Вчера конференция SITE,
Стокгольмского института переходных экономик в Стокгольмской школе экономики, посвящённой 25-летию «перехода» и 25-летию института началась с выступления Андерса Ослунда, когда-то создателя института. Я-то о SITE узнал в 1998-ом, когда Эрик Берглоф, уже следующий директор, позвал меня присоединиться к небольшой группе
(
Read more... )
Политологи часто объясняют создание и защиту инкумбентом ренты необходимостью поддержания устойчивости неопатримониальной автократии, то есть сохранением ограниченного доступа или эксклюзивных институтов. Ибо если нет ренты, то нет и средств поддержания лояльности и работоспособности режима. Поэтому получается, что рост экономики увеличивает риски для НП автократии, ибо появляющийся малый и средний бизнес сложно контролировать и кооптировать, он вполне может стать сильно независимым от инкумбента. Эту особенность патримониальных режимов заметил очень давно М.Вебер.
Социальная психология говорит о том, что изменить взгляды и ценности очень сложно (это заметил теперь и Д.Норт) и поэтому в переходных экономиках институты, привнесенные из развитых экономик работают совсем по другому или вообще не работают.
Посему возникает вопрос, не являются ли попытки найти пути роста экономики в переходных режимах без учета культуры, политический реалий и психологии заранее обреченными на неудачу? Может быть стоит попробовать мультидисциплинарный поход?
Reply
А про культуру и т.п. - посмотрите страничку Жерара Ролана (ссылка есть в посте) - они с Тедом Мигелем сделали целый ряд исследований связи культуры и институтов, используя, кажется, генетические данные о древних людях.
Reply
Что касается Вашего предложения ознакомиться с работами уважаемых экономистов в области культуры и генетики, то я не очень понимаю (в генерализацию экономики верить не хочется), а почему бы экономистам не обратиться к профильным наукам - современной кросс-культурной и социальной психологии. Или таким социологам, как М.Вебер. Предположу, что в части изучения и знания культуры эти науки все же более сведущи. Тогда, возможно, и институты (взаимодействия людей в группах) стали бы более понятны. Также как и препятствия на пути "переходных экономик", которые грозят остаться таковыми очень надолго по причинам, "открыто" исследующимся другими науками.
Reply
Reply
Reply
Reply
А я даже не уверен, что НП авторитаризм строился сознательно, - само сложилось. Элиты и народ ведь иного просто не знают и не умеют. Даже оппозиция. Матрица.
Reply
Reply
Reply
Reply
Говоря о матрице я утрировал, конечно, но в социальной психологии есть понятие традиционных обществ, ментальность которых меняется довольно медленно. Особенно, если патернализм выгоден господствующей элите для удержания власти.
"Матрица" для меня еще и в оппозиции, которая не дозрела для оппонирования режиму. Она просто не знает и не желает понимать пресловутое "большинство". Господствующая элита гораздо лучше разбирается в "народе" и играет на нужных струнах.
Reply
Leave a comment