Так уж получилось, что мне повезло попасть в США, причем во второй раз.
В первый раз была Калифорния, в этот раз - Техас. Тогда у меня не было прав и меня катали, в этот раз права есть и была взята арендная машина :-)
У меня дома - Лачик (Chevrolet Lacetti) 1.6 хетч. Когда брал машину в аренду тут (в аеропорту) попросил что-то не очень большое и подешевле. Сказали что - без проблем, будет что-то типа Сонаты. Ага, как же. Прихожу на стоянку и вижу что мне достался Chrysler 300C в комплектации Touring (двигатель 3.2 и 250 лошадок). Из "сложностей" - я на ручке учился ездить, да и два года ездил тоже. Теоретически как рулить на автомате знал, но реально покататься не получалось. Пришлось проверять теорию сразу по получению машины.
Наши пластиковые права в Штатах действительны. Права старого образца, увы - нет. Машину в аренду не дадут если не оформлена полная страховка, что автоматически делает аренду дороже. Арендовать дешевле на 7 дней (неделя) чем на 6. Например: аренда в день стоит $60, а в неделю - $280 (включая все страховки). Да, дорого, но поскольку тут общественный транспорт почти отсутствует как класс и на нем ездят только социально-неблагополучные индивидумы, машину прийдется арендовать. Кстати, если брать машину сразу на месяц, получается что-то типа $900-$1000.
По бензину и его стоимости. Галлон "обычного" стоит $3.75. Обычный, это который аналог нашего 92. Super (95) стоит $3.85. Premium (98) - $3.95. В галлоне - 3.78 литра. И того, за 3.78 литра мы платим $3.85, что примерно равно $1,02 за литр. Когда я сказал что у нас есть 95-обычный, 95-Super, 95-Premium с одинаковым октановым числом - местные сильно удивлялись :-)
С собой я взял свой комуникатор который умеет GPS и на котором стоит iGo. Единственное что мне пришлось сделать - найти карты нужных штатов и подключить их к iGo. Так вот, если в Киеве iGo считает маршрут моментально, вне зависимости от его длины, то в Хьюстоне (где я сейчас) - думает около минуты. Я думаю это из за плотности дорог на один квадратный километр. Кроме того, iGo напрочь сносит крышу с многоэтажными развязками. Например - он предлагает выехать на магистраль на 2м "этаже" а потом "повернуть" с моста направо. Если бы я это мог бы сделать, выглядело это как в Терминаторе 2, когда грузовик в водо-канал прыгает...
Пока буду рассказывать про Хьюстон и поездку в Остин.
Хьюстон (карта -
http://maps.google.com/maps?near=Houston,TX ) состоит из двух "колец" и лучей которые как-бы расходятся в разные стороны от центра города.
Кольцо - это скоростная магистраль, 6 полос в одном направлении. На ней нет светофоров.
Лучи - обычно 4 полосы в одном направлении, светофоры отсутствуют. Хоть магистраль и находится в черте города, на ней не действуют скоростные ограничения (можно ехать 120 км/ч, например).
Важная деталь - скоростные трассы все платные. На трассе есть КПП, проезжая через который нужно заплатить некое количество денег ($1.25, в среднем). Платить можно либо наличекой (что требует остановки) либо с помощью специального устройства, который предварительно покупается в магазине. Наличие устройства не требует остановки и даже снижения скорости. Штраф за проезд без оплаты - около $40 за каждое нарушение. Я, естественно, был не в курсе что это такое и проехал через КПП без оплаты. А потом быстро поехал в офис и оплатил проезд пост-фактум, что сработало (пришлось объяснять что мы не местные) :-)
В США общая система правил дорожного движения, но в каждом штате свои модификации, причем в отдельных городах правила могут отличаться. В Техасе разворот на зеленый разрешен (при отсутствии запрещающего знака). В Далласе, например, запрещен. В Техасе распространены специальные полосы для разворотов (
http://en.wikipedia.org/wiki/Texas_U-turn) которые, обычно, расположены перед перекрестком и на них можно делать разворот вне зависимости от состояния светофора и перекрестка.
На дорогах - обилие знаков. На каждом перекрестке, на асфальте и над каждой полосой висит знак (и текст) который показывать что можно делать и что нельзя. Обычно самая левая полоса - только поворот налево (запрещается движение прямо) и самая правая - только для поворота направо.
Разметка дороги бывает двух цветов - белая и желтая. Желтая - менее "жесткая" версия белой. Например, двойную белую сплошную запрещается пересекать вообще. А вот желтую двойную сплошную разрешается пересекать для поворота налево (т.е. запрета нет, но и не рекомендуется).
Полиция тут очень злая. Особенно highway patrol. Могут сесть на хвост, остановить, попросить документы, что-то проверить, а потом сказать спасибо и предупредить что превысил скорость на 1.5 км/ч и пожелать хорошей дороги. Если что-то откопают, выпишут штраф. Три штрафа - надо пересдавать на права. Я не в курсе что произойдет с нашими правами, думаю что просто запретят водить машину на территории штатов.
Про поездку в Остин - что понравилось, так это дороги. Очень часто прямые и минимум поворотов. По сути, за 250 км пути от Хьюстона до Остина я ехал по трем шоссе с минимум 2-мя полосами в каждом направлении. В машине стоит круиз-контроль, так что я включил нужную скорость и спокойно себе рулил в нужном мне направлении, прислушиваясь к подсказкам GPS. Максимальная скорость на highway/interstate - 70 миль/ч или около 110 км/ч. Превышение разрешается только на обгоне. Почему так (при хороших машинах) - я без понятия. Что интересно, на обочине очень часто валяются разорванные покрышки. Тут, в целом, жарко и почти всегда сухая погода, вот их и разрывает. Народ, увы, не сильно дисциплинированный - мусор выбрасывают просто через окно. Но если поймают - будет ОЧЕНЬ больно :-)
По трассе всегда будет кучка кафешек, грилей, заправок, магазинов и т.д. Даже в глухой степи. В целом, дорога относительно не утомительная. Немного раздражают платные дороги (у них никогда нет сдачи с крупных купюр, а покупать на неделю девайс за $40 - смысла нет).
По стоимости проживания... Еда дешевле чем в Украине. Обычно на 30-50%. Машины и электроника даже не стоит сравнивать. Новый Ford Focus стоит от $14,000. 50" LCD от Samsung (новый!) = $1000.
Жилье - вообще печально. Двухэтажный коттедж (с гаражом на две машины) возле крупного города с небольшим куском земли (садик там или просто backyard) = $180,000. Причем он уже меблированный, с системой раздельного кондиционирования и всей инфраструктурой, типа канализации.
Что заметно - товары дешевые, а вот все услуги дорогие. Скорее всего это потому, что почти все импортируется за бесценок и слишком большая конкуренция, а вот услуги уже идут по местным уровням дохода, что сразу поднимает их стоимость.
Следующая остановка будет во Флориде, возле Маями, так что продолжение следует.
P.S. Фотографии будут позже.