Как сделать большой проект

Dec 30, 2018 16:38





Впереди новогодние праздники, возможно, вы используете это время, чтобы спланировать большие задачи на год (рекомендуется). Надеюсь, эта заметка поможет вам в планировании.

Большой проект отличается от маленького примерно так же, как спринтерская стометровка отличается от марафона. Стометровку может пробежать кто угодно. Медленно, криво, спотыкаясь, но пробежит. На худой конец пройдёт пешком или проползёт. С марафоном так не получится. Даже пройти такую дистанцию под силу не каждому, а уж пробежать и подавно. На марафоне возникает множество самых неожиданных неприятностей. Скажем, если вы не бегун, вас может удивить, что в марафонском забеге вам может до крови натереть соски обычной майкой, см. фото выше.

Из-за огромных размеров «марафонского» проекта в силу вступают совершенно другие законы и проблемы тоже совершенно другие, а, значит, и решения, работающие для «спринтов», не подходят.

За последние пару лет я сделал два больших проекта: книгу «Управление проектами, людьми и собой» написал за 1 год 5 месяцев и 17 дней; Бизнес-акаунт Драйва2 сделал приблизительно за год и четыре месяца. Конечно, эти проекты я сделал не в одиночку, я был частью команды, но участвовал непосредственно и был в самой гуще событий. Ещё один большой проект я провалил - это игра «Дедлайн». И два пилю прямо сейчас - ремонт в квартире и «Конспект». Статистика небольшая, но, мне кажется, я увидел паттерн - и мои большие проекты, окончившиеся успешно, и проекты других людей, которые я изучал, устроены сходным образом.

* * *

Итак, я утверждаю: успешный большой проект устроен как бутерброд, он состоит из трёх этапов - старт, бег и финиш.

Старт

Если вы собрались пробежать марафон, надо хоты бы надеть кроссовки, прийти на забег и начать двигать конечностями, когда будет дан стартовый сигнал. Так и с проектами. Многие большие проекты проваливаются, не успев начаться. Люди просто бояться стартовать. Они анализируют, планируют, копят ресурсы и... ничего. На английском есть даже термин - analysis paralysis.

Если вы хотите сделать большой проект, вам надо начать. Тут как раз прекрасно подойдёт «сделать», «флекс» и «прямо сейчас». Вам надо собрать волю в кулак, избавиться от всего, что мешает и на что не хватает сил, времени и ресурсов, и стартануть.

Первая версия должна быть минимально полезной и для людей, и для самого проекта. То есть спроектировать базу данных, нарисовать интерфейс или написать бизнес-план - не катит. Штука должна сразу хоть как-то работать.

Первой версией книги по управлению была промостраница с почтосборником, к которой позже добавилась демо глава и предзаказ - люди сразу получили полезную информацию, а книга нашла первых читателей.

Первой версией Бизнес-акаунта Драйва2 была новая страница компании на Драйве2 - компании получили фишку, которая помогла их бизнесу, а Бизнес-акаунт увеличил лояльность компаний.

Первой версией игры «Дедлайн» была бумажная игра, в которую я предложил поиграть участникам курса по управлению - студенты получили больше информации и развлеклись, проект получил отзывы игроков.

Первой версией «Конспекта» был студенческий проект «Минутки» - студенты получили диплом и потренировались делать проекты, проект получил проработанную базовую идею и прототип.

Со своим ремонтным проектом я ошибся - не запустил первую версию. Я стал сразу делать сложный ремонт, сносить стены. Во многом эта ошибка была сделана из-за того, что я планировал сразу переехать в эту квартиру, и нужен был достаточный для жизни уровень комфорта. Позже планы поменялись, и я уехал в Москву, где сейчас и нахожусь. Если бы я сразу рассчитывал на Москву, я бы сделал ремонт так, чтобы всю зиму квартиру можно было сдавать, получая небольшой доход.

Старт надо сделать за несколько недель. После старта начинается бег.

Бег

Самое сложное в марафоне - собственно бежать. Именно во время бега возникают все неприятные неожиданности. Именно во время бега с дистанции сходит основная масса спортсменов. Так и с проектами. Основная масса дохнет во время основной работы. Не облажаться с этапом бега помогут знания и хитрости.

Самое главное - вы должны понимать, что вас ждёт во время бега. А вас ждёт пиздец. И не просто один раз пиздец. А постоянный продолжительный пиздец. И спасти вас и проект в этом пиздеце может только одно - постоянное движение вперёд.

