Образовательный процесс

Jan 27, 2014 12:46

Разговорились с приятелем вечером после лекции в скайпике. Он особый любитель ходить на всякие курсы и подобные мероприятия. Я нет. Только на что-то кажущееся мне реально полезным, профессионализм преподавателя в этом случае играет далеко не первую роль. Из нашего диалога и родился этот пост.

Мысль о том, что даже глубокий профессионализм не гарантирует умения обучать с каждым днем крепнет во мне все сильнее. Я сейчас рассуждаю по-дилетантски, конечно, без какой-то конкретной опоры на реальные статистические закономерности, однако, эмпирически на данный момент для меня это кажется неопровержимым. С одной стороны это означает, что будь ты хоть супер профессионалом, не факт, что ты сумеешь научить этому другого человека, максимум - передашь какие-то рабочие техники. С другой - можно не обладать глубоким практическим знанием области, чтобы обучить и научить человека учиться.

Первый вывод кажется неоспоримым. Второй очень спорным, но тем не менее весь современный коучинг основан именно на нем. Правда я не верю в эту модную штуку для высасывания денег.

Осмысление тех образовательных курсов и мероприятий, которые я посетил, оставило у меня ощущение отсутствия понимания когнитивного процесса у части преподавателей. Часто было так, что с ровного места меня кидали в реку и говорили, ну плыви, если получится, мы тебе потом расскажем, какие ошибки ты совершил. И если у меня не было случайных предпосылок выплыть, я чувствовал разочарование, бессилие и демотивацию. Продолжать не хотелось.

Вместо того, чтобы по шагам показать и потренировать каждое движение, преподаватель давал какой-то пространный устный курс из своего опыта (чаще всего), а затем бросал меня в реку. Может быть его самого так учили, может он считает это каким-то особым способом научения. Я же, видя сходство таких приемов у разных людей, сделал для себя вывод, он просто не умеет передавать свои знания и опыт другому человеку.

Потому что есть и другой подход, когда обучение гармонично перекатывается от основ и помощи преподавателя к самостоятельному успешному решению задач по теме. И это сильно мотивирует, радует и увлекает. Это было и в универе, и после него. Везде встречались профессионалы, которые навсегда отвращали меня от многих дисциплин, казавшихся мне до этого очень интересными. Чего мне стоило, например, 14 раз сдавать зачет по квантовой механике. Надо ли говорить, какого я мнения теперь о «всемирно известном» профессоре, который этот предмет у меня как бы вел, а точнее каждую лекцию рассказывал, как он ездил в Германию и какие там замечательные студенты, не чета нашим.

Наверное, уже с тех времен я начал осознавать, что для обучения других людей чему-то недостаточно хорошо знать предметную область и добиться в ней успеха. Нужно еще уметь обучать. И этому тоже надо научиться хотя бы в какой-то приемлемой степени перед тем, как практиковать. Ибо то, что я вижу последнее время в области обучения по крайней мере в дизайнерской среде, меня сильно удручает. Конечно, можно со временем тупо натренироваться на хомячках, но это никогда не будет полноценным образованием.

УрГУ, 2014, образование, коучинг, философия

Previous post Next post
Up