Top 30 Albums - 2007:
Места 30 - 21 Места 20 - 11 Прежде чем приступить собственно к главной для меня десятке альбомов прошлого года, хочу посвятить еще немного времени "ауттейкам": тому, что очень хотело попасть в эту тридцатку, но в итоге сюда не влезло, и что я, несмотря на это, все равно хочу хоть как-то отметить отдельно - потому что заслуживающих внимания альбомов в ушедшем году было явно больше тридцати.
Первая их часть - не поместившиеся в Top 30 альбомы сугубо 2007 года. Вот они, в геометрическом порядке; могу рассказать и о каждом из них отдельно, но только по заказу в комментах :)
- M.I.A. - Kala
- Tunng - Good arrows
- Maps - We can create
- Sambassadeur - Migration
- Ulver - Shadows of the sun
- Ulrich Schnauss - Goodbye
- Editors - An end has a start
- Young Galaxy - Young Galaxy
- Dean & Britta - Back numbers
- Sister Vanilla - Little pop rock
- The White Stripes - Icky thump
- The Lucksmiths - Spring a leak
- Stars Of The Lid - Carte-de-visite
- Epic45 - May your heart be the map
- Guitar - Dealin with signal and noise
- The Field - From here we go sublime
- Hard-Fi - Once upon a time in the west
- Trembling Blue Stars - The last holy winter
- Grand National - A drink and a quick decision
- (We Are) Performance - (We Are) Performance
- Самое Большое Простое Число - Самое Большое Простое Число
- David Thomas Broughton vs 7 Hertz - David Thomas Broughton vs 7 Hertz
Отдельным пунктом списка хотелось бы перечислить те альбомы, которые, несмотря на выход их в свет ранее 2007 года, я, тем не менее, открыл для себя только в ушедшем году, и на всем его протяжении они по тем или иным причинам были очень важны для меня. Вот они:
- Sally Shapiro - Disco romance
- Black Devil Disco Club - 28 later
- The Rapture - Pieces of the people we love
- Gotye - Like drawing blood
- Eric Zann - Ouroborinda
- Datarock - Datarock Datarock
- Xasthur - Subliminal genocide
- Kwoon - Tales and dreams
- Jens Lekman - Oh you're so silent Jens
Ну и совсем отдельное место в моем сердце занимает:
Robyn - Robyn
Link:
Ранее о RobynVideo:
Robyn - Konichiwa bitchesVideo:
Robyn - With every heartbeatVideo:
Robyn - Be mine [Live, acoustic]Ох. Если бы этот альбом в том или ином виде не вышел бы в родных для Robyn швециях ажно в 2005 году, и его европейское переиздание этого года можно было бы здесь посчитать - то быть бы ей здесь в десятке месте эдак минимум на четвертом. Но, увы, нет. Поэтому - "вне конкурса". С другой стороны, Робин явно из тех, кто умеет себя подать, а в это умение входит и умение правильно заставлять себя ждать. После нанесенных ей прошлых обид Европа заслужила возвращения Робин только через 2 года после Швеции, и возвращение получилось триумфальным; Штаты, поматросившие и бросившие ее как заурядную тин-поп-звездульку в конце 90-х, в результате дождутся ее только в этом мае - и на этот раз условия всем будет диктовать она (собственно, уже диктует: лучшая песня с последнего альбома Бритни, Piece of me, лучшая только благодаря бэк-вокалу Робин). Смотрите: вот она, Робин, самая настоящая из всех нынешних поп-звезд, и истинная, а не самопровозглашенная наследница Мадонны; ее наверняка ждет ослепительное будущее, тем более яркое, что на этот раз она целиком и полностью добилась всего сама. А добилась немалого: альбом "Robyn" даже чисто композиционно шедевр, потому что начинается он с совершеннейшего ерничания и стебного хип-хопового позерства, затем от веселья переходит ко все более и более нервному электро-попу (в том числе и идеологически главным ее новым хитам, душераздирающим "With every heartbeat" и "Be mine"), а заканчивается все тихими балладами, в которых эта самая душа - уже разодрана на клочки, и восстановлению не подлежит. Целая гамма сильнейших чувств, высказанная так, что ей невозможно не верить.
И это не говоря еще о собственных моих резонансах с этими песнями...
