Жена пытается кормить дочь перед сном, та периодически что-то возмущенно восклицает. А я наконец собрался с мыслями сесть и написать этот пост. Закончилась моя эпичная эпопея работы в e96-ру. Почти четыре года я погружался в недра регионального екоммерса через дизайн. Очевидно, было всякое - и хорошее и плохое, но об этом я писать не буду. Скорее хочется сделать аналитический ретроспективный срез в плане поставленных целей и их реальной достижимости.
Личной конкретики и выводов, применительно к локальным рабочим реалиям не будет, их я изложил в объемном прощальном письме ко всем сотрудникам. Там они к месту. Тут же хочется остановиться на личных профессиональных составляющих. Так что если что-то и проскользнет, то лишь для того, чтобы послужить показателем описываемых факторов. И да, то, что я описываю, это не для собственного бахвальства или очернения кого-либо, это попытка проанализировать собственный субъективный опыт.
В екоммерс я пришел из Контура. Из обеспеченной комфортной среды бухнулся в неизвестный и неопределенный малоухоженный четверг. Решение было сознательным, его факторы я уже, кажется, описывал. Первый год было дико трудно. Если до этого времени кто-то мне когда-то говорил, что можно работать по 10-12 часов просто потому, что работы дофига, я снисходительно улыбался. Нет, я и в Контуре регулярно проводил по 10-12 часов в офисе, но это было вызвано скорее графиком, когда жена меня привозила и увозила с работы. С 8 до 20 было вполне нормально и комфортно.
На новом месте же я все это время херачил и пытался привести все, что связано с дизайном в какое-то общее стойло (до меня дизайнера вообще не было) и выработать понимание, как и куда нужно двигаться. Благо, офис был в 5 минутах от дома, так что особых проблем это не вызывало. Когда я только пришел, компания имела хорошую репутацию и солидную лояльность покупателей, так что цели были достойными, а репутация требовала соответствовать уровню. Ну и плюс к тому, я был в то время вообще один дизайнер на всю компанию. Так что спектр работы был весьма широк.
Оглядываясь назад, я думаю, что называться арт-директором интернет-магазина, наверное, не совсем правильно. Хотя его требуемый функционал я вполне реализовывал. Для арт-директора было слишком много сторонних компетенций, которые следовало закрывать. А также не было стратегического функционала развития, не было продвижения видения и позиционирования на рынке, не хватало свободы в плане принятия решений в профессиональном русле. Если именовать свою должность сейчас, я бы назвал ее дизайнер-проектировщик-полиграфист-интерьерщик с функциями переговорщика, секретарши, копирайтера, маркетолога, аналитика, администратора и проджект-менеджера.
В плане же рабочих условий, после Контура немного хотелось плакать. Потому что было как везде. Тесно и неустроенно. Стандартный средний офис рядовой компании. С таким же отношением к корпоративной культуре и сотрудникам. Выехал я только на сознательности и самоорганизации с приятными коллегами. Вообще, надо сказать, что с последними мне в первое время очень повезло, это были крутые профессионалы с разносторонними компетенциями. Постепенно большинство из них покинуло компанию. После ухода каждого работать становилось все сложнее и менее эффективно.
На данный момент сама отрасль екоммерса находится в жесткой стагнации, а консолидация и глобализация этого рынка только усугубляет тенденцию, потому что душит все новое и непохожее. Навскидку не назову ни одного нормального отечественного интернет-магазина, который бы не вызывал неприязни. Развиваться в сервис и услуги пока не получается, ибо структура настолько разрослась, что не может себя прокормить. И вместо улучшения качества обслуживания всеми способами натурально впаривает товары, не гнушаясь манипуляциями и попрошайничеством всплывающих баннеров. В девяти из десяти интернет-магазинов удобство покупки находится где-то на самых нижних ступенях приоритетов. А наверху решение задач бизнеса за счет покупателя.
Я почему затрагиваю именно эту сторону, это профессиональная деформация, умение посмотреть глазами пользователя, которое я пестую и всячески развиваю.
Рынок и макроэкономическая ситуация сильно повлияли на интернет-торговлю, отбросив всю без исключения отрасль лет на 10 назад. Не в плане ассортимента, а в разрезе предоставления услуг по оформлению, оплате и доставке заказа. Я
недавно писал об этом, поэтому расширять мысль не буду. И ситуаций, когда цена на товар высока, а продавать его надо, стало слишком много. Обратите внимание, как увеличилось количество распродаж в интернете, на порядок практически. Это не от хорошей жизни, и не потому что продавцы вас уважают и любят. Это очень печальная тенденция, говорящая о незнании рынка.
Никто просто не может нормально сказать, что и за сколько нужно продавать, чтобы это, извините за тавтологию, продавать. Конечно это касается не всех товарных категорий и не всех случаев. Какие-то стратегии обкатаны, понятны и работают вполне неплохо. Но в эпоху бигдаты и нейросетей мы до сих пор видим всплывающие окна формата: вы на сайте уже 45 секунд, а еще ничего не купили или мигающие чатики, зрасьте, я-менеджер-иван-чем-могу-помочь, время ответа в течение трех часов только в рабочие дни с девяти до трех. И эта нездоровая тендеция носит, увы, не частный, а повсеместный характер.
