Стив Джобс

Oct 06, 2011 16:32

От того, что какая-то новость давно ожидается, он не становится менее печальной. Во всех газетах давно лежали заготовленные некрологи Стива Джобса, создателя, ни много ни мало, персонального компьютера, трёх инструментов, перевернувших мир - iPod, iPhone и iPad и мультстудии Pixar, перевернувший мир, возможно, ещё больше, и лучше этих некрологов не напишешь. Про Джобса уже написано много, а будет написано ещё больше - его имя будет в одном ряду - если, конечно, есть такой ряд - с Леонардо да Винчи, Стивенсоном, Эдисоном… От него остались тексты интервью и выступлений. У меня узкий, чисто экономический вопрос - а, что собственно, изобрёл Стив Джобс?

Тут есть определённая загадка. Когда мы говорим про «инновации» и «технологический прорыв», мы как-то подсознательно представляем себе изобретение как некий физический объект вроде колеса или двигателя внутреннего сгорания. То есть была задача, и вот нашлось её техническое решение. Между тем, многие изобретения - в том числе изобретения Джобса - это совсем другое. «Добавленная стоимость» возникает от того, что изобретатель придумывает нечто, что людям очень нужно, но они пока этого не понимают. А как только это видят, перестают понимать, как они жили без. Изобретатель не решает поставленную задачу, а видит, что есть повод задачу поставить. (Такие задачи, будучи поставленными, находят решения.)

В привычном, «технологическом», шурупно-электродном смысле никакого изобретения в iPod-iPhone-iPad нет, в мультфильмах студии Pixar и персональных компьютерах - тем более. Получается, что вся техническая сторона такого изобретения является, парадоксально, предметом общественных наук - чтобы изобрести, нужно выявить, организовать и понять информацию о человеке. Apple, по-моему, на рекламу тратила меньше других фирм - с того момента, как продукт появлялся в продаже, люди просто хотели его купить. И это при том, что в функциях, например, iPad нет ничего, чего бы не было в лэптопе + мобильном телефоне. Но, оказывается, в лэптопе и мобильнике было много лишних функций, да и те, что нужны, были организованы не так, как мне надо!

Изобретения «маркетинговые», которые построены на более точном понимании человеческих потребностей, доставляют людям не меньше радости, чем изобретения «технологические», но по традиции их ценят меньше. Стив Джобс начал эту традицию менять.
Previous post Next post
Up