Вот теперь можно переходить и к финалу: 10 самым любимым мною альбомам 2007 года. Приготовьтесь скучать и разочаровываться ;)
10 Simian Mobile Disco - Attack decay sustain release
Video:
Simian Mobile Disco - HustlerVideo:
Simian Mobile Disco - Sleep deprivation [Live]Тут я повторюсь. В конце 2006 года года я, можно сказать,
напророчил будущую альбомную дуэль между Justice и Simian Mobile Disco. Так и вышло; если не в массовом восприятии, то хотя бы лично для меня, потому что сложилось так, что послушал я соответствующие их альбомы буквально подряд. И моя ставка в этой дуэли - на Simian Mobile Disco: Justice со своим густоосязаемым желанием как-нибудь так покруче выпендриться наворотили в результате таких выкрутасов, что продукт в результате оказался для меня каким-то уж чересчур малосъедобным (кстати, почему одни и те же люди сейчас превозносят Justice, а три года назад на чем свет стоит хаяли последний альбом Daft Punk?) А вот Simian Mobile Disco не стали вдаваться в декораторские навороты, они сделали ставку на "олдскульность" и максимальную четкость, ясность и выверенность того, что они делают. В результате каждый из треков альбома - самоценный и самобытный хит, который годится для всего: и как фон для работы, и как тема для танцев, и как модулятор настроения. Ну а весь альбом в целом неожиданно складывается из этих кирпичиков в единую и очень живописную картину - музыку для вдумчивого прослушивания. Часто ли это бывает с электронными танцевальными альбомами?
09 Club 8 - The boy who couldn't stop dreaming
Link:
Ранее о Club 8MP3:
Club 8 - Whatever you wantMP3:
Club 8 - HeavenVideo:
Club 8 - Whatever you wantГолос Каролины Комштедт - это каждый раз как лечебный бальзам на душу; ну вот реально, я слушаю этот альбом почти каждый раз, когда меня что-то ранит. Тем более что музыка Йохана Энгергарда здесь на сей раз обходится без ненужного для этого голоса сопроводительного электрического шума, и дарит чистую и незамутненную звуковую радость. Лучший альбом Club 8, лучший альбом 2007 года из изданных на моем любимом лейбле
Labrador, лучший дрим-поп альбом года и... только лишь альбом №2 в моем любимом субжанре - шведском инди-попе. О шведском инди-попе №1 - позже ;)
08 Eluvium - Copia
MP3:
Eluvium - Prelude for time feelersМэттью Купер - "комнатный", компьютерный пост-рокер/электронщик, который для альбома "Copia" вдруг забросил все заезженные еще задолго до него сюжетные ходы пост-рока, idm-а и эмбиента и стал на своем компьютере писать какой-то совершенно невероятной красоты "симфоническую" музыку. "Симфоническую" в кавычках только потому, что ну как-то не вяжется это слово с производством подобной музыки на компьютере. Но там есть еще и камерные "фортепианные" пьесы, и вдохновленный Найманом и Глассом минимализм, и милейшая "неоклассическая" попса (ах, как мы танцевали вальс под Radio ballet на физтеховском новогоднем бале! ;). Пуристы от классики могут брезгливо зажать нос и сказать на все эти компьютерные чудеса "Фэ!" Их можно понять, наверное; но пока я до полноценной классики не дорос, и эта "эрзац-классика" для меня - в самый раз. К тому же у музыки Eluvium есть одно неоспоримое преимущество, которого более, увы, нет практически ни у кого: редчайшее ныне чувство Космоса.
07 Ash - Twilight of the innocents
Link:
Ранее об AshДа здравствуют Ash - последние певцы чистой и незамутненной бродяжнической романтики. Пауэр-поп что-то в последнее время в загоне, а тот, что не в загоне - тот фигней какой-то занимается (Stacey's Mom - это вот что такое, простите, было?) И только Ash до сих пор еще поют такие песни, которые хочется без всякой задней мысли хором и в унисон орать на улице вместе с хорошими друзьями. Перед этим альбомом от них ушла Charlotte Hatherley - ну и поделом, потому что, вновь оставшись втроем, как когда-то, когда они были всего лишь внезапно добившимися успеха пятнадцатилетними подростками, они забили на всяческие "мелтдауновые" попытки мЯталлА и задали такого жару, что ух! Бодрость духа, отличные мелодии, простые, но яркие и честные тексты и какая-то такая немного обреченная энергичность, что прямо завидно становится. Жаль только, что теперь они говорят, что это был их последний альбом...
