20 сентября в Тверской области произошло событие, не получившее широкого освещения в региональных СМИ, хотя и анонсировавшееся. Это - установление памятника "Скорбящие родители" на немецком кладбище в Ржеве. Собственно, медийная "тишина" в данном случае понятна: учитывая политический момент, вряд ли это мероприятие было бы встречено людьми с радостью и пиететом. Тем не менее, факт есть - и не отреагировать на него попросту невозможно.
Памятник установлен по инициативе германского "Народного союза по поиску, идентификации и захоронению погибших солдат" (VDK). По сути, это копия скульптурной композиции немецкой художницы Кете Кольвиц, установленной в Бельгии в 1932 году. Именно там на фронтах Первой мировой погиб ее сын Петер. А подо Ржевом в 1942 году сложил голову внук фрау Кольвиц, которого тоже звали Петер. По замыслу автора - женщины, потерявшей на войнах и сына и внука - ее произведение должно взывать к миру. Возможно, в Бельгии все именно так и обстоит. А вот к чему взывает этот памятник в России, и тем более - в Ржеве?
Разрушенный город
Наверно, не стоит лишний раз напоминать, что Великая Отечественная была, пожалуй, единственной войной в истории нашей страны, где вопрос стоял о ФИЗИЧЕСКОМ существовании народа. Также общеизвестны факты о миллионах расстрелянных, сожженных и замученных в концентрационных лагерях советских людей. В последнее время часто слышатся возражения: мол, зверствовали главным образом не немцы, а предатели, перешедшие к ним на службу. Но даже если и так - то кто отдавал приказы?
Возьмем Ржев. Город находился в оккупации 17 месяцев. На момент освобождения он был разрушен в буквальном смысле до основания: из 5443 жилых домов уцелели 297. В захваченном германскими войсками городе оставалось около 20000 жителей, а в день освобождения, 3 марта 1943 года, их насчитали 150 (!). После войны Ржев фактически отстраивали заново... Согласитесь, возникает закономерный вопрос: этично ли ставить здесь памятники тем, кто пришел жечь, разрушать и убивать?
Лыко в строку
Интересы VDK в этом деле вполне понятны, а вот тем российским чиновникам, которые давали разрешение на установку памятника, понятие этики, похоже, незнакомо вовсе. Иначе как понять их решение, учитывая все изложенное выше? Ну а нашим "европейским партнерам", как известно, только дай палец - они и руку по локоть откусят. Так, председатель "Народного Союза по поиску, идентификации и захоронению погибших солдат" Маркус Меркель подчеркнул, что скульптурная композиция - своего рода призыв к миру в конфликте между Россией и Украиной.
Вот тебе, бабушка, и Рабиндранат Тагор! Это даже не пощечина, а самая настоящая оплеуха, после которой господин Меркель должен был бы убраться из России навсегда вместе с памятником. Во-первых, как-то странно слышать поучения от представителя державы, развязавшей мировую войну. Во-вторых, при подобных заявлениях в приличном обществе принято оперировать фактами, а никаких фактов, естественно, представлено не было. Ну и, конечно же, уважаемый гость "забыл" упомянуть о роли Евросоюза, поддерживающего украинских нацистов деньгами и "печеньками".
Торговцы Победой
Уже не раз говорилось, что установка подобных памятников в нашей стране - это фактическое приравнивание оккупантов к защитникам. Стоит ли допускать такое - вопрос, согласитесь, риторический. Вполне возможно, что Петер Кольвиц, а также прочие Гансы из Берлина, Мюнхена или Дрездена были неплохими парнями, не убившими ни одного мирного жителя. Однако это не отменяет того факта, что они пришли сюда как ЗАВОЕВАТЕЛИ. И что по приказу других Мартинов, Генрихов и Адольфов сравнивались с землей города, уничтожались деревни вместе с жителями.
Чисто по-человечески - немецкие солдаты, конечно же, заслужили достойного упокоения и надгробной плиты. Но - не более. А установка на их могилах всевозможных скульптурных композиций, да еще и с идеологической окраской - это торговля нашей Победой. Оптом и в розницу. Еще с десяток лет такой политики, и от нее - Победы - вовсе ничего не останется...
Алексей УЛЬЯНОВ
"КС Регион 69"