Работать над чем-то новым и улучшать взаимодействие с пользователем в таком формате практически нереально. То, чем занимались мои коллеги в других компаниях и то, о чем я читал в умных книжках, не вязалось с реальностью вообще никак. Поэтому вместо изучения пользовательского поведения в разрезе как для тебя сделать лучше и удобнее, чувак, я к окончанию своей рабочей эпопеи в 90% случаев имел задачи в лучшем случае вида: надо впарить столько-то ненужной фигни, которая пылится на складе или нам нужны баннеры на сайте везде, где только можно, и желательно мигающие. Или набирающее нынче модное направление емейл-хуейл маркетинга требовало пихать везде всевозможные всплывающие и не очень формы подписки на рассылку.
Поэтому последний год у меня развивался не просто когнитивный профессиональный диссонанс, а какая-то особо изощренная форма шизофрении. С одной стороны вроде бы понимаешь куда двигаться надо и как надо действовать, чтобы было круто. А с другой стороны, рынок вообще в этом не заинтересован. У него другие цели и задачи (ну я так надеюсь, что волю рынка мне озвучивали коллеги, которые и правда ее понимают). И, собственно, те задачи, которые двигали бы отрасль вперед в плане дизайна, юикса, маркетинговых стратегий и всего сопутствующего, остаются либо на энтузиазме и в свободное от работы время, либо вообще не попадают в повестку.
И получилось как-то совсем не так, как мне хотелось бы. Потому что в итоге я стал заниматься тем, от чего всю профессиональную жизнь бежал - нудной рутиной, очевидная бесперспективность которой выедала изнутри всю мотивацию идти с утра на работу. Я полноценно осознал это лишь уволившись и отдохнув неделю, вообще не открывая фотошопа.
Только полноценно отдохнув от работы я понял, что последние три месяца жил в бескомпромиссном аду, когда я фигачил днем в офисе, вечерами и ночами дома, по выходным и даже ежедневно в пятинедельном отпуске, который взял, чтобы побыть с семьей, когда родилась дочь. Фрилансеры, которые должны были меня разгружать, только усугубляли ситуацию, поскольку на их контроль требовалось даже больше усилий и личного времени, нежели если бы я рисовал все сам. Хотя объемы работ в месячном эквиваленте конечно утроились. И было бы ничего, если бы я видел в этом какую-то нормальную цель или результаты, нет, это была просто работа ради работы. Без конца.
Вы не подумайте, это не жалобы, это просто ретроспектива ощущений. Если бы не новое предложение о работе, которое я получил от Точки, вообще бы вряд ли задумался обо всем этом. По правде говоря, область екоммерса интересная для дизайнера, в ней очень большой потенциал для решений и проверки гипотез + большая разнообразная аудитория для изучения поведения (мое любимое). Моей ошибкой было то, что я взялся за все сразу и сам. А на деле хотел заниматься только интерфейсами и пользовательским взаимодействием. Но в результате вышеописанных событий на рынке доля этой части моей работы скатилась практически к нулю. Как и внедрение уже готовых решений. Это постепенно приводило к мрачной неудовлетворенности и разочарованию.
Какое-то время назад я приучил себя делать выводы из чем-то обозначенных периодов жизни. Собственно этот пост как раз и является таким итогом моих размышлений. Мне нравилось то, чем я занимался в Контуре. Теперь в Точке я буду заниматься тем же самым. Но также должен сказать, что мне совершенно не стыдно за ту работу, которую я выполнял эти четыре года. Особо горжусь тем, что вместе с компетентными единомышленниками придерживались в приоритете интересов пользователей. Все отстоять не получалось никогда, разумеется. Но мы старались, и это было увлекательное соревнование между целями каждого элемента структуры и удобством конечного покупателя. Как там говорится, делай пиздато, а хуево само получится - было нашим неформальным лозунгом.
И еще добавлю к последнему, дабы не быть неправильно понятым. Это нормально решать задачи в интересах бизнеса. Это нормально выстраивать взаимодействие с пользователем на получение максимальной прибыли от него. Это нормально внедрять решения, которые подталкивают к покупке. И нормально, что не все они могут нравиться. Ненормально в этом случае только одно - решать собственные проблемы за счет покупателей, которые несут тебе деньги и платят тебе зарплату, когда этого можно избежать. Да-да, и в этом нет противоречий. И конечно же не нужно воспринимать этот пост как критику компании. Повторю, это ретроспектива собственного профессионального опыта в попытке избежать аналогичного в дальнейшем.
Ну и на этой ноте пора закруглиться. Пока, е96, пусть у тебя все получится. Хорошее было время, крутая была команда, мы очень многое сделали правильно. И привет, Точка. Аминь.