06 Kate Nash - Made of bricks
Link:
Ранее о Kate NashVideo:
Kate Nash - FoundationsVideo:
Kate Nash - MouthwashЯ до сих пор не могу до конца разобраться с тем, что же меня так цепляет в песнях, текстах и личности Кейт Нэш. Самое вероятное (и одновременно, для тех, кто меня знает - невероятное), что дело тут в ее стихах. Это её сочетание черного английского юмора, ненависти к себе и козлам-бойфрендам, самокопания (неглубокого, потому что девушка она, очевидно, простая) и умения как-то удивительно цепко и метко выделить и подчеркнуть мелкие бытовые детали, расцвечивающие и делающие достоверными даже кажущиеся самыми банальными истории сражает наповал. Ну и музыка здесь подстать: кто-то хает альбомные аранжировки за то, что они, дескать, испортили простую красоту её ранних демок - а по мне, так девушек с гитарами и так пруд пруди, а вот так, чтобы вдобавок к этим гитарам были еще и хитрые ритмические перебивки, и отрывистое пианино, и откровенно китчевая попса, и всякие брямкающие в неожиданных местах звуки, и неожиданные пост-панковские риффы, да еще всё это и сопровождалось совершенно особенной, очень язвительной манерой пения - это нечто почти уникальное. "Made of bricks" - это поп-музыка, раздираемая внутренними противоречиями в клочья. Тем она и прекрасна.
05 Shout Out Louds - Our ill wills
MP3:
Shout Out Louds - Tonight I have to leave itVideo:
Shout Out Louds - ImpossibleVideo:
Shout Out Louds - It's possible [Impossible remake by Studio]Я не любил Shout Out Louds раньше - но не влюбиться в этот альбом, наверное, не мог. Ностальгический, до безобразия мелодичный шведский поп-рок с надрывным "робертосмитовским" мужским вокалом и милейшим женским голосом на подпевках - разве можно тут устоять? Но из всей массы такой музыки именно Shout Out Louds, а не кто-либо ещё, стали для меня в этом году чем-то совершенно отдельным и особенным, потому что в каждой их песне - целый мир. Я почти не читал в этом году книг, всё имеющееся время тратя на изучение того, во что обычно тыркаюсь в интернете; об этом, в общем, почти не жалею, и только за утраченное ощущение оживающей при прочтении книги Истории (Story, а не History) обидно. И вот песням Shout Out Louds хотя бы отчасти удается мне это ощущение вернуть, причем как таковой их текст не играет при этом главного значения, каким-то непостижимым образом оно создается именно музыкой. Не знаю, возможно ли понять, что я тут хотел сказать - но вдруг на вас тоже подействует? Попробуйте посмотреть клип на Impossible; он - как раз из тех Историй.
04 Port-Royal - Afraid to dance
Link:
Ранее о Port-RoyalLink:
О концерте Port-Royal - в топе концертов - 2007Video:
Port-Royal - Putin vs Valery"Afraid to dance" - это "активная фоновая музыка", состряпанная в равных пропорциях из эмбиента, тягучих синтезаторов и всяческих пост-роковых и idm-ных штучек. Обычно она оказывается прекрасным именно что фоном, в одно ухо влетающим, делающим по пути всякие приятствия, но затем непременно в другое ухо вылетающим; только за кракозябры и всяческие резкие телодвижения звук цепляется, но лучше бы он этого не делал. А тут вдруг получился настолько гармонично выстроенный, практически совершенный атмосферный альбом, что он как в водоворот или смерч захватывает тебя и мягко, но уверенно уносит с собой в какие-то далекие дали, где ты начинаешь рассеянно и туманно бродить по незнакомым местам - пока вдруг он не заканчивается, и ты как будто внезапно просыпаешься от удивительного сна. Ко всему прочему, это еще и парадоксальным образом танцевальный альбом - но о том, как и почему это именно так, я уже говорил раньше в применении к их концертам.
03 Stars - In our bedroom after the war
Link:
О Stars в этом году разLink:
О Stars в этом году дваMP3:
Stars - Take me to the riotMP3:
Stars - PersonalДва месяца моей жизни - август и сентябрь 2007 года - практически целиком прошли у меня под знаком этого альбома. Я слушал его чаще, чем какой-либо из других в этом году. Я знаю наизусть все песни с него, хотя ни одну из них не учил специально. Я сроднился со всеми рассказанными здесь историями о "любви и войне". Я ждал его с тех самых пор, как открыл для себя группу Stars, и дождался. И я счастлив.
