Как потребителю увернуться от маркетологов

Oct 18, 2014 23:00

Один из лучших российских маркетологов о маркетинговых уловках :-)

Оригинал взят у slavinsky в Как потребителю увернуться от маркетологов
Не секрет, что (плохие) маркетологи создают ловушки для потребителей. Но если об этих ловушках знать, то можно их успешно избегать, не ведясь на поводу у уловок из рекламы или с упаковки. Совет очень простой.

Задача маркетинга - всеми силами постараться уберечь вас от сравнения. И если несравненные (т.е. уникальные) продукты достигают этого путем технологическим, через продукт, то большинство остальных марок ощетинились, прикрывая продукт, красивыми формулировками и сочными картинками. Сверхзадача брендинга (за что я его особенно и справедливно ненавижу) - увести потребителя в "эмоции". Именно поэтому о них так любят рассказывать наши знаменитости на всяческих семинарах и конференциях. Совет простой: не ведитесь. Самое простое оружие в руках у каждого из потребителей - это навыки чтения. Но уже по композиции, по дизайну продукта (особенно стоящего на полке магазина) можно сделать массу выводов. Для этого потребителю достаточно встать на место производителя.

Что сделает производитель, чтобы продать плохой (будем называть своими именами) продукт? Первым делом - он спрячет состав. В 90% случаев, связанных с распознанием bad marketing достаточно прочитать его. И тогда сочная картинка "на фасаде" померкнет на фоне всяческих усилителей вкуса и ароматов, идентичных натуральным.

Второе (следствие перового) - производитель вытащит на первый план "эмоцию". Выражаясь более корретно, он начнет работать с иррациональными мотивами потребления, пытаясь вызвать, например, слюноотделение путем размещения сочных и свежих ингредиентов. Свежесть - это особая тема. Именно поэтому производители соков из концентратов так любят капельки росы на упаковке. Т.е. чем больше аппетитная картинка, тем меньше места для состава продукта. Чем больше "визуального мусора", тем меньше внимания достанется содержимому. Т.е. непосредственно тому, что вы будете употреблять. Это, кстати, чистой воды американская школа дизайна.

Третий момент (наконец-то добрались) - давить на эмоции. А эмоции с точки зрения маркетинга - это прошлый опыт потребления. Причем либо собственный, либо тех, кому мы доверяем. Поэтому так модно стало выезжать на лирических настроениях и том, что было раньше. Например, на счастливом советском детстве. А в детстве никаких "Е" не было. Это доподлинно известно. Поэтому вместо них в "Докторскую" колбасу добавляли, если память мне не изменяет, селитру. (Так может эти новые "Е" и не так плохи?). Но здесь не стоит рубить с плеча. Порой через такой подход производитель пытается донести тему натуральности ингредиентов и традиционности производства... Хотя, если и то и другое присутствует, то нужна ли тема счастливого детства - это как раз вопрос для детального изучения.

Четвертое. Сочетание третьего пункта с высокой ценой. Круто сделанная упаковка добавляет ценности. Безусловно. Но в нашей жизни всякое бывает, поэтому помимо красивых картинок у цены должно быть еще и четкое обоснование, размещенное где-то на видном месте между талантливыми иллюстрациями или коллажами.

Пятое.При всей своей изобретательности bad marketing очень боится быть не таким как все. Поэтому все "красивости" не разрушают стереотипы о продуктах и не представляют их в новом свете, а скорее являются декоративными. Новаторы используют радикальные решения, а плохие маркетологи - решения похожие на радикальные. Так, чтобы и внимание привлечь, но и не сильно выделяться из конкурентной среды. Свои могут не понять. Поэтому если вы видите на полке что-то уж совсем не похожее на привычное - это повод внимательнее присмотреться к продукту. Возможно в нем вы найдете то, чего не нашли среди остальных. То же можно отнести и к производителям, выделяющим под состав своего продукта почетное и удобочитаемое место.

Возможно, я что-то забыл. Но вы ведь дополните?
И удачных вам покупок. Да прибудет с тобой Здравый Смысл.

Брендинг, Маркетинг, Ликбез, Важно!, Культура потребления

Previous post Next post
Up