Делать. Главное слово во время этапа бега - «делать». Вы должны регулярно, постоянно, изо дня в день делать проект. Это единственный способ его сделать. Надо всё время бежать. Если сложно, бежать медленно. Если повезло, бежать быстро. Но бежать:

В проекте игры «Дедлайн» я очень мало думал об этапе бега. Поэтому большую часть времени игру просто никто не делал. Были эпизодические вспышки активности вроде поездки в Рязань, но вспышки на марафонской дистанции бесполезны, нужна ритмичная работа и выносливость, чтобы её выдержать.

Ресурсы. Какая бы у вас сила воли ни была, если нечего будет жрать, вы не продержитесь. Поэтому уделите планированию ресурсов время. Берите пример с Руаля Амундсена и не берите с Роберта Скотта.

Когда книга по управлению была готова на 12% и прошло примерно 100 дней от старта, иллюстратор книги понял, что не может больше продолжать работу - он не рассчитывал на такой длительный проект. Это был один из самых страшных моментов в проекте.

Вам надо рассчитывать на долговременную поддержку проекта и об этих ресурсах надо позаботиться. Например, чтобы поддерживать «бег» компании Блю Ориджин Джефф Безос ежегодно продаёт акции Амазона на один млрд долларов.

Конечно, можно рассчитывать на удачу и выкручиваться по ходу, но это усилит ад, хотя это всё равно лучше, чем вообще ничего не делать.

Допинг. Бежать на длинную дистанцию трудно, во время бега обязательно надо пить и подкрепляться. Так и с проектом. Вам нужны небольшие уколы дофамина и, желательно, денег, чтобы не потерять интерес. Очень хорошо подойдут всякие публичные акции. Можно вести дневник проекта, можно выпускать тестовые версии или кусочки продукта.

Книга по управлению выходила частями. Всего было около десяти запусков, когда мы сообщали о выходе очередной порции глав:



Ещё один хороший допинг - внутренние дедлайны, то есть «гвозди» забитые в гусеницу, символизирующую проект. Такие дедлайны, как и любые другие, помогают принимать решения и отбрасывать лишнее:

Гвозди в гусенице

Рабочие обещали поклеить обои к пятнице. Пятница пришла, а поклеено только полстены

fff.works


Факапы. Неприятности в большом проекте неизбежны. Слишком много всего. Люди подведут. Вы сорвёте внутренние дедлайны. Сболтнёте лишнего на публике.

Не впадайте в апатию. Ошибку можно исправить. К сказанному применить принцип «анду». Если упали, поднимайтесь и идите дальше, даже если все вокруг свистят и плюются. Даже если это делают люди из вашей же команды - fuck them. Единственный способ исправить ошибку - довести проект до конца.

Здоровье. Для меня самого всегда больно просрать срок, я ведь топлю за то, чтобы всё точно в срок запускать. Конечно, успеть к сроку - это классно, но если каждый внутренний дедлайн на этапе бега будет подвигом, можно надорваться.

В спринтерском проекте можно добежать из последних сил, запустить и всем умереть. В марафонском проекте это не сработает, там таких запусков десятки. Поэтому, если приходится выбирать - дожать к сроку и сдохнуть или просрать срок, но сохранить здоровье и команду, надо выбирать здоровье и команду. Хер с ним с этим дедлайном, победа в войне важнее победы в битве. Из факапа, конечно, надо сделать выводы на будущее и бежать дальше.

Финиш

Итак, вы почти добежали. Проект почти готов. Силы, деньги, нервы на исходе. В этот момент очень легко расслабиться и бросить работу. Или наоборот испугаться, что проект ещё не готов и начать бесконечно его полировать, это называется страх запуска.

Главное слово на этом этапе - дожим. Переключайтесь обратно в режим сделывания. Превращайтесь в зелёного Халка и дожимайте проект.

Очень хорошо для финиша работает публичный дедлайн. Публикуете дату публичного пуска и хуярите, чтобы её выполнить.

Книгу по управлению мы так и выпустили - презентация состоялась 20-го декабря 2018 года. В момент анонса несколько разворотов ещё было не готово, один даже пришлось удалить, чтобы успеть:



В проекте Бизнес-акаунта Драйва2 мы опубликовали дату запуска. Первого февраля 2018 года запускалась новая платная версия акаунтов, а старые бесплатные закрывались:



P. S.

Думаю, что всё написанное можно масштабировать в очень широких пределах. Можно так сделать проект и в несколько недель и в несколько лет.

Большой проект, Управление проектами

Previous post Next post
Up