Парадокс в том, что это далеко не лучший их альбом. Ключевое место всех рецензий на него (в том числе и, ха-ха, тех двух, которые я написал для TimeOut и Play) - что он вышел очень неровным; что на нем есть как чуть ли не самые лучшие песни Stars за всю их историю, так и полная и окончательная фигня. Но если присмотреться к этой мысли поближе, вскроется другой парадокс: разные люди в качестве лучших/худших называет совершенно разные и часто противоречащие друг другу песни - то есть каждый находит на этом альбоме что-то своё и отрицает чьё-то чужое. Получается, что Stars записали универсальный альбом, в котором есть ключик к каждому - но действует он только в режиме индивидуального, почти интимного диалога.
Что же до меня, то я даже люто ненавидимой мною за супертрамповость песне Ghost of Genova Heights не могу не подпевать изо всех сил, когда её слышу. Что уж говорить о Take me to the riot и Personal, двух важнейших для меня песнях этого года. В общем, я пропащий человек; Stars сейчас - моя любимая группа, а их инди-поп - самая моя музыка. Да, и ещё: обложка In our bedroom after the war - лучшая обложка альбома 2007 года.
02 The National - Boxer
Link:
Ранее о The NationalLink:
Ранее о концерте The NationalVideo:
The National - Apartment storyMP3:
The National - Fake empireСказать про "Boxer" и The National лучше, чем я это сделал в посте про свой экспириенс их московского концерта, уже, наверное, не смогу. "Музыка комфорта" - так с легким пренебрежением говорят о нем скрытые и явные нелюбители этого альбома и всего похмельного белого инди-рока. Быть может; но главным образом это музыка Утешения, т.е. того, что музыка, увы, способна давать нам в последнее время всё реже и реже. Небольшой и занятый факт по результатам рефлексии сравнения этого и прошлогоднего альбомного чарта: на втором месте в прошлом году был такой же по духу, но совершенно иной по музыке альбом The Radio Dept. "Pet Grief"; он и "Boxer" в моей голове после этого теперь нераздельно связаны друг с другом.
01 Burial - Untrue
MP3:
Burial - ArchangelMP3:
Bloc Party - Where is home? [Burial remix] (Zshare link)
Burial записал этот альбом, руководствуясь детскими воспоминаниями о том, что рассказывал ему старший брат о тех многочисленных рейвах, на которые он когда-то ходил. Теперь рейв мёртв, как мертвы и многочисленные перебравшие там всяких субстанций рейверы. От них остались лишь ностальгия и ню-рейвовый симулякр, пытающийся оживить рейв - но когда оживляешь мертвецов, получаются всегда лишь зомби. Burial не идет по этому пути, он смирился с неизбежностью смерти и просто пытается найти общий язык с призраками прошлого; вот Archangel - он словно бы о тех же мертвых рейверах, по какому-то недоразумению попавших на Небо и уже оттуда посланных обратно на Землю присматривать, как в "Небе над Берлином", за людьми. Это попытка поговорить с призраками и понять, что ожидает нас самих в пост-бытии, что останется от нас, когда физически мы умрём. Занятно; прошлогодний альбом №1, "Silent Shout" The Knife, был о смерти; почему-то так получилось, что Burial, нынешний №1, продолжает эту тему, говоря о том, что же будет дальше, после смерти. Но эта музыка не ограничивается размышлениями над смертью одной лишь личности и индивидуума, она помогает мыслить шире, о смерти целого явления (в данном случае рейва) и - еще шире - вымирании целых пластов культуры и цивилизации. Но на минуточку: такое вымирание происходит прямо здесь и сейчас, в нашем собственном мире, подминаемом под себя Культом Потребления, который направляет устремления человека прочь от Будущего к вечному Сегодня и превращает всё то, чего касается, в бескрайнее унылое говно. Почему это происходит сейчас? Что пошло не так в прошлом? Что будет с нами дальше, в будущем? Ответить на эти вопросы практически невозможно; может быть, хотя бы "призраки", с которыми говорит Burial, знают что-нибудь об этом? Нет; вряд ли; ведь это всего лишь музыка. Но она может помочь сформулировать нужные вопросы. А, как известно, правильно поставленный вопрос - это уже половина ответа.