подражания. Россия сама стремится стать частью глобализации, а в качестве транснациональных монстров выбрала сырьевые и добывающие отрасли первичной экономики.
В мире давным давно, со времён промышленной революции, довлеют к вторичной экономике, а то и к третичной. В ряду успешных международных ТНК за рубежом - производящие или воспроизводящие. Товары, финансы или услуги это "Вольво", "Нэстле", "Новозимес", "Дойче-банк" и даже "Макдональдс". Не только Россия пытается встроиться в один ряд с транснациональными монстрами с помощью первичной экономики "Газпрома" и "Лукойла". Есть "Бритиш Петролеум", "Экксон Мобил", "Тоталь", "Сауди Арамко". Но самая крупная из нефтяных компаний мира "Чина Петролеум и Хэмикал" специализируется больше на переработке, а не на добыче. Россия же предпочитает подпитывать конкурентов, протягивая во все стороны щупальца трубопроводов.
И в России совсем нет аналогов ТНК вторичной или третичной экономики. Не сравнялись "Теремок" с "Макдональдсом" и "Магнит" с "Ашаном" даже на внутреннем рынке. Не говоря про "Уралтрансмаш", которому до английской ТНК "JCB" с 18 заводами на четырёх континентах -- как до Луны на парашюте. В России первичное накопление -- из первичной экономики. По законам первичной тайги -- кто сильнее или хитрее, а то и подлее, тот и рулит на полигоне лихих 90-х. Большой российский капитал сформировался вокруг добывающей экономики, с психологией побыстрее урвать и спрятать в кустах, пока не отобрали. Чтобы заставить олигархию платить налоги в России, нужно поменять приоритеты. Либо сделать выгодным вкладывать средства в "Уралтрансмаш" и хранить в "Сбербанке", или заставить это сделать. Закон о деоффшоризации пока не работает.