Top 100 Videos - 2009, part III: 20-01

Feb 04, 2010 03:18


Верхняя двадцатка топа 100 лучших видео 2009 года - здесь. До того: часть I, места 100-51 и часть II, места 50-21.

100 лучших видеоклипов 2009 года. Часть III: места 20 - 01 )

music, charts, 2009, на просвет, video

Leave a comment

ksrg February 4 2010, 06:41:46 UTC
Знаешь, это на самом деле очень интересный и отнюдь не простой вопрос о том, почему это получилось именно так, и я его даже сам себе при составлении топа частично задавал.

Во-первых, конкретно об этом топе: в топ 100 все-таки есть еще треки на испанском и японском языках, еще больше их (как и треков на французском, а также голландском и немецком) было в лонг-листе, из которого выбирались эти 100 клипов, но не добрались до конца (например, там был тот японский самодельный анимационный клип про щелкание между каналами, который ты у себя в фейсбуке недавно вешал). Но понятно, что это все равно плюс-минус капля в море.

Во-вторых, интересных русскоязычных клипов мирового уровня в этом году, на мой взгляд, просто не было (в хотя в прошлом вот был Ляпис Трубецкой чуть ли не в десятке), поэтому их здесь и не оказалось.

А вот дальше начинается странное. Во-третьх, нужно иметь в виду, что я, не будучи профессионалом или серьезным аналитиком в этой области, не ставил себе целью увидеть ВСЕ достойные видео года, поэтому не залезал все-таки в локальные индустрии и следил за появлением новых клипов по нескольким вполне определенным - и, да, англоязычным - ресурсам, что заведомо обеспечивало довольно заметный уровень культурного шовинизма.

Впрочем, упомянутый здесь несколько раз Антвилль - это центральный, общемировой коллективный блог о видеоклипах, который читают во всем мире, поэтому энтузиасты заливают на него всё то интересное, что находится ими, вне зависимости от языка, на котором исполняется или хотя бы называется песня. Поэтому самое интересное все-таки вырывается в большой мир из локальных сцен, пусть и проходя при этом горнило блогосферного отбора, и там регулярно появляются клипы на французском, немецком, испанском, голландском, японском, шведском и т.п.

Но вот почему из них их всех в топ попали все-таки именно в массе своей англоязычные треки - остается так и не понятным. Особенно учитывая то, что Франция, например, традиционно одна из главных клипмейкерских держав (достаточно вспомнить Мишеля Гондри, лучшего клипмейкера 2008 года Ромена Гарва, или тех же новичков Мегафорс, которые тоже французы), и в топе на самом деле ПРОРВА клипов, снятых французами, либо на треки французских групп и музыкантов - просто почему-то это оказываются именно _англоязычные_ или чисто инструментальные треки.

И здесь мы приходим к вопросу о вообще распределении языка и языковых ресурсов в эпоху интернета и глобализации. Все-таки поп-культура со времен Пресли и Битлз всегда была англоцентричной: для того, чтобы стать успешным по всему миру, практически необходимо, увы, исполнять песни на английском. При этом необходимым элементом продвижения на рынок видеоклип стал только благодаря появлению специализированных музыкальных каналов - да, да, прежде всего пресловутого MTV. В Америке и Европе оно появилось в начале 80-х, и именно там и тогда индустрия клипмейкерства начала бурное развитие и, подогреваемая огромными бюджетами, выделяемыми рекорд-лейблами, сделала в 90-е качественный скачок, превратившись в новую арт-форму. В других же регионах мира (например, у нас, в Азии и Латинской Америке) MTV пришло на рынок гораздо позже, и зачастую уже не как музыкальный, а как чисто развлекательный канал, и его влияние на музыкальную среду оказалось гораздо слабее, плюс там изначально сильно ниже и финансовый, и кадровый, и организационный уровень для того, чтобы соревноваться на равных с американскими и европейскими режиссерами и студиями. Говоря проще, в большинстве стран мира просто нет возможностей (да и, в общем-то, нужды) снимать клипы на западном уровне. А там, где они есть - например, в неанглоязычной Европе - талантливых локальных клипмейкеров замечают в англоязычном мире и утягивают их к себе (как, собственно, произошло с тем же Мишелем Гондри, или с японцами Хиро Мураи и Масаши Муто, чьи вполне англоязычные клипы представлены непосредственно в этом топе), и они опять-таки начинают снимать в основном для англоязычных клиентов.

Reply


Leave a comment

Up