Арчи встречает Вульфа

Jul 07, 2016 16:55

Трудно решить - вот если мой блог - это "дневник экономиста", я могу писать о чём-то, не связанном с экономикой, наукой, образованием, то есть что-то личное? И я давно решил, что летом, в несезон, могу. Именно летом пишется и про Ишигуро, и про Видала, и про Каро.

Так вот - важное сообщение для тех, кто, как я, в начале 1990-х завороженно ждал новых переводов Рекса Стаута, детективов, в которых два выдающихся сыщика, Ниро Вульф и Арчи Гудвин, побеждают, из своего нью-йорского дома, силы зла. Конечно, в конце 1980-х- начале 1990-х появилось огромное количество выдающихся книг и появилось, можно сказать, одномоментно. В СССР была запрещена, в разной степени, вся взрослая литература, кроме классической (заканчиваясь, грубо говоря, Хэмингуэем) и плохой, так что когда запреты были сняты, шедевры хлынули потоком. Не знаю, стал бы я когда-то читать Трифонова, не говоря уж о Кнорре, если бы были Набоков, Солженицын и Довлатов. (И Аксёнов, и Бабель и много-много ещё кто.) Это может показаться удивительным, но отбор зарубежной литературы был, действительно, по качеству - то есть среди тех, кого не переводили вовсе или издавали ничтожными, малодоступными тиражами, были абсолютно аполитичные Борхес и Эко. И по той же логике - раз что-то хорошее, то это не нужно - были практически недоступны замечательные детективы ХХ века - и Стаут, и Макбейн, и Чандлер, и Гарднер...

Сейчас эти детективы не могут быть таким откровением - это же, одновременно, был рассказ и о жизни в совершенно другой стране. А с начала 1990-х всех их быстро перевели и я и все мои друзья их быстро прочли. Тогда ещё могло так быть, что кто-то прочёл, а ты ещё и не знаешь о том авторе - я помню, мне позвонил scolar и рассказал завязку повести Стаута и предложил разгадать. (Я разгадал, но там очень просто -  в большинстве приключений Вульфа и Арчи читатель не может догадаться сам, там суть в другом.) Кто-то прочёл и забыл, а я люблю перечитывать и уже довольно быстро не только прочёл всё, что написал Стаут о Вульфе, но и выучил очень хорошо, с подробностями. Скажем так - я различаю разные переводы одного и того же текста, когда читаю и помню многие реплики.

Потом я узнал, что Стаут умер, и что есть автор, Роберт Голдсборо, который с разрешения семьи покойного продолжил серию. Тем более, что продолжать легко. У Стаута такой приём - возраст героев и основных, и второстепенных, которые также встречаются практически в каждом романе, не меняется, а вот эпоха меняется быстро. То есть в 1930-е пятидесятилетний (примерно) Вульф и тридцатилетний (примерно) Арчи расследуют преступления зловредных промышленников, в 1940-х - шпионов и коммунистов, в 1950-е имеют дело с борьбой за права негров, в 1960-е - не дают ФБР слишком наглеть, а в начале 1970-х интересуются прослушивающими устройствами в Уотергейте. Прочел два романа Голдсборо и как-то не впечатлился.

А вот позавчера, по случаю, прочёл новый роман того же продолжателя про тех же героев - "Арчи встречает Вульфа" и мне очень понравилось. Арчи девятнадцать и он уже две недели как прибыл в Нью-Йорк из маленького городка в сельском Огайо. Детективное приключение тривиальное, но, что меня удивило - и что я рекламирую - характер Арчи, повествователя, построен очень убедительно. Арчи у Стаута довольно сложный персонаж - это такой Геккльбери Финн и, одновременно, Джеймс Бонд. (Бонд Броснана, а не Крейга, если уж быть совсем точным.) То есть он говорит - и внутри себя, и снаружи - по-детски, а работает исключительно профессионально. Так вот если дать писателю задание - создать героя, который был бы милым и добрым, но не капли не сентиментальным, хвастливым, но рассчётливым, болтливым, но хватким как бульдог, то задание кажется невыполнимым. А у Стаута этот герой сложился - как часть удивительно равноправного тандема, вовсе не Ватсон при Холмсе и не Гастингс при Пуаро. У Агаты Кристи, к слову, этот персонаж, "наивный спутник" есть и в романах с мисс Марпл, это сам читатель. Приём с "наивным спутником", конечно, был в чести и до Конан-Дойла и использован в тысяче детективов после.  Но у Стаута повествователь умнее и внимательнее читателя - просто он такой весёлый и милый, что собственной неполноценности не чувствуешь.

Так вот, девятнадцатилетний Арчи у Голдсборо совершенно адекватен - всем, кто любит Арчи тридцатилетним, то есть попросту любит романы Стаута, я его рекомендую. 

рецензии

Previous post Next post
Up